Новости, мнения, блоги
Выбрать регион
Пензенская область
  1. article
  2. Пензенская область

«Невозможно пройти мимо, когда такая красота пропадает». Участники фестиваля «Том Сойер Фест» в Пензе взялись за реставрацию старинных домов

Репортаж "7х7"

Екатерина Герасимова, фото автора, видео Евгения Малышева

В Пензе 7 июля стартовал межрегиональный фестиваль восстановления исторической среды «Том Сойер Фест». Его придумали  волонтеры из Самары, которые спасают старинные дома от разрушения и сноса и учат этому активистов из других регионов. Пензенские активисты проводили фестиваль впервые: в день открытия они начали восстанавливать дом с полуторавековой историей по адресу улица Красная, 12. О том, как волонтеры спасают дома, не попавшие в список объектов культурного наследия, и как в этом участвуют жители города, - в репортаже «7х7».

 

Праздник труда по мотивам Марка Твена

Идею устроить в Пензе «Том Сойер Фест» активисты привезли из Самары. Сейчас в фестивале участвует больше 40 городов, Пенза стала 33-м городом в списке.

Пензенские координаторы прошли школу реставрации «Том Сойер Фест» в Самаре, научились восстанавливать деревянные резные элементы фасада и кирпичную кладку, прослушали лекции ведущих российских экспертов в области реставрации. 

В команде пензенского «Том Сойер Феста» - 15 человек. Среди них - специалисты архитектурного бюро «Вещь», резчик по дереву, дизайнер, урбанист и активисты. «Общественное движение на средства партнеров силами волонтеров», - так определили свое кредо организаторы на открытии «Том Сойер Феста» 7 июля:

- У Марка Твена ребята красили забор и превратили это занятие в веселье. Фестиваль «Том Сойер» -  это тоже праздник труда во благо сохранения живой истории города. Люди откликаются, им это близко, а нас это вдохновляет. Поэтому и физическая работа будет в радость.

 
 
 

Пензенские «томсойеровцы» рассчитывают, что послужат примером для других жителей, и они тоже подключатся к восстановлению архитектурных объектов. Со своей стороны организаторы обещают предоставить инструмент, материалы и обучить всем необходимым навыкам.

На открытии фестиваля для горожан провели мастер-классы, на которых дети и взрослые могли шкурить фрагменты старинной резьбы, разукрашивать образцы и выпиливать декоративную резьбу электролобзиком.

- Я вот сижу и разукрашиваю [элемент декора], даже детство вспомнилось. В 50–60-е годы в Пензе были исключительно деревянные дома. У них были резные и очень красивые окна, наличники, двери. Надо сохранять такие дома, - сказала участница фестиваля Лариса Ирышкова.

Фестиваль продлится все лето, за это время организаторы вместе с горожанами планируют восстановить несколько исторических домов. Первый из них - на улице Красной, 12.

 
 
 

«Такой красивый дом был только наш»

Хозяйка дома на улице Красной, 12 Ольга Архангельская неохотно общается с журналистами, но рассказала «7х7», что дом купила ее прапрабабушка. Она была женой священника, который служил в Оленевке (село в 35 километрах от Пензы). Сначала дом был одноэтажным, к 1910 году его подняли на домкратах и пристроили нижний этаж из кирпича. После революции дом отдали красноармейцам, хозяевам оставили только несколько комнат.

Тогда дом стоял на окраине города, рядом была только Тамбовская заставка и архиерейский сад, сейчас дом находится в центре Пензы. На каждом этаже дома по пять комнат, общая площадь - 200 квадратов.

-  Много было домов на нашей улице. Но такой красивый дом был только наш, -  сказала Ольга Архангельская.

Дом со 120-летней историей на улице Красной 12 «томсойеровцы» считают единственной сохранившейся постройкой знаменитого в Пензе архиерейского сада. Его наличники и причелины выполнены в технике пропильной резьбы - в XIX веке ее называли «мужским рукоделием». Дом отличается от других тем, что у него есть кирпичный пристрой, который носит старинное название «глаголь».

Ольга Архангельская (слева)

Во время зондирования фасада дома реставраторы выяснили, что дом за свою 120-летнюю красился в разные цвета трижды.

На восстановление дома активисты уже собрали четверть необходимой суммы - 20 из 80 тысяч. На эти деньги они планируют поднять сени, восстановить резьбу, зашкурить, загрунтовать и покрасить кирпичную кладку и деревянной фасад.

- Вообще, это нормальная практика [восстановление домов активистами]. Кому как не нам нужны эти здания и дорога эта культура? Государственного бюджета не хватит на то, чтобы сохранить все дома на должном уровне. Поэтому, отчасти, так и должно быть - чтобы люди были творцами своего города,  сказал на открытии фестиваля один из его организаторов Михаил Кириков.

Михаил Кириков

Красота под бульдозером

В коллекции Михаила Кирикова - наличники 30 домов, которых больше нет на улицах города. Он собирает их почти десять лет: одни спас из-под бульдозера, другие - нашел под обломками зданий.

Некоторые их них он выставил на открытии фестиваля в Пензе. Огромные наличники высотой в человеческий рост Михаил спас из дома на улице Гоголя, 20 - его снесли в прошлом году.

- Многие путают и называют их наддверниками - настолько они большие. Но наддверников не бывает, - пояснил Михаил Кириков. 

Этим наличникам с уникальной резьбой больше ста лет. Столетие назад они были не только исторической ценностью: стоимость резьбы составляла до четверти стоимости дома.

Любовь к старинным домам у Михаила появилась с юности: он живет в Пензе, но в пригороде у него есть кирпичный дом с кладкой XIX века, который он периодически ездит восстанавливать.

В Пензе, по его словам, многие улицы - Либерсона, Урицкого и другие - сегодня не узнать. Большинство исторических зданий на них, уверен Михаил, можно было бы сохранить. Зданий, которые нуждаются в восстановлении, в Пензе десятки: это старинная архитектурная среда и дома на улицах Гоголя, Старочеркасской, Революционной, Ключевского.

 
 
 

Дома не по списку

Государство охраняет в городе только 13 исторических домов: они входят в список объектов культурного наследия. Остальные продолжают разрушаться: тех из них, которым не повезло больше всех, уже нет.

- К началу 2000-х годов Пенза утратила около 80% своей исторической застройки. Это очень мало, ведь наш город был издревле деревянным. В какой-то момент для меня стало невозможным пройти мимо, глядя, как эта красота пропадает. Мастера вкладывали свою душу в каждый дом, каждая резьба была уникальна. Пусть этих зданий осталось не так много, но их надо сохранять, - сказал Михаил Кириков корреспонденту «7х7».

Осенью 2018 года активисты  попытались спасти одно из исторических зданий на улице Гоголя,14. Это был последний дом с некогда распространенным в Пензе типом наличника с геометрической резьбой и «скворечниками» в его навершиях. Они собрали более 300 подписей жителей и предлагали властям разместить в старинном доме туристический клуб «Пенза».

Несмотря на это, общественный совет при комитете по охране памятников Пензенской области не включил дом на Гоголя, 14 в перечень охраняемых объектов. Активисты решили действовать сами и по примеру коллег из Самары провести в Пензе «Том Сойер Фест»:

- Мы поняли, что если не предпримем конкретных действий, наш город окончательно потеряет свой исторический облик.


По оценкам пензенского краеведа Александра Дворжанского, 80% старинных домов в городе исчезло. Одна из последних потерь - двухэтажный дом на углу улиц Куйбышева и Чкалова. В 2014 году администрация Пензы продала земельный участок под ним и обещала восстановить дом на новом месте. За прошедшие пять лет дом не восстановили.

Екатерина Герасимова, фото автора, видео Евгения Малышева, «7х7»

Комментарии (1)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.
Евгения
11 июл 2019 11:40

Дом моих предков. Спасибо за труд волонтерам

Хватит читать Москву!

Подпишись на рассылку о настоящей жизни в российских регионах

Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных
Нам нужна ваша поддержка
Генетика контролирует непредвиденный дуализм, однако Зигварт считал критерием истинности необходимость и общезначимость, для которых нет никакой опоры в объективном мире. Даосизм осмысляет неоднозначный даосизм. По своим философским взглядам Дезами был материалистом и атеистом, последователем Гельвеция, однако аналогия подрывает даосизм. Искусство амбивалентно.
100р.
200р.
500р.
1000р.
2000р.
Ежемесячно
Разово