Горизонтальная Россия
Архангельская область
Собирается ежемесячно 27 705 из 50 000
Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Архангельская область
  2. «Занырнуть в виртуальное Поморье». В Архангельске открыли VR-инсталляцию с переосмыслением традиционного краеведческого музея

«Занырнуть в виртуальное Поморье». В Архангельске открыли VR-инсталляцию с переосмыслением традиционного краеведческого музея

Мария Гаврилова, фото Ивана Митюшева

Кураторы мурманской арт-платформы Fridaymilk и их коллеги по творческим проектам 24 мая в Доме молодежи Архангельска открыли инсталляцию Поморского музея в формате виртуальной реальности. 25 мая молодые художники провели мастер-класс для жителей города по переосмыслению городской среды и созданию масок для Instagram и Facebook. Подробности — в репортаже «7x7».

Проект: предыстория

AR/VR лаборатория «Третья реальность» — коллективный проект, который включает в себя работу художников с виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальностью. Его придумали и реализовали единомышленники из нескольких творческих групп: кураторской платформы Fridaymilk (Мурманск), объединения Fluc28 (Москва) и Галереи Промышленной Истории (Петрозаводск). Два года назад в Архангельской области участники проекта были в арт-экспедиции и собирали аудио- и видеоматериалы для работы. Сейчас лаборатория отправилась в турне по северным российским городам.

— Мы обязательно хотели к вам приехать, для нас это как отдать дань уважения вашему городу и вашей культуре, — сказал на открытии лаборатории креативный директор Fridaymilk Олег Хадарцев.

Олег Хадарцев

На презентацию под названием «Цифровое наследие» в областной Дом молодежи в пятницу 24 мая пришло около 30 человек. На большом экране бывшего кинозала показывали фото и видео. Это были, к примеру, улицы Архангельска со столбами, заклеенными обрывками рекламных объявлений, здания эпохи соцарта, а также неотреставрированные деревянные церкви, которые до сих пор стоят в селах региона.

Олег Хадарцев начал свой рассказ с воспоминаний. Два года назад он был куратором арт-резиденции с говорящим названием uncapitals — «не-столицы». Миссия проекта заключалась в перемещении культурного центра из традиционных «столиц» (Москва, Петербург) в менее крупные, но интересные своей самобытностью и богатые на культурные открытия точки на карте. Тогда одной из таких точек стал небольшой город в Архангельской области Онега, расположенный неподалеку от Белого моря, а также старинное село Ворзогоры в 25 километрах от него. В 2017 году в экспедицию в эти места отправились более 30 художников, дизайнеров, программистов, урбанистов из разных регионов России, а также из Норвегии, Швеции и Финляндии. Они ходили на экскурсии в местный краеведческий музей, общались с местными жителями, исследовали культурные объекты.

— Мы рефлексировали на тему союза технологий, современного искусства с традиционным наследием территории, на которой работали. Яркие умы собрались, чтобы переосмыслить увиденное в экспедиции и выдать какой-то продукт. Результат нашего, я подчеркну, субъективного восприятия мы представляем вам сегодня. Это то, как по нашей версии мог бы выглядеть музей поморской культуры в перезагруженной версии, для новых поколений, — сказал Олег.

 
 
 

Он попросил аудиторию не судить строго этот цифровой «продукт», поскольку создавали его преимущественно люди, до экспедиции друг с другом не знакомые, а по времени это длилось всего лишь три дня. До сих пор организаторы спорят, стоило ли дорабатывать, доводить его до ума, но единого мнения так и не сложилось, поэтому он продолжает существовать в первоначальном виде.

Тепло поморской печи и фильм-360 про Ворзогоры

Кураторы предложили участникам «занырнуть в виртуальную реальность». Все, что для этого нужно — компьютер и подключенный к нему специальный шлем. Инсталляции две. Первая — сам виртуальный музей. Надеваешь шлем — и путешествуешь с помощью джойстика по пяти его комнатам. Своеобразным порталом для перемещений между ними служит комната с печью. В обычном музее это был бы холл с кассой. Чтобы переместиться, нужно взять виртуальное полено и подкинуть его в огонь. По задумке художников, печь — это сердце поморской культуры, тепло, которое постоянно нужно поддерживать, возвращаясь к нему.

Далее каждый зал имеет свой символ: поморская панка (обрядовая деревянная кукла), ружье, книга, поморский календарь (четырехгранный брусок, грани которого соответствуют временам года. Счет вели слева направо по традиционному циклу — от 1 сентября до 31 августа). Где окажется герой каждого виртуального путешествия, сказать трудно, поскольку оно похоже на квест: от того, какие действия предпринимает посетитель музея с виртуальными предметами, зависит маршрут его экскурсии. Можно было, например, очутиться в колыбели и слушать старинную сказку, побывать на промысле тюленей или прокатиться на пароходе.

 
 
 

К интерактивному музею выстроилась очередь из участников встречи. Одним из первых на экскурсии побывал директор Представительства Норвежского Баренцева Секретариата в России Андрей Шалев.

— Давно знаю этих ребят. Наша организация была одним из спонсоров их проекта. Поэтому мне было любопытно посмотреть, что получилось в результате «стыка» реальности и виртуальности, прошлого и современности. Это вызывает хороший отклик у молодежи в первую очередь, они знакомятся с поморской культурой. Я сам в первый раз надел шлем виртуальной реальности и понял, что для нашего поколения эта вещь, конечно, совершенно революционная. Ощущение, будто ты в компьютерной игре. Мне понравилось, забавно и здорово, — рассказал он корреспонденту «7x7» о своих впечатлениях.

Другая инсталляция представляла собой киносеанс. Художники создали фильм в формате 360 градусов: надеваешь шлем и можешь крутить головой во все стороны и смотреть кино. Десятиминутная зарисовка погружала зрителя в путешествие команды художников в село Ворзогоры. Зритель тоже становился ее членом: он ехал с ними в машине, рассматривал окружающие ландшафты, слушал рассказ местного жителя о былом и настоящем, изучал изнутри старинную деревянную церковь.

В 2018 году кино про Ворзогоры показывали во внеконкурсной программе Каннского кинофестиваля.

Что будет дальше

Завершилась презентация в Доме молодежи свободным общением между художниками и участниками встречи.

— У нас не было цели сделать этот проект для какого-то конкретного практического применения в музее или в образовательных организациях. По сути, у нас получился свой субъективный виртуальный музей, у которого практическое применение может быть абсолютно такое же, как и у обычного. Сейчас мы пытаемся максимально «провезти» его по регионам Северо-Запада и показать, а дальше посмотрим, что будет. Возможно, фильм выложим в сеть для общего доступа, — рассказала о планах арт-группы исполнительный директор Fridaymilk Жанна Гузеева.

На другой день жители Архангельска участвовали в воркшопе по дополненной реальности (AR) в Центре социальных инноваций. Руководитель этого направления Филипп Гузеев прочел лекцию об истории дополненной реальности, технологии ее создания и современном ее применении художниками и музейными работниками. После этого участники отправились на прогулку по Архангельску, чтобы вдохновиться городскими пространствами и объектами, определить места, которые могли бы приобрести новые художественные смыслы с помощью технологии AR.

Филипп Гузеев

— Познакомили ребят с программой от Facebook под названием Spark AR Studio. С ее помощью они смогли сразу же свой контент разместить в социальных медиа — Facebook и Instagram. То есть сразу же у художника есть выход на широкую публику, есть шанс сделать продукт вирусным и широко известным. То же самое касается и фильтров и масок в соцсетях. Эти инструменты молодым артистам интересно сейчас использовать для своих художественных высказываний, — отметил Филипп.

В Мурманске лабораторию «Третья реальность» уже показывали на фестивале «Инверсия» в феврале 2019, а после Архангельска ее презентуют для жителей Петрозаводска. Завершится турне в Сыктывкаре, точные даты пока неизвестны.


Fridaymilk — группа независимых кураторов, менеджеров и художников, сформированная за Полярным кругом. Базируется в Мурманске. Основная миссия — децентрализация культурных центров, их смещение из традиционных культурных столиц в регионы. Художники в своих проектах размышляют о жизни на Крайнем Севере, ищут новые пути развития для этой территории и пытаются ответить на вопрос — уехать или остаться.

Мария Гаврилова, фото Ивана Митюшева, «7х7»

Материалы по теме
Комментарии (0)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.
Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
Архангельская областьИсторияАрхангельскКультураОбщество

Хватит читать Москву!

Подпишись на рассылку о настоящей жизни в российских регионах

Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных
Нам нужна ваша поддержка
Мы хотим и дальше давать голос тем, кто прямо сейчас меняет свои города к лучшему: волонтерам, предпринимателям, активистам. Нас поддерживают благотворители и спонсоры, но гарантировать развитие и независимость могут только деньги читателей.
Ежемесячно
Разово
Сумма
100
200
500
1000
2000
Нажимая на кнопку «Поддержать» вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности