Новости, мнения, блоги
Архангельская область

«Не конфликт, а ситуация недосказанности». Губернаторы Архангельской области и НАО хотят объединить авиаотряды двух регионов. Летчики и депутаты не понимают, зачем

В апреле 2019 года на международном форуме «Арктика — территория диалога» губернатор Архангельской области Игорь Орлов и глава Ненецкого автономного округа Александр Цыбульский подписали соглашение о создании авиакомпании «Арктика» на базе авиаотрядов двух регионов. Было заявлено, что новая компания возьмет в лизинг у государства три самолета «Сухой Суперджет», а предприятие выйдет на уровень межрегиональных авиаперевозок. Пилоты 17 мая вышли на митинг против «Арктики» и небезопасных суперджетов. Депутаты регионального парламента 24 мая попытались разобраться в происходящем на круглом столе, где присутствовали летчики и министр транспорта Архангельской области Вадим Кривов. Подробности встречи — в обзоре «7x7».

Что будет: версия правительства

Круглый стол инициировала фракция «Справедливая Россия».

— Авиаторы к нам обратились по вопросу создания новой авиакомпании, а информации о ней в открытом доступе мы не нашли. Мы пригласили обе стороны в так называемом конфликте. Но я бы сказала, что это не конфликт, а ситуация недосказанности и неимение полной информации, — объяснила руководитель фракции Ирина Чиркова.

Министр транспорта Архангельской области Вадим Кривов рассказал, что планируемая авиакомпания «Арктика» не будет отдельным юридическим лицом, она — подразделение внутри «2-го Архангельского объединенного авиаотряда» для межрегиональных перевозок. Хотя ранее СМИ сообщали, что предприятие будет основано именно как объединение двух авиаотрядов — Архангельской области и НАО.

— При этом архангельский авиаотряд никаких преобразований претерпевать не будет. Все остается, как было, в том числе социальная нагрузка по внутрирегиональным перевозкам. Субсидии, которые область выплачивала предприятию, сохраняются. Такую же поддержку предполагается оказывать и новому подразделению в случае возникновения убытков от пассажирских перевозок. Это задекларировано и со стороны Архангельской области, и со стороны НАО. Никаких страхов о банкротстве быть не должно, — сообщил министр.

По его словам, сейчас консалтинговая компания разрабатывает бизнес-план будущей «Арктики», и только после этого последуют практические шаги — приобретение «Сухих Суперджетов». О субсидиях на их приобретение и обучение пилотов 23 мая заявлял губернатор НАО Александр Цыбульский.

Была ли заявка на покупку суперджетов

— Вы говорите, что никаких конкретных шагов не предпринимается, однако генеральный директор нашего отряда уже подал заявку в Государственную транспортную лизинговую компанию на приобретение суперджета. Именно эти практические шаги в отсутствие финансово-экономического обоснования проекта вызывают обеспокоенность в коллективах авиаотрядов. Кроме того, уже заявлено руководством региона, что летом компания «Арктика» полетит, — обратился к Вадиму Кривову заместитель командира летного отряда из Нарьян-Мара Александр Король.

Министр ответил, что слышит об этой заявке впервые. Генеральный директор авиаотряда НАО Валерий Остапчук не присутствовал на обсуждении. Корреспондент «7x7» связался с ним 25 мая по телефону.

— Меня ввели в заблуждение. Губернатор округа [Александр Цыбульский] сказал, что уже все решено официально, и попросил меня подать заявку на приобретение самолетов, как бы «застолбить» их. Да, я подал заявку. Но это пока ни о чем не говорит, так как деньги не заплачены. В самой заявке нет технико-экономического обоснования. То есть, по сути, она до конца не сформирована. Я поставил условие, что пока не увижу четкого экономического обоснования, я ни одного документа больше не подпишу, — сообщил Валерий Остапчук.

Пресс-секретарь губернатора Архангельской области Артем Ботыгин сообщил «7x7», что Игорь Орлов в командировке и пока не может комментировать ситуацию, а ему самому ничего не известно о заявке НАО на приобретение суперджетов.

Про копья и суперджеты

Гендиректор «2-го Архангельского объединенного авиаотряда» Юрий Давыдов назвал несколько причин нерентабельности будущей компании: исправность суперджетов — на уровне всего 56%, пилотов и инженеров на предприятии не хватает, летать этим самолетам будет некуда, так как на рынке межрегиональных авиаперевозок на Севере России уже работают пять компаний. Пилоты считают, что даже с субсидиями от правительства их предприятие не потянет использование новых самолетов. Кроме того, они считают их небезопасными.

— Если произойдет какой-то инцидент с этим суперджетом, а они по статистике случаются часто, то закроют всю компанию, — считает летный директор «2-го Архангельского объединенного авиаотряда» Сергей Шамов.

На все вопросы о рентабельности министр транспорта Архангельской области Вадим Кривов не смог ответить определенно, призывая авиаторов «не ломать копья» преждевременно и подождать появления конкретного бизнес-плана по созданию единой авиакомпании.

Александр Цыбульский, комментируя СМИ приобретение новых самолетов, говорил, что в авиаотряде НАО много старой авиатехники. «Я убежден, что 30-летний самолет точно не надежней российского суперджета», — заявлял глава Ненецкого автономного округа.

Недоумение в коллективе архангельского авиаотряда вызывало и появление в структуре предприятия новой должности — директора по развитию. Им стал экс-директор Корпорации развития Архангельской области Алексей Ковалев. Пилоты считают его далеким от авиации человеком, а местные СМИ называют наиболее вероятным кандидатом на пост гендиректора компании «Арктика».

— У меня подписан трудовой договор с директором архангельского авиаотряда и действительно нет профессионального авиационного образования. Но передо мной стоят задачи, связанные не с управлением воздушными судами, а с процессами, которые я знаю и понимаю. Сейчас я хочу подчеркнуть, что ни я, ни кто-либо другой не видел конкретных проектных документов по созданию авиакомпании. Их просто не существует. Есть замысел и факт подписания соглашения о намерении его осуществить между двумя руководителями регионов. Сейчас ничего не решено окончательно и ничего не понятно, мы обсуждаем лишь слухи. Может быть, анализ покажет, что вся конструкция нерентабельна, и оба губернатора откажутся от этой идеи, — рассказал депутатам Алексей Ковалев.

По итогам круглого стола «ситуация недосказанности» между правительством и пилотами не исчезла. Авиаторы Архангельской области и НАО не поверили в возможную отмену планов по объединению их отрядов. Остались вопросы и у депутатов регионального парламента. По итогам круглого стола они решили продолжать контролировать ситуацию и направить в правительство области резолюцию с запросом текста соглашения, которое подписали два губернатора, и полной информации о бизнес-плане будущей компании.


Акционерное общество «2-й Архангельский объединенный авиаотряд» занимается пассажирскими, почтовыми и грузовыми перевозками на территории Архангельской области. Вертолеты и самолеты предприятия выполняют работы в Арктике, участвуют в проведении поисково-спасательных операций и выполняют санитарные вылеты в отдаленные населенные пункты региона. В отряде работает около 500 человек. В конце 2017 года авиаотряд перешел из федеральной в региональную собственность.

«Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» — единственная авиакомпания НАО, занимающаяся всеми видами авиаперевозок.

Мария Гаврилова, «7х7»

Комментарии (0)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.

Последние новости