Горизонтальная Россия
Архангельская область
Собирается ежемесячно 25 435 из 50 000
Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
Мария Гаврилова
  1. Архангельская область
  2. «Не конфликт, а ситуация недосказанности». Губернаторы Архангельской области и НАО хотят объединить авиаотряды двух регионов. Летчики и депутаты не понимают, зачем

«Не конфликт, а ситуация недосказанности». Губернаторы Архангельской области и НАО хотят объединить авиаотряды двух регионов. Летчики и депутаты не понимают, зачем

Мария Гаврилова
коллаж Кирилла Шейна

В апреле 2019 года на международном форуме «Арктика — территория диалога» губернатор Архангельской области Игорь Орлов и глава Ненецкого автономного округа Александр Цыбульский подписали соглашение о создании авиакомпании «Арктика» на базе авиаотрядов двух регионов. Было заявлено, что новая компания возьмет в лизинг у государства три самолета «Сухой Суперджет», а предприятие выйдет на уровень межрегиональных авиаперевозок. Пилоты 17 мая вышли на митинг против «Арктики» и небезопасных суперджетов. Депутаты регионального парламента 24 мая попытались разобраться в происходящем на круглом столе, где присутствовали летчики и министр транспорта Архангельской области Вадим Кривов. Подробности встречи — в обзоре «7x7».

Что будет: версия правительства

Круглый стол инициировала фракция «Справедливая Россия».

— Авиаторы к нам обратились по вопросу создания новой авиакомпании, а информации о ней в открытом доступе мы не нашли. Мы пригласили обе стороны в так называемом конфликте. Но я бы сказала, что это не конфликт, а ситуация недосказанности и неимение полной информации, — объяснила руководитель фракции Ирина Чиркова.

Министр транспорта Архангельской области Вадим Кривов рассказал, что планируемая авиакомпания «Арктика» не будет отдельным юридическим лицом, она — подразделение внутри «2-го Архангельского объединенного авиаотряда» для межрегиональных перевозок. Хотя ранее СМИ сообщали, что предприятие будет основано именно как объединение двух авиаотрядов — Архангельской области и НАО.

— При этом архангельский авиаотряд никаких преобразований претерпевать не будет. Все остается, как было, в том числе социальная нагрузка по внутрирегиональным перевозкам. Субсидии, которые область выплачивала предприятию, сохраняются. Такую же поддержку предполагается оказывать и новому подразделению в случае возникновения убытков от пассажирских перевозок. Это задекларировано и со стороны Архангельской области, и со стороны НАО. Никаких страхов о банкротстве быть не должно, — сообщил министр.

По его словам, сейчас консалтинговая компания разрабатывает бизнес-план будущей «Арктики», и только после этого последуют практические шаги — приобретение «Сухих Суперджетов». О субсидиях на их приобретение и обучение пилотов 23 мая заявлял губернатор НАО Александр Цыбульский.

Была ли заявка на покупку суперджетов

— Вы говорите, что никаких конкретных шагов не предпринимается, однако генеральный директор нашего отряда уже подал заявку в Государственную транспортную лизинговую компанию на приобретение суперджета. Именно эти практические шаги в отсутствие финансово-экономического обоснования проекта вызывают обеспокоенность в коллективах авиаотрядов. Кроме того, уже заявлено руководством региона, что летом компания «Арктика» полетит, — обратился к Вадиму Кривову заместитель командира летного отряда из Нарьян-Мара Александр Король.

Министр ответил, что слышит об этой заявке впервые. Генеральный директор авиаотряда НАО Валерий Остапчук не присутствовал на обсуждении. Корреспондент «7x7» связался с ним 25 мая по телефону.

— Меня ввели в заблуждение. Губернатор округа [Александр Цыбульский] сказал, что уже все решено официально, и попросил меня подать заявку на приобретение самолетов, как бы «застолбить» их. Да, я подал заявку. Но это пока ни о чем не говорит, так как деньги не заплачены. В самой заявке нет технико-экономического обоснования. То есть, по сути, она до конца не сформирована. Я поставил условие, что пока не увижу четкого экономического обоснования, я ни одного документа больше не подпишу, — сообщил Валерий Остапчук.

Пресс-секретарь губернатора Архангельской области Артем Ботыгин сообщил «7x7», что Игорь Орлов в командировке и пока не может комментировать ситуацию, а ему самому ничего не известно о заявке НАО на приобретение суперджетов.

Про копья и суперджеты

Гендиректор «2-го Архангельского объединенного авиаотряда» Юрий Давыдов назвал несколько причин нерентабельности будущей компании: исправность суперджетов — на уровне всего 56%, пилотов и инженеров на предприятии не хватает, летать этим самолетам будет некуда, так как на рынке межрегиональных авиаперевозок на Севере России уже работают пять компаний. Пилоты считают, что даже с субсидиями от правительства их предприятие не потянет использование новых самолетов. Кроме того, они считают их небезопасными.

— Если произойдет какой-то инцидент с этим суперджетом, а они по статистике случаются часто, то закроют всю компанию, — считает летный директор «2-го Архангельского объединенного авиаотряда» Сергей Шамов.

На все вопросы о рентабельности министр транспорта Архангельской области Вадим Кривов не смог ответить определенно, призывая авиаторов «не ломать копья» преждевременно и подождать появления конкретного бизнес-плана по созданию единой авиакомпании.

Александр Цыбульский, комментируя СМИ приобретение новых самолетов, говорил, что в авиаотряде НАО много старой авиатехники. «Я убежден, что 30-летний самолет точно не надежней российского суперджета», — заявлял глава Ненецкого автономного округа.

Недоумение в коллективе архангельского авиаотряда вызывало и появление в структуре предприятия новой должности — директора по развитию. Им стал экс-директор Корпорации развития Архангельской области Алексей Ковалев. Пилоты считают его далеким от авиации человеком, а местные СМИ называют наиболее вероятным кандидатом на пост гендиректора компании «Арктика».

— У меня подписан трудовой договор с директором архангельского авиаотряда и действительно нет профессионального авиационного образования. Но передо мной стоят задачи, связанные не с управлением воздушными судами, а с процессами, которые я знаю и понимаю. Сейчас я хочу подчеркнуть, что ни я, ни кто-либо другой не видел конкретных проектных документов по созданию авиакомпании. Их просто не существует. Есть замысел и факт подписания соглашения о намерении его осуществить между двумя руководителями регионов. Сейчас ничего не решено окончательно и ничего не понятно, мы обсуждаем лишь слухи. Может быть, анализ покажет, что вся конструкция нерентабельна, и оба губернатора откажутся от этой идеи, — рассказал депутатам Алексей Ковалев.

По итогам круглого стола «ситуация недосказанности» между правительством и пилотами не исчезла. Авиаторы Архангельской области и НАО не поверили в возможную отмену планов по объединению их отрядов. Остались вопросы и у депутатов регионального парламента. По итогам круглого стола они решили продолжать контролировать ситуацию и направить в правительство области резолюцию с запросом текста соглашения, которое подписали два губернатора, и полной информации о бизнес-плане будущей компании.


Акционерное общество «2-й Архангельский объединенный авиаотряд» занимается пассажирскими, почтовыми и грузовыми перевозками на территории Архангельской области. Вертолеты и самолеты предприятия выполняют работы в Арктике, участвуют в проведении поисково-спасательных операций и выполняют санитарные вылеты в отдаленные населенные пункты региона. В отряде работает около 500 человек. В конце 2017 года авиаотряд перешел из федеральной в региональную собственность.

«Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» — единственная авиакомпания НАО, занимающаяся всеми видами авиаперевозок.

Мария Гаврилова, «7х7»

Материалы по теме
Мнение
11 май 2019
Гиорги Малания
Гиорги Малания
«Суперджет» как маркер системного кризиса
Мнение
9 май 2019
2
Алексей Карнаухов
Алексей Карнаухов
Суперджет – история про политические амбиции, которые стоят нам очень дорого
Комментарии (0)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.
Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
ТранспортАрхангельская область

Хватит читать Москву!

Подпишись на рассылку о настоящей жизни в российских регионах

Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных
Нам нужна ваша поддержка
Мы хотим и дальше давать голос тем, кто прямо сейчас меняет свои города к лучшему: волонтерам, предпринимателям, активистам. Нас поддерживают благотворители и спонсоры, но гарантировать развитие и независимость могут только деньги читателей.
Ежемесячно
Разово
Сумма
100
200
500
1000
2000
Нажимая на кнопку «Поддержать» вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности