Новости, мнения, блоги
Горизонтальная Россия

Профилактика правонарушений как инструмент репрессий. Рекомендации тульского правозащитника Алексея Власова для тех, кого вызывают на допрос

О мифах про Центр «Э» и о том, что делать, если вас «уговаривают» не идти на митинг

Как вести себя, если вас обвинили в экстремизме, пришли к вам для «профилактической» беседы, вызвали на допрос в отделение полиции, вручили предостережение от прокуратуры — об этом на третьем семинаре под названием «Кто стучится в дверь ко
мне?» из цикла «Дядя Стёпа» в Тульском отделении общества «Мемориал» рассказал правозащитник и эксперт тульского отделения общественного движения «Голос» Алексей Власов. Первые две встречи были посвящены правилам общения с сотрудниками полиции на протестных мероприятиях и правам человека при задержании. Интернет-журнал «7х7» публикует тезисы с семинара.

 

Надо жаловаться!

Сегодня разговор о профилактической работе полиции находится на острие последних принятых законов. Если с действиями полиции при задержании граждан более-менее ясно, то профилактика правонарушений все еще не нашла своего отражения в постановлениях Верховного суда. Поэтому жаловаться надо на каждое нарушение, допускаемое полицией. И лучше делать это в судебном порядке, на основании статьи 53 Федерального закона «О полиции». Оспаривание действий сотрудников полиции происходит в рамках Кодекса административного производства РФ, который был принят только в 2015 году, и судебная практика еще не устоялась.

К сожалению, существует системная проблема толкования судами российского законодательства. В соответствии со статьей 26.11 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ) и частью 1 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства (КАС), «суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению».

Это «внутреннее убеждение» не всегда согласуется со статьей 2 и статьей 18 Конституции РФ, которые определяют высшей ценностью права и свободы человека и гражданина. В связи с чем нельзя воспринимать российские суды как то место, где вы найдете справедливость. Их можно рассматривать лишь как транзит для подачи жалобы в ЕСПЧ.

В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции РФ, «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». То есть Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) является составной частью правовой системы Российской Федерации.

 

Зоны риска

Государственный терроризм

Кроме самого публичного мероприятия, есть еще две зоны риска, связанные политическим актинизмом:

1. До публичного мероприятия, когда сотрудники полиции ходят по домам и ведут «профилактические беседы»;

2. После мероприятия, когда полицейские вдруг начинают интересоваться вашей личной жизнью.

Генеральной ассамблеей ООН в Женеве 21 марта была принята Женевская декларация о терроризме (Генеральная Ассамблея ООН Док. А/42/307, 29 мая 1987 г.). В Конвенции, которую приняли и подписали все страны, в том числе Россия как правопреемница СССР на международной арене, сказано: «Государственный терроризм проявляет себя в практиках полицейского государства, направленных против своего собственного народа, чтобы доминировать через страх путем надзора, разгона групповых митингов, контроля над новостными СМИ, избиений, пыток, ложных и массовых арестов, ложных обвинений и слухов, показательных судебных процессов, убийств, казней без суда и смертной казни».

Таким образом, то, что происходит с политическими активистами на всех трех этапах, является, по сути, государственным терроризмом.

Право на частную жизнь

Надо помнить, что согласно статье 14 и статье 9 Конвенции о защите прав человека и основных свобод «никто не может подвергаться дискриминации по политическим убеждениям и никто не может быть принужден к отказу от политических убеждений». Проводя профилактику, полицейские и работники прокуратуры по факту подвергают дискриминации именно на основании политических убеждений, приходя с профилактическими беседами и пытаясь заставить отказаться от них. Например, не ходить на митинг.

Отдельным нарушением является вмешательство в частную жизнь. Существует статья 137 Уголовного кодекса РФ «Нарушение неприкосновенности частной жизни». Никто не может ходить просто так и собирать информацию о вашей частной жизни. Для этого нужно основание. Основание — это проверка, которая проводится в отношении вас в связи с совершением вами уголовного преступления или административного правонарушения. Если нет решения о проведении такой проверки, сотрудники полиции совершают уголовное преступление. Право на неприкосновенность частной жизни закреплено в статье 23 Конституции РФ и статье 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Особую остроту эта проблема приобрела в образовательных учреждениях, где педагоги и руководство позволяют себе угрозы и шантаж по отношению к учащимся, хотя никакой правовой основы для этого нет.

Эта проблема стоит особняком, потому что источниками давления на активистов становятся не представители силового ведомства, которые могут ограничить ваши права в соответствии с законом, а представители системы образования, у которых вообще на это прав нет.

Если вы стали объектом такого шантажа, то попытайтесь выяснить, на основе каких нормативных документов преподаватель или руководитель учебного заведения это делает. Если будут подписаны приказы о дисциплинарном наказании или об отчислении — смело обжалуйте в суд. Потребуете письменного объяснения. Если вас пугают прокуратурой — требуйте письменное предписание прокуратуры.

 

 

Мифы Центра «Э»

Самая вопиющая проблема нарушения прав человека связана с существованием в регионах центров «Э». Правильно эта структура называется «Центр по противодействию экстремизму при УМВД [регионального субъекта]». Соответственно, они должны заниматься противодействием экстремизму. Определение экстремизма дано в статье 1 Федерального закона от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», и там нет противодействия «несанкционированным митингам». Проводя рейды по политическим активистам, сотрудники Центра «Э» запугивают их тем, что «сообщат на работу», предупреждают «об ответственности за участие в несанкционированных митингах». Таким образом, они занимаются откровенной самодеятельностью, которая никоим образом не основана на законе. Однако, если вы не обжаловали действия сотрудников полиции, значит, вы считаете, что ваши права не нарушены.

Это не ФСБ

Относительно центров «Э» существует несколько мифов. Один из них — что Центр «Э» является подразделением Федеральной службы безопасности. Это неправда. Сотрудники Центра по противодействию экстремизму при УМВД регионального субъекта являются сотрудниками полиции, и на них распространяется действие Федерального закона «О полиции» от 07.02.2011 №3-ФЗ. Поэтому по своим должностным обязанностям они обычные полицейские, у них нет «специальных» полномочий. Более того, поведение сотрудников центров «Э» формирует некий статус «начальников над экстремистами». То есть это их «внутреннее убеждение», что государство дало им в подчинение неких «бузотеров», и теперь они являются их начальниками. В Тульской области был случай, когда к координатору штаба Навального пришел майор Центра «Э» и на полном серьезе сказал: «Выдели мне двух активистов, чтобы объяснения написали».

Поэтому общение с сотрудниками «центров» должно проходить, как и с рядовыми полицейскими, исключительно в рамках закона. Если они звонят и приглашают на беседу, это должно быть только по повестке, с указанием вашего статуса и основания для вызова, согласно пункту 3 статьи 13 Федерального закона от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции», иначе просто игнорируйте или поясните сотрудникам, что «вы не видите правовых оснований для такой беседы».

Действия сотрудников таких центров можно оспорить в областную прокуратуру или в прокуратуру субъекта Федерации, если вы живете в республике, либо в суд в соответствии со статьей 53 ФЗ «О полиции». В суд, по общему правилу, можно подавать по месту вашей регистрации, согласно части 3 статьи 24 КАС РФ.

Только по постановлению

Свою незаконную деятельность сотрудники Центра «Э» оправдывают Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 №144-ФЗ, а то и Законом РФ «О государственной тайне» от 21.07.1993 №5485-1. Однако согласно статье 3 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», «оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств».

Чтобы проводить оперативно-розыскные мероприятия, должно быть издано постановление, которое является основанием для таких мероприятий. Постановление может быть издано только в рамках уголовного дела или административного расследования. Не может быть оперативно-розыскных мероприятий без основания.

Также существует инструкция с длинным названием «Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации <...> от 27 сентября 2013 г. №776/703/509/507/1820/42/535/398/68 г. Москва „Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд“». В соответствии со статьей 7 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне» «не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина». А проявление экстремизма — и есть нарушение прав и свобод человека. В соответствии с этой инструкцией представляются доказательства, добытые с помощью оперативно-розыскной деятельности. На основании «оперативно-розыскных мероприятий» рапорт сотрудника Центра «Э» доказательством не является.

Сообщения о преступлении нет, а мониторинг уже есть

Вызывает большие вопросы и проведение центрами «Э» так называемых «мониторингов социальных сетей». В соответствии со статьей 5 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» «не допускается осуществление оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и решения задач, не предусмотренных настоящим Федеральным законом».

Однако эти мероприятия проводятся для выявления организаций и граждан, которые «используют протестный потенциал для дестабилизации общественно-политической обстановки».

То есть еще нет сообщения о правонарушении или преступлении, а мониторинг уже есть. Именно такую формулировку пишут в рапортах сотрудники Центра «Э» — «в результате мониторинга». А любой мониторинг — это сбор персональных данных, который нарушает право на неприкосновенность частной жизни.

Несмотря на то, что информация в социальных сетях находится в публичном поле, никто из государственных органов не имеет права ее собирать, тем более, если основанием является «присутствие гражданина на протестных мероприятиях». Это типичный государственный терроризм.

Незваные гости

Но одно дело — выявление экстремизма в социальных сетях, а это и изображение свастики (статья 20.3 КоАП РФ), и производство и распространение экстремистских материалов (статья 20.29 КоАП РФ). Другое дело — отслеживание тех, кто вступил в группу какого-нибудь митинга, и визит к ним домой. Сразу возникает вопрос: как по аккаунту в социальных сетях сотрудники полиции узнают место регистрации, а иногда и место жительства? Это персональные данные, и законность их получения вызывает вопросы. Все это, безусловно, — вмешательство в частную жизнь и дискриминация по мотивам политических убеждений.

«Секретные списки»

Отдельно хочется отметить в деятельности центров «Э» создание неких списков, согласно которым ваши гражданские права могут быть ограничены. Данные списки не имеют под собой законодательной основы. В статье 14 3-ФЗ «О полиции» приведены исчерпывающие основания для задержания гражданина. Также не надо забывать о части 7 статьи 5 3-ФЗ «О полиции», где сказано: «Полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом».

Никакого федерального закона об ознакомлении со списками, которые ограничивают права гражданина, не существует, иначе бы он противоречил статье 14 и статье 9 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Про эти списки сотрудники Центра «Э», не стесняясь, говорили в своих показаниях на судебных процессах, когда тульские правозащитники обжаловали предостережения. То есть существуют некие списки в подразделении полиции, о которых, в нарушение статьи 5 3-ФЗ «О полиции», вам не сообщили, но могут неожиданно в соответствии с этими списками лишить вас свободы.

 

Предостережение прокуратуры — нестандартная процедура

И вот мы добрались до предостережений, которые в массовом порядке выписывают прокуратуры.

В соответствии со статьей 25.1 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» «в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона».

Таким образом, предостережение физическим лицам может быть объявлено, только если есть сведения о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности.

Понятие «экстремистская деятельность» раскрыто в статье 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», и подготовка должна быть доказана. Рапорт сотрудника Центра «Э» не является доказательством, в соответствии с инструкцией.

Многие правозащитники и юристы не уделяют внимания предостережениям и считают, что они не нарушают права — более того, складывается определенный миф, что это «стандартная процедура» перед публичным мероприятием.

Нет, не стандартная, поскольку она применяется только к организаторам оппозиционных мероприятий, которые выступают с критикой власти, в то же самое время для организаторов провластных мероприятий предостережения не выписываются. Понятно, что нет ни материала проверки рапорта, потому что изложенные факты там не подтверждаются, ни доказательств оформленных в соответствии с инструкцией от 27 сентября 2013 г. №776/703/509/507/1820/42/535/398/68 и Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности». Есть только личное голословное утверждение сотрудника Центра «Э», которому «нет оснований не доверять».

Мнение ученых юристов:

«Не может служить доказательством письменное или устное сообщение сотрудника оперативного органа о том, что из оперативных источников к нему поступила информация о причастности лица к совершению преступления. Однако показания допрошенного в соответствии с требованиями УПК осведомителя о наблюдаемых им событиях являются показаниями свидетеля, а изготовленные им в процессе наблюдения за этим лицом и представленные органу расследования фотоснимки, звуко- и видеозапись могут быть использованы в качестве вещественных доказательств. Орган расследования вправе произвести следственные действия по обнаружению, изъятию, осмотру и исследованию источников информации, на которые укажет ему проводящий оперативную работу орган. В этом случае следователь получает обычным, т.е. процессуальным путем обычные свидетельские показания, вещественные доказательства и документы. Доказательствами здесь, действительно, являются не сами оперативно-розыскные данные, которые указывают лишь на возможный источник получения сведений, а сведения, полученные процессуальным способом процессуальным субъектом. Проверка и оценка допустимости и достоверности этих сведений осуществляются по общим правилам проверки и оценки доказательств».

Источники: Петрухин И. Л. «Теоретические основы реформы уголовного процесса в России», Доля Е. А. «Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности», Семенцов В. А. «Правовые предпосылки и этапы реализации результатов оперативно-розыскной деятельности в досудебном производстве».

То есть предостережение прокуратуры незаконно по нескольким основаниям:

1. Нет доказательств ваших намерений заняться на публичном мероприятии экстремистской деятельностью. Как минимум должен быть специальным образом оформленный рапорт о том, что вы собирались заняться экстремизмом.

2. Вынести предостережение по другим статьям, например, предостеречь от участия в несанкционированном митинге прокуратура не имеет полномочий, так как вы не должностное лицо.

3. Надо понимать, что экстремистских действий весьма ограниченный набор. Это либо распространение экстремистских материалов, либо выкрикивание экстремистских лозунгов, либо участие в экстремистской организации. Вот именно от этого вас и должны предостеречь — от конкретных действий.

Предостережение является гуманным методом предотвращения правонарушений в рамках профилактики преступлений, но наше государство, следуя критериям государственного терроризма, превращает их в элемент репрессий.

  • Еще один подвох заключается в том, что, согласно статье 25.1 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», предупреждение направляется в письменной форме, а не вручается путем вызова по повестке. Но прокуратура стремится вызвать вас повесткой, а в случае неявки угрожает прийти на работу. Так вот, вызов по повестке в прокуратуру — это ограничение вашей личной свободы, защита которой закреплена в статье 22 Конституции РФ и в статье 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Чтобы вызвать любого гражданина в прокуратуру, нужны основания. Вызов в прокуратуру — это ограничение личной свободы. Вручение предостережения — это не основание.

Поэтому все предостережения надо обжаловать в судебном порядке, поскольку они нарушают ваши права, предусмотренные статьей 14 и статьей 9 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Таким образом, прокуратура не может выносить предостережения, а вот ФСБ как будто может, в соответствии с пунктом г. 2 статьи 13 и статьей 13.1 Федерального закона от 03.04.1995 №40-ФЗ «О федеральной службе безопасности». Однако статьей 28.3 КоАП РФ составление протоколов по статье 20.2 КоАП РФ отнесено к подведомственности полиции, а не ФСБ.

Более того, в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 23.06.2016 №182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» предостережение может предъявлять Федеральная служба исполнения наказаний, а полиция не может, так как поправки в 3-ФЗ «О полиции» только собираются вносить, чтобы наделить полицию такой возможностью.

 

Выводы

Как же бороться с «профилактикой» правонарушений, которую наша полиция превратила еще в один инструмент репрессий? Безусловно, при нарушениях, допущенных полицией, следует обращаться в суд. Если полицейские приходят к вам домой до мероприятия, напишите в прокуратуру жалобу с требованием провести проверку законности вмешательства в вашу личную жизнь, после невнятного ответа прокуратуры подавайте в суд.

Если вам до публичного мероприятия прокуратура выдает предостережения, их нужно оспаривать в районном суде, по месту вашей регистрации, в рамках КАС РФ. Если Центр «Э» пытается вас вызвать на беседу — требуйте повестку, донесите до них правду о том, что нет правовых оснований для вызова на беседу. Если они все-таки выпишут повестку, оспаривайте в суде их действия, потому что они незаконны. Главное — помнить, что российская система правосудия — лишь транзит в Европейский суд по правам человека.

Екатерина Яровая, фото автора, «7х7»

Последние новости

Комментарии (7)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.
Пфф...
16 апр 13:25

Спасибо,посмеялся

Б.З
16 апр 15:17

не слушайте агитаторов протестов и инструкторов типа этого азифика , проводящего семинары о ваших правах .
В РФ не действуют законы , не действует Конституция , в смутное время творится беспредел …
вас могут задержать и подкинуть в карман пакетик с порошком и испоганить всю вашу жизнь !
Не ходите на протесты ! Все агитаторы работают на власть - типа в РФ есть "демократия" , а потом они имеют доляну от
судебных исков ЕСПЧ , но ВЫ БУДЕТЕ ЖЕРТВОЙ !
Никакие протесты , митинги ничего не дают в данный момент … надо было развивать протесты в 2012 ,
вам просто позволят проораться "долой …" , а потом выцепят самых активных и прессанут , вы обратитесь к этим агитаторам , они перекинут ваши жалобы в ЕСПЧ , а вы будете ждать годами решения ЕСПЧ. Тем самым протест сливается. Навального рачехлили , что он работает на одну из башен кремля , и вот он уже не завет на митинги.

Молчите в тряпочку, сидите дома, если вы попали в поле зрения полиции - старайтесь уговорить дяденьку полицейского, чтобы он вас отпустил, обязательно носите с собой вазелин и удобную одежду, куда можно подкинуть наркотики. Помните -полицейский ваш, батя, отец родной, негоже на отца жаловаться, он если бьет - значит любит, вас детей несмышленых, куда все эти провокаторы вас пытаются в революцию затянуть!

Кремль договорился с ЕСПЧ, чтобы через штрафы финансировать свой проект - Навального! А вы получите шиш! Европа далеко, а ЦЕНТР "Э" тут рядом, и они отомстят! Не надо злить прокурора, не надо писать жалобы! Будьте мышью, сотрите в порошок свое достоинство, потому что у вас его нет!

ЕСПЧ признал домашний арест Навального политически мотивированным
https://www.bbc.com/russian/news-47865481

Vova
16 апр 16:46

Опускать страну в дерьмище вы им не помешали до сих пор, и не помешаете и впредь. Лучше плюньте, слюной. И уезжайте, если можете. А не можете, так и оставайтесь... В дерьмище...

Патриотичненько !

Vova
16 апр 17:26

Космополитичненько :)

Психиатор
16 апр 18:29

Берегите себя, не переживайте из-за ерунды :)
https://youtu.be/7WOb6ePqjIE