В правительстве Кировской области предложили ввести новые должности. Зачем нужны вице-губернатор и председатель правительства · «7x7» Горизонтальная Россия
Горизонтальная Россия
Выбрать регион
Кировская область
  1. article
  2. Кировская область

В правительстве Кировской области предложили ввести новые должности. Зачем нужны вице-губернатор и председатель правительства

Политологи сомневаются, что разделение полномочий губернатора сыграет на пользу дотационному региону

Ирина Шабалина, фото автора
Фото Сергея Зубарева

Губернатор Кировской области Игорь Васильев предложил изменить систему исполнительной власти и ввести должности председателя правительства и вице-губернатора. Члены профильного комитета законодательного собрания в большинстве своем остались безучастны к реформе, с вопросами и критикой выступил только один депутат. Корреспондент «7x7» побывал на заседании комитета 27 февраля и узнал у политологов, как преобразования могут отразиться на регионе. За принятие или отклонение реформы депутаты проголосуют на пленарном заседании 28 февраля.



Что хотят сделать

В середине января 2019 года руководитель фракции ЛДПР в Законодательном собрании Кировской области Владимир Костин в эфире «Эха Москвы в Кирове» подтвердил, что слухи о разделении полномочий губернатора и председателя правительства имеют место. На пресс-конференции 29 января Игорь Васильев анонсировал административную реформу в регионе, но опроверг предположения о разграничении обязанностей. 18 февраля губернатор внес на рассмотрение депутатов заксобрания четыре законопроекта о введении должностей председателя правительства и вице-губернатора.

Ранее губернатором и председателем правительства было одно лицо. Поправки Игоря Васильева о разделении должности губернатора и председателя правительства потребуют изменений в Уставе области, в законах «О губернаторе», «О правительстве и иных органах исполнительной власти», «О государственных должностях Кировской области».

Из опубликованных предложений следует, что губернатор будет назначать председателя правительства области и вице-губернатора после согласования с депутатами. При этом глава региона все равно останется вправе принимать решение о формировании и отставке правительства, «осуществлять общее руководство деятельностью правительства» и  «председательствовать на заседаниях правительства».

В случае отсутствия губернатора его обязанности будет исполнять председатель правительства, которого, в свою очередь, сможет заменить вице-губернатор. Предполагается, что при этом в составе правительства останутся и первый зампредседателя правительства, и зампреды.

Председатель правительства будет курировать его работу, он может вносить на рассмотрение губернатора предложения о составе правительства. Вице-губернатор будет участвовать в «выработке и реализации основных направлений деятельности правительства», координировать министерства и обеспечивать исполнение правовых актов правительства.

Новых расходов реформа, как утверждается, не предусматривает. Во всех четырех законопроектах говорится, что дополнительных средств из бюджета не потребуется. Зачем нужна реформа, в пояснительных записках не уточняется.

 

Как обосновали в правительстве

На заседании комитета заксобрания области по законодательству и местному самоуправлению 27 февраля министр юстиции Кировской области Максим Финченко рассказал, чем мотивировано предложение административной реформы: для обеспечения опережающих темпов развития нужно перейти к более мобильной версии системы управления.

Преимуществом новой структуры управления будет четкое разделение полномочий, что позволит более эффективно решать задачи не только на региональном, но и на муниципальном уровне. Это повысит уровень информированности и компетентности руководителей, эффективность обратной связи, — сообщил он.

Должность вице-губернатора, сказал Финченко, отвечая на вопрос депутата Ольги Сыкчиной, вводится, чтобы на «данном должностном лице были саккумулированы все вопросы внутренней политики».

Это следствие понимания сложности данного комплекса вопросов. Кроме того, вице-губернатор будет вторым лицом, которое сможет исполнять обязанности губернатора в отсутствие главы региона и председателя правительства, — сказал министр.

Возложить эти обязанности на одного из заместителей нельзя, считают в правительстве. По словам зампреда Андрея Плитко, блок внутренней политики «рекомендовано курировать именно тому члену правительства, который непосредственно подчиняется высшему должностному лицу» в регионе.

Кроме того, необходимо определить систему замещения губернатора. Это вопросы допуска к секретным сведениям, и предполагать, что первую форму доступа будут получать все зампреды правительства, нецелесообразно, — объяснил Плитко.

Общественная палата Кировской области поддержала внесение поправок в Устав региона. В заключении общественников сказано, что разделение полномочий губернатора и председателя правительства снизит нагрузку на главу региона и позволит ему «больше времени и сил уделять решению стратегических вопросов развития области, включению областных проектов в федеральные программы», привлечению инвесторов и встречам с жителями.

 

Как отреагировали депутаты

Депутаты ОЗС Владимир Быков и Владимир Бакин внесли в законопроекты предложения технического характера, сути реформы они не касаются. 7 из 9 присутствующих членов профильного комитета рекомендовали принять предлагаемые губернатором законопроекты.

Депутат от ЛДПР Ольга Сыкчина стала единственной, кто высказал критику по поводу инициативы губернатора:

Законопроект серьезный, он касается Устава области. И он сырой, неграмотный и не проработанный, по моему мнению. Я думаю, нужно создавать рабочую группу по этому вопросу.  

Кроме Сыкчиной, ни один из депутатов-членов комитета не задал ни одного вопроса и не сделал замечаний по поводу предлагаемой реформы власти.

 

Как оценивают реформу политологи

Руководитель фракции ЛДПР в заксобрании Владимир Костин в разговоре с «7x7» объяснил, почему поддерживает инициативу «структурного изменения правительства Кировской области».

Если орган госвласти считает, что так он будет работать эффективнее — почему нет? Думаю, подобный переход — именно закрепление конкретных задач за конкретными лицами — будет способствовать более эффективной работе. Существующая система не в полной мере отвечает задачам, которые стоят перед Кировской областью. Надо дать правительству поработать в новом формате. Ключевой момент — персоналия: кто возглавит правительство, тот и определит развитие региона. Сейчас нет привязки к персоналии — нам не говорят, кто возглавит правительство. Хотя рискну предположить, что губернатор имеет представление о том, кто это будет или из кого мы будем выбирать, — сказал он.  

С другой стороны, отметил Костин, внесенные законопроекты урезают полномочия заксобрания — предполагается, что депутаты больше не будут утверждать заместителей председателя правительства и губернатора. И фракция ЛДПР это не поддерживает.

Политологи Михаил Шевелёв и Андрей Зорин сошлись во мнении, что предлагаемая реформа не сыграет большой роли для Кировской области.

У меня есть большие сомнения, что в Кировской области после этой реформы что-то изменится. Можно предположить, что в результате реформы просто перетасуют имеющихся зампредов. Для Кировской области вопрос, как именно выстроена исполнительная власть, не имеет значения, это не является критичным, — считает член Российского общества политологов Андрей Зорин. — Область является дотационным регионом со снижающейся демографией, отсутствием точек роста. Поэтому совершенно неважно, как будет выстроена система управления этой областью — область напрямую зависит от федеральных проектов, субсидий и дотаций, то есть от президента и правительства Российской Федерации. Губернатор снимет с себя какие-то полномочия, передаст их — и что? В Кирове уже есть пример — есть глава администрации города, а есть глава города, и что? Киров не показал никакой принципиальной разницы с тем временем, когда это все было соединено в одном лице. Улицы стали убирать лучше, коммуналка стала дешевле, бизнес начал развиваться?

По мнению политолога, руководителя «Офиса консультантов инициативного бюджетирования» Михаила Шевелёва, в результате реформы структура власти станет еще более непонятной для рядовых жителей:

90 процентов жителей области, я думаю, не поймут, чем губернатор отличается от председателя правительства. Самое главное — посмотреть, как будет все организовано, посмотреть на дублирование функций, полномочий, ответственности. Я не вижу перспективы изменений — откуда быть изменениям, если денег больше не будет, бюджеты все сверстаны, и люди остаются все те же самые? Не вижу никакой иной необходимости [в административной реформе], кроме как наделения своих двух первых замов новыми статусами (если все делается только ради этого, то это просто глупость, ребячество). Полагаю, это будут те же самые действующие лица — Дмитрий Курдюмов и Александр Чурин. Чурин, скорее всего, станет председателем правительства, а Курдюмов будет вице-губернатором. Зачем это сделано? Возможно, это позволит появиться некоей внутренней конкуренции. Может быть, это приведет к каким-то положительным подвижкам, на которые и рассчитана эта реформа. По сути, разделение функций со стороны исполнительной власти — это, прежде всего, разделение ответственности, которая сейчас соединена в едином лице, в губернаторе. Это разделение подразумевает появление такой структуры, как аппарат губернатора. К сожалению, очень часто он дублирует функции правительства: в структурах могут появиться люди с одинаковыми полномочиями и зонами контроля. Поэтому такая схема работы требует определенной подстройки, и это самый большой риск с точки зрения управляемости регионом, на мой взгляд.

По мнению Андрея Зорина, подобные инициативы не всегда связаны с региональной спецификой — в большей степени, с компетенциями, амбициями главы региона, если они «хотели оставить себе только политические и представительские функции, а исполнительские функции передвинуть на председателя правительства».

В Татарстане, например, разделены эти функции, есть избранный глава, есть назначенный председатель правительства. Я считаю это успешным примером. Но Татарстан в разы превосходит Кировскую область по экономическому, демографическому потенциалу, там другие ресурсы. Для Кировской области, на мой взгляд, это неактуально. Эта тема поднималась и при Никите Белых, но тогда приняли решение совместить функции главы региона и главы правительства в одном лице, — напомнил он.

Собеседники «7x7» считают, что говорить о том, что власть в регионе в результате реформы фактически перейдет к председателю правительства, нельзя.

Права избирателей, которые выбрали главу региона, нарушены не будут, потому что у губернатора остается вся полнота власти. Ответственность за регион все равно будет на губернаторе, за отдельные направления ответственность четко будет расписана, — отметил Владимир Костин.  

Если вы были, условно, директором предприятия, а стали гендиректором после изменения устава — ничего же не изменилось. Функции и полномочия остались теми же, — согласен Михаил Шевелёв.

Ирина Шабалина, фото автора, «7х7»

Материалы по теме
Пост
17 окт 2015
Александр Рашковский
Александр Рашковский
Шансы у радикальной реформы правительства невелики
Комментарии (0)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.
Стать блогером

Свежие материалы

Рубрики по теме

Кировская область

Власть

Политика

Хватит читать Москву!

Подпишись на рассылку о настоящей жизни в российских регионах

Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных