Новости, мнения, блоги
Выбрать регион
Кировская область

«Врачей нет, дороги раздолбаны ― мы знаем, как это исправить без титанических усилий». Как создатели поселка программистов в Кировской области хотят улучшить экономику страны через образование

Программирование как лекарство от социальных проблем

В 2014 году в Кировской области бывший работник «Яндекса», разработчик Алексей Конышев с нуля создал поселок программистов — для тех, кто хочет зарабатывать приличные деньги и жить при этом на природе, работая удаленно. Спустя четыре года у него получилось — на месте голого поля стоит вполне комфортный поселок с развитой инфраструктурой, в нем живет семь семей. Теперь Конышев решил помочь не только программистам, но и учителям по этой специальности в городе Слободском — бесплатно повышать их квалификацию. Конышев полагает, что после этого учителя передадут новые знания своим ученикам, а те получат навыки, которые позволят им зарабатывать программированием в глубинке, а при идеальном раскладе ― поднять экономику на новый уровень. Как появился этот проект ― в материале «7x7».

 

 

 

«Молимся в серверной и устраиваем перекличку»

Проект поселка программистов Алексей Конышев подготовил в 2012 году, после очередной поездки в родную Кировскую область. Он хотел создать такое место, где не было бы проблем мегаполиса, но можно было бы хорошо зарабатывать. Конышев сначала хотел запустить проект при поддержке региона и обратился за помощью к властям. По его словам, позиция губернатора Игоря Васильева весьма ощутимо отличалась от позиции его предшественника Никиты Белых: «Если от Белых приходили отписки на одном листе А4, то Васильев пишет на двух. Сразу видно, работают люди!»

Помощи от чиновников разработчик не дождался и решил действовать сам. Алексей купил участок площадью 17 гектаров рядом с городом Слободским (час на машине от областного центра) ― заработок программиста позволял такие траты. После межевания получилось 60 участков по 12 соток и еще осталось свободное место под будущие общественные и рекреационные зоны. Создать поселок программистов в более теплых краях он не пытался ― понимал, что ни один потенциальный житель не найдет денег, чтобы построить дом на юге или в центральной части России. А в лесу под Слободским земли полно и стоит она недорого.

В самом начале в жизнеспособность проекта люди верили слабо ― перед глазами комментаторов в интернете и тех, кто решался приехать на место, было голое поле и лес вокруг. Но постепенно заинтересовавшиеся нашлись. Первый из программистов выкупил участок в 2014 году, а в 2015-м уже жил в своем доме.  В поселке появились интернет, водоснабжение, электричество и дорога, градус доверия к проекту начал повышаться. В 2018 году в поселке живет семь семей из разных регионов России, все жители зарабатывают удаленно. Вопрос выживания на местности больше не стоит, и круг бытовых сложностей сузился до вырубки борщевика, уборки снега и облагораживания поселка.

После статьи на vc.ru в поселок стали активно приезжать журналисты. Основной вопрос, как признался Алексей, — как программисты проводят свой день вдали от цивилизации.

― У нас один из ребят шутил на эту тему: в поселке программистов, конечно, мы с утра встаем и молимся в серверной, потом перекличка — не убежал ли программист в лес, не потерялся ли. Конечно, очень много иллюзий вокруг. У одних журналистов было техническое задание выстроить в конце сюжета всех программистов в линию, чтобы они махали рукой и говорили: «Добро пожаловать в наш поселок программистов!» Вообще программист весь рабочий день сидит за компьютером, это не очень зрелищно, ― смеется Конышев.

 

Алексей Конышев
 

 

«Понял, что я ничего не умею»

Параллельно с созданием поселка Алексей Конышев загорелся идеей сделать программирование доступным способом заработка. В 2015 году он обратился в лицей города Слободского и предложил запустить бесплатные курсы по современной веб-разработке для школьников.

― Как только я окончил институт, понял, что не умею ничего. И, естественно, встал вопрос: зачем вообще проводить столько времени в институте, если боевых знаний ― в смысле, коммерческих, которые реально можно использовать, ― нет. У меня всегда в голове был вопрос, за сколько времени человека можно научить основам профессиональной веб-разработки. Года три назад у меня как-то дошли до этого руки, я сделал курс, который, с моей точки зрения, от состояния полного непонимания, полного новичка, доводит человека до уровня, когда он может приносить пользу в какой-то коммерческой компании, ― рассказал Алексей.

Предложение услышали не сразу. Когда в 2015 году Конышев сам набрал группу школьников и начал заниматься с ними, в дело вмешалось областное министерство образования, весьма недовольное, что их не поставили в известность. По словам Алексея, чиновники утверждали, что его занятия с детьми нужно сначала согласовать с ними.

Несмотря на внимание ведомства, один из выпускников этих занятий, житель Слободского Денис Малых через год после окончания лицея начал работать профессиональным программистом, получая около 60 тыс. руб. и совмещая работу с учебой в вузе.

 

Денис Малых

 

 

«Нам бы хотелось, чтобы учителям это оплачивали»

Летом 2018-го в поселке была запущена школа программирования в виде летнего лагеря. В ней учились все желающие — набралось около 50 человек. Все остальное время в году она работает в режиме онлайн. А осенью Конышев запустил «Фабрику программистов» — каждую субботу с учителями работают в слободском педагогическом колледже. Идея школы — научить современной веб-разработке учителей информатики, а те в свою очередь научат этому школьников. Сейчас учителя бесплатно занимаются на созданной Конышевым платформе. Сотрудник «Фабрики программистов» Артём Зырянов считает, что после первого занятия учителя, ставшие учениками, «серьезно продвинулись».

― Просто всю жизнь они занимались другими вещами, развивались в другую сторону. Например, есть паскаль условный и бейсик, на котором учат в школе и который нигде, кроме образования, не используется. Людей можно попытаться перенаправить на более актуальные технологии. Алексей утверждает, что этот курс реально пройти за несколько недель. Я утверждаю, что за пару месяцев, ― пояснил Артём.

― Некоторые из них очень круты и удивляют. Мне кажется, скоро можно будет запускать к ним первых школьников, ― согласен с ним Конышев.

Курс бесплатен только для учителей, все остальные за обучение должны заплатить. В платной версии функционал тот же, учащиеся дополнительно получают советы от преподавателей.

 

Артём Зырянов

 

По задумке авторов проекта, учителя из других населенных пунктов тоже смогут повысить квалификацию — в режиме онлайн, «так же, как студенты сейчас, которые покупают доступ [к курсу]». Так как будущая работа со школьниками станет для учителей дополнительной нагрузкой, создатели фабрики хотели бы, чтобы она оплачивалась государством.

 

«Иногда студенты могут подсказать»

На втором занятии в группе, с которой занимаются Конышев, Малых и Зырянов, было семь учителей. По оценке Артёма, это около трети от общего числа преподавателей информатики в Слободском.

Участница «Фабрики программирования» Мария преподает информатику в школе у 11 и 5–6 классов.

― Я пришла сюда, чтобы научиться новому, мне всегда было интересно программирование. То, чему нас здесь учат, кардинально отличается от того, что я обычно преподаю. В школьной программе такого нет. Там что-то попроще, а здесь для среднего ребенка будет довольно сложно. Только тот, кто увлечен, сможет здесь что-то сделать. У меня таких учеников немного ― три-четыре человека из 56. Детям нравится всероссийская акция «Час кода», когда каждый может в игровой форме почувствовать себя программистом, ― рассказала она.

 

Мария

 

Основную часть заданий, распределенных на девять блоков, участники делают дома. На занятиях в колледже все могут задать вопросы преподавателям и получить совет. После прохождения курса Мария планирует заниматься с заинтересовавшимися учениками на факультативе или в кружке, так как на уроке это «нужно не всем».  

Другой участник фабрики Александр преподает информатику у студентов колледжа. По его словам, большая часть студентов заинтересована в том, чтобы развиваться в этой сфере и дальше.  

 

Александр

 

К тому, что одним из его наставников является вчерашний студент, Александр относится спокойно, отмечая, что у него есть ученики, которые могут иногда что-то подсказать ему:

― Есть такие студенты, которые занимаются специализированным изучением, знают, что будут работать в компании по веб-разработке, и занимаются именно этим. Они могут кое-что подсказать даже, потому что иногда то, что мы преподаем, отстает [от прогресса], выходит какое-то новое программное обеспечение. Я, наоборот, рад, когда ученик превосходит учителя.

К середине декабря в группе осталось четверо постоянных участников. В то же время после объявления о фабрике на «Хабре» [сайт программистов] у проекта появились новые онлайн-ученики ― учителя из Кирово-Чепецка, Санкт-Петербурга и Москвы.

 

«Бедность влияет на все»

Создатели «Фабрики программистов» предполагают, что их идея в отдаленной перспективе поможет равномернее развиваться регионам страны. По словам Артёма, обычно люди уезжают из глубинки, потому что не могут хорошо зарабатывать. Если же дать им возможность получать хорошие деньги в родном населенном пункте, они останутся.

Сам он из Саранска, после нескольких лет в Москве приехал в Киров, чтобы заниматься «Фабрикой программистов», так как «видит в этом потенциал». По его собственной оценке, он в проекте отвечает «за человечность». Жизнь на чемоданах его не смущает ― если эксперимент в Слободском можно будет продолжить в другом регионе, он готов поехать. Сейчас он живет не в поселке программистов, а в Кирове, потому что в Слободском слишком дорогим выходит отопление и трудно найти хорошую съемную квартиру.  

 

 

 
 
 

 

― В экономике это называется «мультипликатор». Люди получают деньги и тратят их ― и то, что они тратят, позволяет другим людям больше зарабатывать, люди начинают платить больше налогов, и в идеале все хорошо, ― рассказал Зырянов.

― Этот проект может решить очень многие глобальные проблемы в стране. Потому что фактически мы даем человеку, где бы он ни находился, возможность зарабатывать нормальные деньги. Причем большому количеству людей, а не какому-то ограниченному числу, ― всем, у кого достаточный уровень интеллекта и мотивации, ― пояснил Конышев.

По его мнению, если б в каждом сельском поселении в год появлялся хотя бы один разработчик систем, это стало бы огромным вкладом в экономику России.

― Наш курс есть и в коммерческом формате, где мы продаем его взрослым людям. Но я понимаю, что если мы коммерческим образом будем двигаться, то никогда не дойдем до той идеальной картинки, потому что очень многие, особенно из глубинки, в принципе не могут себе позволить этот платный курс. Поэтому возникла идея действовать через школу. Мы хотим провести этот эксперимент в Слободском районе, и, если здесь все будет хорошо, все пойдет, как запланировано, мы хотим масштабировать на всю страну. Представьте, как все может измениться, если в каждой школе, в каждом населенном пункте будет появляться такой человек с заработком в районе 100 тысяч. Никуда не уезжая, зарабатывая там, ― объяснил он.

По словам Алексея, с учителями в «Фабрике программистов» занимаются бесплатно, потому что бедность является одной из первопричин проблем в стране:

― Особенно в сельской местности бедность влияет очень сильно на все. Люди банально неплатежеспособны, не развивают свой бизнес, не платят налоги, соответственно, страдает социалка. Нам не хватает врачей, дороги в раздолбанном состоянии. Я вижу способ, как это поправить, реалистичный способ это поправить, без каких-то титанических усилий. Моя мотивация в этом.

 

 

 
 
 

 

В качестве успешной модели своей теории он привел пример Кремниевой долины в США. Он рассказал, что в начале двадцатого века в том регионе ничего не было, но приток кадров сделал из него одну из самых капитализируемых областей.

― Фактически разработчики могут оформиться индивидуальными предпринимателями и отдавать свои шесть процентов в бюджет. Я уверен, что в каждом поселке можно найти человека, который сможет этим заниматься. Мы взяли один абстрактный поселок, одну абстрактную школу три года назад. Из того потока десятиклассников получили двух человек, ― считает Конышев.

Студентам, которые успешно доходят до конца курса, авторы проекта помогают с трудоустройством и бесплатной практикой: не гарантируют, но знают ряд компаний, которым все время нужны джуниоры [начинающие программисты].

― Пока всегда получалось их отдавать ― талантливые ребята расходятся мгновенно, ― резюмировал Алексей.

Ирина Шабалина, фото Марии Старцевой, «7х7»

Последние новости

Комментарии (0)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.