«Врачей нет, дороги раздолбаны ― мы знаем, как это исправить без титанических усилий». Как создатели поселка программистов в Кировской области хотят улучшить экономику страны через образование · «7x7» Горизонтальная Россия
Горизонтальная Россия
Выбрать регион
Кировская область
  1. article
  2. Кировская область

«Врачей нет, дороги раздолбаны ― мы знаем, как это исправить без титанических усилий». Как создатели поселка программистов в Кировской области хотят улучшить экономику страны через образование

Программирование как лекарство от социальных проблем

Ирина Шабалина, фото Марии Старцевой
Фото Марии Старцевой

В 2014 году в Кировской области бывший работник «Яндекса», разработчик Алексей Конышев с нуля создал поселок программистов — для тех, кто хочет зарабатывать приличные деньги и жить при этом на природе, работая удаленно. Спустя четыре года у него получилось — на месте голого поля стоит вполне комфортный поселок с развитой инфраструктурой, в нем живет семь семей. Теперь Конышев решил помочь не только программистам, но и учителям по этой специальности в городе Слободском — бесплатно повышать их квалификацию. Конышев полагает, что после этого учителя передадут новые знания своим ученикам, а те получат навыки, которые позволят им зарабатывать программированием в глубинке, а при идеальном раскладе ― поднять экономику на новый уровень. Как появился этот проект ― в материале «7x7».

 

 

 

«Молимся в серверной и устраиваем перекличку»

Проект поселка программистов Алексей Конышев подготовил в 2012 году, после очередной поездки в родную Кировскую область. Он хотел создать такое место, где не было бы проблем мегаполиса, но можно было бы хорошо зарабатывать. Конышев сначала хотел запустить проект при поддержке региона и обратился за помощью к властям. По его словам, позиция губернатора Игоря Васильева весьма ощутимо отличалась от позиции его предшественника Никиты Белых: «Если от Белых приходили отписки на одном листе А4, то Васильев пишет на двух. Сразу видно, работают люди!»

Помощи от чиновников разработчик не дождался и решил действовать сам. Алексей купил участок площадью 17 гектаров рядом с городом Слободским (час на машине от областного центра) ― заработок программиста позволял такие траты. После межевания получилось 60 участков по 12 соток и еще осталось свободное место под будущие общественные и рекреационные зоны. Создать поселок программистов в более теплых краях он не пытался ― понимал, что ни один потенциальный житель не найдет денег, чтобы построить дом на юге или в центральной части России. А в лесу под Слободским земли полно и стоит она недорого.

В самом начале в жизнеспособность проекта люди верили слабо ― перед глазами комментаторов в интернете и тех, кто решался приехать на место, было голое поле и лес вокруг. Но постепенно заинтересовавшиеся нашлись. Первый из программистов выкупил участок в 2014 году, а в 2015-м уже жил в своем доме.  В поселке появились интернет, водоснабжение, электричество и дорога, градус доверия к проекту начал повышаться. В 2018 году в поселке живет семь семей из разных регионов России, все жители зарабатывают удаленно. Вопрос выживания на местности больше не стоит, и круг бытовых сложностей сузился до вырубки борщевика, уборки снега и облагораживания поселка.

После статьи на vc.ru в поселок стали активно приезжать журналисты. Основной вопрос, как признался Алексей, — как программисты проводят свой день вдали от цивилизации.

― У нас один из ребят шутил на эту тему: в поселке программистов, конечно, мы с утра встаем и молимся в серверной, потом перекличка — не убежал ли программист в лес, не потерялся ли. Конечно, очень много иллюзий вокруг. У одних журналистов было техническое задание выстроить в конце сюжета всех программистов в линию, чтобы они махали рукой и говорили: «Добро пожаловать в наш поселок программистов!» Вообще программист весь рабочий день сидит за компьютером, это не очень зрелищно, ― смеется Конышев.

Алексей Конышев

 

 

«Понял, что я ничего не умею»

Параллельно с созданием поселка Алексей Конышев загорелся идеей сделать программирование доступным способом заработка. В 2015 году он обратился в лицей города Слободского и предложил запустить бесплатные курсы по современной веб-разработке для школьников.

― Как только я окончил институт, понял, что не умею ничего. И, естественно, встал вопрос: зачем вообще проводить столько времени в институте, если боевых знаний ― в смысле, коммерческих, которые реально можно использовать, ― нет. У меня всегда в голове был вопрос, за сколько времени человека можно научить основам профессиональной веб-разработки. Года три назад у меня как-то дошли до этого руки, я сделал курс, который, с моей точки зрения, от состояния полного непонимания, полного новичка, доводит человека до уровня, когда он может приносить пользу в какой-то коммерческой компании, ― рассказал Алексей.

Предложение услышали не сразу. Когда в 2015 году Конышев сам набрал группу школьников и начал заниматься с ними, в дело вмешалось областное министерство образования, весьма недовольное, что их не поставили в известность. По словам Алексея, чиновники утверждали, что его занятия с детьми нужно сначала согласовать с ними.

Несмотря на внимание ведомства, один из выпускников этих занятий, житель Слободского Денис Малых через год после окончания лицея начал работать профессиональным программистом, получая около 60 тыс. руб. и совмещая работу с учебой в вузе.

 

Денис Малых

 

 

«Нам бы хотелось, чтобы учителям это оплачивали»

Летом 2018-го в поселке была запущена школа программирования в виде летнего лагеря. В ней учились все желающие — набралось около 50 человек. Все остальное время в году она работает в режиме онлайн. А осенью Конышев запустил «Фабрику программистов» — каждую субботу с учителями работают в слободском педагогическом колледже. Идея школы — научить современной веб-разработке учителей информатики, а те в свою очередь научат этому школьников. Сейчас учителя бесплатно занимаются на созданной Конышевым платформе. Сотрудник «Фабрики программистов» Артём Зырянов считает, что после первого занятия учителя, ставшие учениками, «серьезно продвинулись».

― Просто всю жизнь они занимались другими вещами, развивались в другую сторону. Например, есть паскаль условный и бейсик, на котором учат в школе и который нигде, кроме образования, не используется. Людей можно попытаться перенаправить на более актуальные технологии. Алексей утверждает, что этот курс реально пройти за несколько недель. Я утверждаю, что за пару месяцев, ― пояснил Артём.

― Некоторые из них очень круты и удивляют. Мне кажется, скоро можно будет запускать к ним первых школьников, ― согласен с ним Конышев.

Курс бесплатен только для учителей, все остальные за обучение должны заплатить. В платной версии функционал тот же, учащиеся дополнительно получают советы от преподавателей.

 

Артём Зырянов

 

По задумке авторов проекта, учителя из других населенных пунктов тоже смогут повысить квалификацию — в режиме онлайн, «так же, как студенты сейчас, которые покупают доступ [к курсу]». Так как будущая работа со школьниками станет для учителей дополнительной нагрузкой, создатели фабрики хотели бы, чтобы она оплачивалась государством.

 

«Иногда студенты могут подсказать»

На втором занятии в группе, с которой занимаются Конышев, Малых и Зырянов, было семь учителей. По оценке Артёма, это около трети от общего числа преподавателей информатики в Слободском.

Участница «Фабрики программирования» Мария преподает информатику в школе у 11 и 5–6 классов.

― Я пришла сюда, чтобы научиться новому, мне всегда было интересно программирование. То, чему нас здесь учат, кардинально отличается от того, что я обычно преподаю. В школьной программе такого нет. Там что-то попроще, а здесь для среднего ребенка будет довольно сложно. Только тот, кто увлечен, сможет здесь что-то сделать. У меня таких учеников немного ― три-четыре человека из 56. Детям нравится всероссийская акция «Час кода», когда каждый может в игровой форме почувствовать себя программистом, ― рассказала она.

 

Мария

 

Основную часть заданий, распределенных на девять блоков, участники делают дома. На занятиях в колледже все могут задать вопросы преподавателям и получить совет. После прохождения курса Мария планирует заниматься с заинтересовавшимися учениками на факультативе или в кружке, так как на уроке это «нужно не всем».  

Другой участник фабрики Александр преподает информатику у студентов колледжа. По его словам, большая часть студентов заинтересована в том, чтобы развиваться в этой сфере и дальше.  

 

Александр

 

К тому, что одним из его наставников является вчерашний студент, Александр относится спокойно, отмечая, что у него есть ученики, которые могут иногда что-то подсказать ему:

― Есть такие студенты, которые занимаются специализированным изучением, знают, что будут работать в компании по веб-разработке, и занимаются именно этим. Они могут кое-что подсказать даже, потому что иногда то, что мы преподаем, отстает [от прогресса], выходит какое-то новое программное обеспечение. Я, наоборот, рад, когда ученик превосходит учителя.

К середине декабря в группе осталось четверо постоянных участников. В то же время после объявления о фабрике на «Хабре» [сайт программистов] у проекта появились новые онлайн-ученики ― учителя из Кирово-Чепецка, Санкт-Петербурга и Москвы.

 

«Бедность влияет на все»

Создатели «Фабрики программистов» предполагают, что их идея в отдаленной перспективе поможет равномернее развиваться регионам страны. По словам Артёма, обычно люди уезжают из глубинки, потому что не могут хорошо зарабатывать. Если же дать им возможность получать хорошие деньги в родном населенном пункте, они останутся.

Сам он из Саранска, после нескольких лет в Москве приехал в Киров, чтобы заниматься «Фабрикой программистов», так как «видит в этом потенциал». По его собственной оценке, он в проекте отвечает «за человечность». Жизнь на чемоданах его не смущает ― если эксперимент в Слободском можно будет продолжить в другом регионе, он готов поехать. Сейчас он живет не в поселке программистов, а в Кирове, потому что в Слободском слишком дорогим выходит отопление и трудно найти хорошую съемную квартиру.  

 

 

 
 
 

 

― В экономике это называется «мультипликатор». Люди получают деньги и тратят их ― и то, что они тратят, позволяет другим людям больше зарабатывать, люди начинают платить больше налогов, и в идеале все хорошо, ― рассказал Зырянов.

― Этот проект может решить очень многие глобальные проблемы в стране. Потому что фактически мы даем человеку, где бы он ни находился, возможность зарабатывать нормальные деньги. Причем большому количеству людей, а не какому-то ограниченному числу, ― всем, у кого достаточный уровень интеллекта и мотивации, ― пояснил Конышев.

По его мнению, если б в каждом сельском поселении в год появлялся хотя бы один разработчик систем, это стало бы огромным вкладом в экономику России.

― Наш курс есть и в коммерческом формате, где мы продаем его взрослым людям. Но я понимаю, что если мы коммерческим образом будем двигаться, то никогда не дойдем до той идеальной картинки, потому что очень многие, особенно из глубинки, в принципе не могут себе позволить этот платный курс. Поэтому возникла идея действовать через школу. Мы хотим провести этот эксперимент в Слободском районе, и, если здесь все будет хорошо, все пойдет, как запланировано, мы хотим масштабировать на всю страну. Представьте, как все может измениться, если в каждой школе, в каждом населенном пункте будет появляться такой человек с заработком в районе 100 тысяч. Никуда не уезжая, зарабатывая там, ― объяснил он.

По словам Алексея, с учителями в «Фабрике программистов» занимаются бесплатно, потому что бедность является одной из первопричин проблем в стране:

― Особенно в сельской местности бедность влияет очень сильно на все. Люди банально неплатежеспособны, не развивают свой бизнес, не платят налоги, соответственно, страдает социалка. Нам не хватает врачей, дороги в раздолбанном состоянии. Я вижу способ, как это поправить, реалистичный способ это поправить, без каких-то титанических усилий. Моя мотивация в этом.

 

 

 
 
 

 

В качестве успешной модели своей теории он привел пример Кремниевой долины в США. Он рассказал, что в начале двадцатого века в том регионе ничего не было, но приток кадров сделал из него одну из самых капитализируемых областей.

― Фактически разработчики могут оформиться индивидуальными предпринимателями и отдавать свои шесть процентов в бюджет. Я уверен, что в каждом поселке можно найти человека, который сможет этим заниматься. Мы взяли один абстрактный поселок, одну абстрактную школу три года назад. Из того потока десятиклассников получили двух человек, ― считает Конышев.

Студентам, которые успешно доходят до конца курса, авторы проекта помогают с трудоустройством и бесплатной практикой: не гарантируют, но знают ряд компаний, которым все время нужны джуниоры [начинающие программисты].

― Пока всегда получалось их отдавать ― талантливые ребята расходятся мгновенно, ― резюмировал Алексей.


 


Реклама. Как удалить знаки препинания с помощью регулярного выражения? Как получить числовое значение строкового значения, которое изменяется? Как найти элемент вложенного списка, используя другой элемент списка? Сайт CodeRoad - вопросы/ответы по программированию.


Ирина Шабалина, фото Марии Старцевой, «7х7»

Материалы по теме
Комментарии (0)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.
Стать блогером

Свежие материалы

Хватит читать Москву!

Подпишись на рассылку о настоящей жизни в российских регионах

Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных