«Духовное сопротивление ГУЛАГу». В Сыктывкаре открылась выставка о театрах и политических репрессиях · «7x7» Горизонтальная Россия
Горизонтальная Россия
Выбрать регион
Республика Коми
  1. article
  2. Республика Коми

«Духовное сопротивление ГУЛАГу». В Сыктывкаре открылась выставка о театрах и политических репрессиях

Тема, о которой надо говорить современным языком

Игорь Бобраков, фото Кирилл Шеин

Выставка «Театр — судьба» открылась в Национальном музее Коми 31 октября. Она приурочена ко Дню памяти жертв политических репрессий и посвящена их влиянию на историю Воркутинского драмтеатра (в ноябре он отметит 75-летие) и Государственного театра оперы и балета Коми (в августе ему исполнилось 60 лет). Как их судьба переплелась с репрессиями, узнал корреспондент «7x7».

 

Сначала театр, потом город

У Воркутинского театра, можно сказать, два родителя — инженер полковник Михаил Мальцев и знаменитый режиссер Борис Мордвинов. Они оба попали за Полярный круг по воле Лаврентия Берии [народного комиссара и министра внутренних дел СССР в 1930–1950-е годы]. Только Мальцев в качестве начальника, а Мордвинов — заключенного.

До своего ареста 15 мая 1940 года Борис Мордвинов руководил Большим театром и кафедрой сценического мастерства Московской консерватории. Перелом в его жизни произошел из-за курортного знакомства с женой военачальника Григория Кулика, красавицей Кирой Симонич. Ее арестовали еще в сентябре 1939 года и через месяц расстреляли как шпионку. А Бориса Мордвинова обвинили в шпионской связи с ней и приговорили к трем годам лагерей.

Все три года его использовали на общих работах. В 1943 году формальный срок заключения Мордвинова истек, но его продлили в связи с войной на неопределенное время. В Воркуте режиссер встретил немало профессиональных артистов — таких же зэков, как и он сам. Тогда у него родилась безумная идея организовать в этом — тогда еще не городе, а поселке — профессиональный театр. И он обратился с запиской к начальнику Воркуто-Печорского Управления исправительно-трудовых лагерей НКВД СССР Михаилу Мальцеву.

Участник Сталинградской битвы Михаил Мальцев получил назначение в Воркуту в марте 1943 года. Ему быстро удалось наладить бесперебойное снабжение углем Ленинграда, повысить пайки заключенных шахтеров и настоять на изменении статуса поселка. Идея Мордвинова ему понравилась. И 8 августа 1943 года вышел приказ за подписью М. Мальцева о создании театра «Воркутстроя». Художественным руководителем и главным режиссером назначался Б. А. Мордвинов.

Открылся театр в том же году опереттой Имре Кальмана «Сильва».

— Наш юбилейный вечер пройдет 23 ноября, а на следующий день свой юбилей отметит Воркута, — сообщила на открытии выставки нынешний директор Воркутинского театра Елена Пекарь. — Это уникальный случай: театр возник раньше, чем город.  

 

 

 
 
 

 

Театр стал сразу очень популярен. По словам научного сотрудника отдела истории Национального музея Коми Елены Морозовой, он давал 600 представлений в год, премьеры бывали каждый месяц. Одну только «Сильву» показывали более ста раз. Одновременно на сцену выходили первый исполнитель песни «Широка страна моя родная» Борис Дейнека, звезда Московского мюзик-холла и театра Сатиры Валентина Токарская, солистка Полтавской оперы Валентина Ищенко, известная исполнительница романсов и старинных песен Татьяна Лещенко-Сухомлина. Аплодировать им запрещалось. Они все были заключенными и после репетиций и спектаклей возвращались в свои бараки за колючей проволокой.

Многие фотографии, представленные на выставке, сделаны знаменитым советским драматургом Алексеем Каплером. Он тоже оказался в Воркуте не по своей воле. Но Каплеру удалось устроиться фотографом, и именно в этом городе он влюбился в Валентину Токарскую, на которой официально женился после возвращения в Москву.

— Театры, зародившиеся в ГУЛАГе, не давали людям искусства духовно умереть, — заявил председатель правления фонда «Покаяние», историк Михаил Рогачев. — И не случайно бывшая узница «Воркутлага» Елена Владимировна Маркова главу одной из своих книг воспоминания назвала «Духовное сопротивление».

С 1951 года, когда Воркуту покинули Михаил Мордвинов и целый ряд солистов и музыкантов, театр стал чисто драматическим. Таким он остается и по сей день.

 

Без одобрения Москвы

Немало артистов — бывших заключенных лагерей Коми республики — оказались в 1950-е годы в Сыктывкаре. Среди них — Борис Дейнека, Валентина Ищенко, знаменитый дирижер Владимир Каплун-Владимирский, отбывавший срок заключения по печально знаменитой 58-й статье в Ухте. Их свобода была неполной. Они уже не жили в лагерных бараках, но им запрещалось приезжать в крупные города.

И тогда у Бориса Дейнеки, служившего в Коми республиканской филармонии, возникла идея, по своему безумству схожая с той, что выдвинул Борис Мордвинов в 1943 году. Дейнека предложил начальнику республиканского управления искусств Серафиме Поповой создать в Сыктывкаре, население которого не превышало 50 тыс. человек, музыкальный театр. Ей идея понравилась, и она обратилась к Председателю Совета Министров Коми АССР Зосиме Паневу. Он тоже поддержал проект и даже добился внеконкурсных мест для коми молодежи в Ленинградской консерватории. Но в открытии музыкального театра Москва категорически отказала.

Только со второй попытки Паневу удалось уговорить членов правительства дать принципиальное согласие. Однако официальное постановление Совета министров РСФСР об открытии театра так и не появилось. Тем временем студенты консерватории из Коми получили дипломы и вернулись в Сыктывкар. В помещении Областного совета профсоюзов начались репетиции оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин». Партию Татьяны доверили Валентине Ищенко, а Гремина — Борису Дейнеке. И тогда Зосима Панев самовольно издал Постановление Совета Министров Коми АССР «Об организации музыкального театра в городе Сыктывкаре». Руководителем театра стал Борис Дейнека, а главным дирижером — Владимир Каплун-Владимирский. В ноябре того же года собрался Президиум Совета Министров РСФСР, на котором Зосиму Панева раскритиковали за самовольство и объявили административное взыскание.

Теперь этот коллектив называется Государственный театр оперы и балета Республики Коми. Его знают не только в стране, но и за рубежом. На его сцене в рамках фестиваля «Сыктывкарса тулыс» выступают звезды из Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, а также артисты из Финляндии, Германии, Чехии, Сирии, Латвии и многих других стран.

Создателей театра, бывших заключенных Бориса Дейнеки и Владимира Каплун-Владимирского давно уже нет в живых. В 2014 году ушла из жизни Валентина Ищенко.

 

«Браво» — «право»

Выставку «Театр-судьба» Национальный музей Коми готовил совместно с Институтом культуры и искусства Сыктывкарского университета им. Питирима Сорокина.

— Когда она задумывалась, мы решили провести эксперимент — поработать со студентами университета, — призналась директор музея Ирина Котылева. — Они подготовили целый ряд проектов. В итоге победила работа студента третьего курса Кирилла Найденова.

 

 

 
 
 

 

Вся экспозиция строится на сочетание трех цветов — красного, черного и белого. В художественном решении выставки обыгрываются два слова — «браво» и «право». По мнению Ирины Котылевой, зрительское «браво» давало актерам право на существование.

Кирилл Найденов в ответном слове заявил:

— Тема ГУЛАГа имеет большое значение в современном мире. И очень важно говорить о ней современным языком, особенно если это касается искусства. Я сам никогда не был равнодушен к этой теме, а потому образ выставки родился очень быстро.

Впрочем, по собственному признанию студента-дизайнера, он работал не один, ему помогали однокурсники, такие же неравнодушные к трагическим страницам истории страны.

Игорь Бобраков, фото Кирилл Шеин, «7х7»

Материалы по теме
Комментарии (0)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.
Стать блогером

Свежие материалы

Хватит читать Москву!

Подпишись на рассылку о настоящей жизни в российских регионах

Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных