Новости, мнения, блоги
Выбрать регион
Республика Коми

Рекламный передел. Реформа отрасли поставила «наружку» Коми вне закона

Местные предприниматели вынуждены работать в серую, а все их отчисления уходят на содержание новой рекламной госструктуры

Реформа рекламного рынка в Коми привела к непредвиденному результату. В ноябре 2016 года власти создали государственное казенное учреждение «Коми реклама», которое должно было навести порядок в отрасли — создать единые правила работы для рекламных фирм, убрать самовольно размещенную рекламу и увеличить доходы бюджета. На деле два года спустя все рекламные фирмы размещают рекламу всерую и жалуются, что платить госструктуре им приходится вчерную — взамен не дают «ни чека, ни акта, ни договора». За 2017 год «Коми реклама» собрала 7,5 млн руб., и все они ушли на ее содержание. Поэтому депутаты Госсовета республики Татьяна Саладина и Олег Михайлов предлагают реформу отменить. Корреспондент «7x7» оценил итоги первых двух лет работы «Коми рекламы».

 

Продавленный закон

Новый закон о рынке наружной рекламы в Коми принимался 23 ноября 2016 года в нервной обстановке. Его обсуждение на заседании Госсовета региона затянулось на 17 минут. Последние лет 10 законопроекты, внесенные главой Коми, принимались быстро и без обсуждения.

Сначала документ с трибуны представил заместитель руководителя администрации главы Евгений Морозов. Он рассказал, что с середины 1990-х право на размещение и использование наружных конструкций предпринимателям выдавали местные власти. Зачастую это происходило с нарушением правил и ГОСТов. Некоторые щиты, по его словам, и вовсе были настолько старыми, что представляли опасность для пешеходов. Чиновник отметил, что власти городов и районов не спешили разрабатывать схемы установки конструкций, поэтому в этой отрасли был бардак. Новый закон, отметил Морозов, должен был навести порядок. Согласно документу, все полномочия по разработке схем установки щитов и розыгрыш лотов на их использование переходили к государственному казенному учреждению «Коми реклама», которое должно было унифицировать подходы в разных муниципалитетах республики.

Еще в 2016 году депутат от «Справедливой России» Татьяна Саладина законопроект раскритиковала. В трехминутной речи она рассказала, что документ не успели толком обсудить ни представители отрасли, ни общественность. Более того, отрицательное заключение на него дала администрация Сыктывкара. Коллегу поддержал член КПРФ Олег Михайлов, который засомневался в экономической целесообразности создания нового госучреждения. По его словам, «Коми реклама» не сможет заработать заявленные 32 млн руб. в год. После слов Михайлова вице-спикер парламента единоросс Василий Смалий сорвался на крик. Он упрекнул коммуниста, что тот пропустил последнее совещание по этому вопросу, а значит, не может критиковать документ.  

 

Евгений Морозов



Поддержать Евгения Морозова вызвался его непосредственный начальник — руководитель администрации главы Коми Михаил Порядин:

— Нам надо принять принципиальное решение: или мы работаем как прежде, или мы наконец-то наведем порядок на нашем рекламном рынке и сделаем его прозрачным и понятным для всех участников, — сказал Порядин.

В итоге за закон проголосовали 22 человека, пять (в том числе один единоросс) выступили против, один воздержался.

Сразу после заседания представитель рекламной компании «Престиж», которая работает в Сыктывкаре, назвал заявления чиновников, что все решения они намерены принимать с учетом мнения бизнес-сообщества, ложью.

— Чиновники, которые принялись администрировать эти процессы, умеют слушать только себя, — сказали в компании.


Работа на «троечку»

До создания «Коми рекламы» представители рекламных фирм более 20 лет работали с городскими и районными властями. Там они утверждали места установки новых щитов и договаривались о размещении социальной информации. При этом и платили за аренду этих конструкций тоже в муниципальные бюджеты. Сыктывкарские бизнесмены рассказали корреспонденту «7x7», что никогда не сталкивались с серьезным противодействием со стороны чиновников.

Изменения произошли незадолго до создания «Коми рекламы». В середине 2016 года депутаты совета Сыктывкара подняли ставку арендной платы в три раза. Если раньше предприниматели платили в городской бюджет от 1,5–2 тыс. руб. за аренду одного щита в месяц, то теперь цена выросла до 4,5–4,8 тыс. руб. в зависимости от его месторасположения (в центре города — самые высокие ставки, на окраине — наименьшие). «Коми реклама» после своего появления установила похожие ставки и в других городах региона.

Государственное казенное учреждение было создано администрацией главы региона 19 января 2017 года. Его возглавил бывший полицейский Сергей Пономарёв. До перехода на госслужбу он успел поработать в Госавтоинспекции, дважды отправлялся в командировку в горячие точки Северного Кавказа, возглавлял отделение МВД по Сыктывдинскому району Коми. Через месяц после вступления в должность он дал большое интервью государственному агентству «Комиинформ», в котором заверил, что вместе с коллегами приложит усилия для развития «стабильного бизнеса всех, кто занимает эту нишу».

Автоматически после создания «Коми рекламы» у всех предпринимателей были аннулированы договоры аренды, они больше не могли ничего размещать на наружных щитах. В госструктуре заявили, что схемы расположения щитов в городах и районах устарели, а сами конструкции порой возведены с нарушениями. Именно поэтому специалисты «Коми рекламы» решили провести мониторинг, а после этого утвердить новые схемы. До этого времени предприниматели лишились возможности размещать рекламу на законных основаниях.

 

 

За первый год работы сотрудники госучреждения пересчитали все наружные щиты в республике. Оказалось, что всего в регионе их 802. Эта цифра значительно отличалась от той, о которой заявляли сотрудники администрации главы Коми при представлении законопроекта. По их словам, в республике в 2016 году было 1302 конструкции. В «Коми рекламе» пояснили, что чиновники и местные предприниматели ошиблись в расчетах.

Все это время бизнесмены продолжали размещать рекламу. В госструктуре посчитали, что таким образом предприниматели получают незаконную прибыль. В «Коми рекламе» придумали, как собрать с игроков рынка деньги. Они стали отправлять им требования об оплате так называемого незаконного обогащения. Его размер был таким же, как за аренду щитов, — от 4,5 до 4,8 тыс. руб. Сначала предприниматели сопротивлялись этому, из-за чего у них возник долг перед госструктурой более чем в 4 млн руб. Но потом из-за страха, что щиты будут демонтировать, стали платить.

На сайте «Коми рекламы» указано, что там работает шесть человек. В их обязанности входит поиск конструкций, параметры которых нарушают ГОСТы, их демонтаж, выдача разрешений на установку новых щитов, подготовка бумаг для аукционов, на которых будет разыграно право использовать щиты. В прошлом году они объездили все города и районы Коми, о чем говорится в ответе учреждения на запрос «7x7». 

Новые схемы размещения рекламных конструкций, исходя из плана-задания «Коми рекламы», в 2018 году появятся только в Сыктывкаре и Воркуте. В следующем году — в Печоре, Усинске и Ухте, а в 2020-м — во всех остальных муниципалитетах. В этих документах будет указано, где можно устанавливать щиты, а где нельзя. В список запретных мест попадут парки, территории около религиозных учреждений и другие зоны. Только после этого предприниматели смогут выйти из серой правовой зоны.

В проекте закона о работе «Коми рекламы» было указано, что прибыль учреждения каждый год будет составлять не менее 32 млн руб. По факту в 2017 году госструктура заработала 7,5 млн руб., при этом затраты на ее содержание составили 7,6 млн руб. Сумма в 100 тыс. руб. была покрыта из бюджета Коми.

Ситуация, по мнению директора «Коми рекламы» Сергея Пономарёва, выправилась в 2018 году. За первые восемь месяцев госучреждение заработало более 5 млн руб. Плюс ко всему компании стали погашать долги за незаконное обогащение, которые накопились за это время. Всего они выплатили более 3 млн руб. Самая положительная динамика, по словам заместителя министра финансов Коми Константина Плехова, оказалась в Воркуте. За 2014–2016 годы, по его словам, местные власти смогли привлечь в городской бюджет 244 тыс. руб. Когда эти полномочия перешли «Коми рекламе», платежи возросли: в 2017 до 452 тыс. руб., за восемь месяцев 2018 года они составили 632 тыс. руб.

Новости на сайте «Коми рекламы» обновлялись до последнего времени нечасто. В 2017 году была всего одна. В первом полугодии 2018-го — две. С июля этого года, когда работники рекламных фирм в регионе и несколько депутатов парламента стали настаивать на закрытии госучреждения, периодичность их публикации заметно возросла.

В ответе на запрос «7x7» Сергей Пономарёв назвал работу «Коми рекламы» удовлетворительной.


Претензии и требования 

В офисном здании в центре Сыктывкара в августе 2018 года собрались директора и управляющие пяти крупных фирм, которые размещают рекламу в столице Коми и ближайших районах, — «Дизайн Клуб», «Парадиз», «Коми ФМ», «Реклама Р» и ИП Корчма.

— Мы хотим, чтобы вы написали правду о том, как мы теперь работаем, — говорит корреспонденту «7x7» сотрудник компании «Парадиз» Татьяна Кривощёкова.

Еще пару лет назад игроки отрасли конкурировали между собой, о подобных совместных совещаниях не было и речи. Однако борьба с «Коми рекламой» и схожие проблемы объединили предпринимателей. В марте 2018 года они зарегистрировали Ассоциацию наружной рекламы Коми. Татьяна Кривощёкова стала ее президентом. Именно она начинает перечислять новые проблемы, с которыми столкнулись компании после появления «Коми рекламы».

Одна из основных претензий, по словам Кривощёковой, связана с утверждением новых схем размещения рекламных конструкций во всех городах и районах. «Коми реклама» обещала сделать это оперативно, но пока ни одна схема не утверждена. В госучреждении пообещали закончить эту работу в Воркуте и Сыктывкаре до конца 2018 года. До этого времени бизнесмены продолжат работать вне закона.

Они по-прежнему платят за содержание рекламных конструкций, стоимость аренды которых перед принятием закона увеличили почти в три раза (с 1,5–2 тыс. руб до 4,5–4,8 тыс. руб.). Такая ситуация поставила под сомнение само существование их бизнеса. Предприниматели жалуются, что платят за аренду конструкций, но взамен практически ничего не получают.

Из-за этого у многих срываются контракты с федеральными компаниями, например «Магнитом» и «Пятерочкой». Они не рискуют размещать информацию на щитах, эксплуатация которых по факту запрещена. Более того, когда специалисты «Коми рекламы» в первый раз приехали в Воркуту, они настаивали на том, чтобы изменить размер конструкций и баннеров — с принятого по всей России 3х6 метров на 3х4 метра.

— Ни на какие компромиссы они не шли. Они не понимали, что федеральные компании в маленьких городах платят только за формат 3х6 метров. За другие размеры они не готовы платить. Я это объяснял, но этого сначала не слышали. С трудом удалось в этом убедить, — рассказал воркутинский предприниматель Роман Саладин.

Вместе с тем рекламные фирмы находят клиентов, заключают контракты, получают прибыль. За это сотрудники «Коми рекламы» требуют от них платить за незаконное обогащение.

— Они прислали бумаги: если щит стоит и вы не платите, то это необоснованное обогащение. Они сказали нам в устной форме — мы демонтируем. Поэтому мы все платим, — рассказал представитель компании «Дизайн Клуб» Александр Загребельный.

— Они нам взамен никакую бумагу не дают. Ни чека, ни акта, ни договора — ничего нет. Мы подали заявление в Следственный комитет. Мы считаем, что они должны провести торги, вывести нас в законное поле. Мы должны платить по договорам, — продолжила Татьяна Кривощёкова.

Собравшиеся пожаловались, что в целом рынок рекламы в Коми после введения американских и европейских санкций и уменьшения платежеспособности населения просел на 30–40%. Именно поэтому некоторые компании предпочли размещать рекламу не на больших щитах, а на заборах и фасадах зданий за минимальную плату.

 



Такие объявления и афиши считаются незаконными. Представители Ассоциации рекламы жалуются на то, что раньше с этим боролись сотрудники горадминистрации, однако теперь за этим никто не следит: «Коми реклама» отправляет с жалобами в мэрию, а мэрия обратно в госучреждение. Игроки рынка несут убытки из-за того, что компании предпочитают вешать рекламу на заборе.

— «Коми реклама» в своих документах делает акцент на борьбу с визуальным шумом. Мы им говорим: «Вот же визуальный шум. Вы приведите это в порядок». А они утверждают, что отвечают только за металлические конструкции, а вот заборами должны заниматься сотрудники горадминистрации, — рассказала президент ассоциации Татьяна Кривощёкова.   

Члены ассоциации написали несколько жалоб по этому поводу. В «Коми рекламе» их попросту переправили тем фирмам, которые размещают рекламу на заборах. Представитель компании «Дизайн Клуб» Александр Загребельный уверен, что таким образом работники госучреждения пытались поссорить конкурентов.

— «Коми реклама» не пишет [тем, кто нарушает закон] о том, что есть закон и по нему мы обязаны демонтировать ту рекламу. Они пишут: «Ассоциация на вас написала жалобу, и я вынужден убрать всю рекламу. Я бы, может быть, не убирал ее еще три-четыре года. Но ассоциация такая плохая, пожаловалась в прокуратуру», — рассказал Загребельный.

В августе 2018-го на сайте «Коми рекламы» появилось несколько сообщений о демонтаже штендеров, плакатов на фасадах домов, зачистке заборов, где размещали объявления. Однако эту работу в Ассоциации наружной рекламы региона считают неудовлетворительной.

По словам рекламщиков, многие фирмы сейчас находятся в предбанкротном состоянии, работают в ноль или с минимальной прибылью.

— Ко мне пришел местный предприниматель, у него шиномонтаж. Он говорит: «У меня есть восемь тысяч рублей. Размести рекламу. Сезон начался, а мастерскую найти не могут». Соглашаюсь, но с этих восьми тысяч рублей я отдаю четыре тысячи «Коми рекламе» за аренду щита, плюс свет, зарплата. В итоге я заработал 1700 рублей. Рекламный бизнес — хлипкий, шаткий. Бюджеты все просели, — рассказал представитель одной из рекламных фирм, который попросил не указывать свое имя.

По словам Татьяны Кривощёковой, за последние месяцы членам ассоциации неоднократно поступали предложения продать бизнес за бесценок.

 



Она предполагает, что при таком сценарии в Коми придет аффилированный с властями республики крупный игрок из другого региона, который в итоге станет монополистом. Произойти это может и на стадии электронных аукционов. Директор «Коми рекламы» Сергей Пономарёв заявлял, что во время торгов в один лот будут объединены четыре-шесть щитов. То есть выкупить их надо будет все вместе. Раньше бизнесмены платили за каждую конструкцию отдельно.

— Мы подозреваем, что эти лоты смогут выиграть те компании, которые предложат один или два миллиона рублей. У малого бизнеса в Коми нет таких денег. Мы подозреваем, что могут быть закулисные игры, — сказал на условиях анонимности директор одной из сыктывкарских фирм.

Татьяна Кривощёкова перечислила требования Ассоциации наружной рекламы региона. Главное из них — закрытие «Коми рекламы» и передача всех полномочий обратно в муниципалитеты:

— Мы готовим общий запрос об отмене закона — это около 50 организаций. Мы же потянем за собой монтажников, печатников, дизайнеров. Тех, кто работает в нашей отрасли. В этом бизнесе в республике задействованы около 500 человек, с семьями — 1500.

В ответе на запрос 
«7x7» директор «Коми рекламы» Сергей Пономарёв назвал претензии членов ассоциации «несправедливыми».


Сначала критика, потом одобрение

Члены ассоциации в 2017 и 2018 годах многократно жаловались в прокуратуру Коми. На коллегии надзорного ведомства в июле этого года прокурор Коми Сергей Бажутов частично подтвердил выводы предпринимателей.

— Проверки показали, что снижению предпринимательской активности способствует в том числе и незаинтересованность отдельных должностных лиц в создании условий для функционирования бизнеса. Например, серьезные нарушения выявлены проверками по массовым обращениям предпринимателей в сфере наружной рекламы, — сказал Бажутов.

Прокурор подтвердил, что «Коми реклама» препятствует проведению торгов на право заключения договоров на установку щитов из-за того, что вовремя не разработала схемы их размещения. Из-за этого поступления в бюджеты всех уровней уменьшились.

— Подобная оптимизация полномочий фактически поставила вне правового поля весь рекламный бизнес республики, в котором задействовано порядка 500 человек. По этим фактам в правительство республики мы внесли представление, — раскритиковал работу «Коми рекламы» Бажутов.

Власти Воркуты сначала встали на сторону предпринимателей. В своем письме в июле этого года в Ассоциацию наружной рекламы они подтвердили выводы бизнесменов и прокуратуры и попросили вернуть все полномочия в муниципалитет. Более сдержанные письма направили руководители администраций Ухты и Сыктывкара. Они заявили, что готовы вновь полностью курировать отрасль, если «Коми реклама» будет упразднена.


 



Но 10 сентября власти трех городов скорректировали свою позицию. На совещании комитета по бюджету, налогам и экономической политике Госсовета региона представители администраций сдержанно хвалили работу «Коми рекламы».

— Если возвращать на уровень муниципалитетов полномочия в сфере наружной рекламы, то значит надо и возвращать прежнюю структуру. А это дополнительные три специалиста, работа с неплательщиками и так далее. Если принято решение о перераспределении полномочий, зачем все обратно возвращать? — сказал руководитель администрации Ухты Магомед Османов.

Заместитель руководителя администрации Воркуты по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Ирина Зиберт отметила, что ситуация на рынке наружной рекламы в городе сегодня сбалансирована:

— Вместе с сотрудником «Коми рекламы» в течение пяти дней мы обошли практически весь город, осмотрели все рекламные конструкции, чтобы в городе был порядок, была выстроена определенная система по наружной рекламе и чтобы рекламные конструкции вписывались в архитектурную композицию города. Именно такую систему и предлагает «Коми реклама», наши позиции в этом полностью совпадают.

Депутаты Госсовета региона Олег Михайлов от КПРФ и Татьяна Саладина от «Справедливой России» внесли на сентябрьскую заседание сессии парламента проект закона о ликвидации «Коми рекламы». Михайлов считает, что в госучреждении идет имитация работы.

— Экономическая эффективность «Коми рекламы» нулевая, порядка это не прибавило. Наш законопроект [об упразднении госучреждения] очень неудобен, потому что там изложены факты, которые они пытаются скрыть, — сказал Михайлов в беседе с «7x7».

Председатель комитета по бюджету, налогам и экономической политике Госсовета Коми Степан Чураков призвал дождаться результатов второй проверки прокуратуры, которая закончится ближе к декабрю, а также проверки Контрольно-счетной палаты региона. Без этих сведений, по его мнению, нельзя сделать выводы об эффективности работы «Коми рекламы».

— Данные, которые есть в законопроекте Саладиной и Михайлова, и те, что предоставляет «Коми реклама», расходятся. Мы не можем найти правду, пока не будет проверки КСП. Ждем результатов проверки, — сказал 
«7x7» Чураков.

Депутат Олег Михайлов выразил мнение, что таким образом Госсовет затягивает решение вопроса.

— Когда возникает неудобный законопроект для администрации главы, они думают, что делать в этой ситуации. Просто идет затягивание процесса, пока они не нашли выход из ситуации, — сказал Михайлов.

Рассмотрение законопроекта о ликвидации «Коми рекламы» планировалось рассмотреть в Госсовете Коми 20 сентября, но позже его отложили до следующего заседания, которое состоится 25 октября.

— Они [работники администрации главы Коми, которые приехали в республику в 2015 году вместе с новым главой Сергеем Гапликовым] приехали сюда и думали, что быстро все решат в свою пользу. Но они не подумали, что мы здесь выросли, наши знакомые тут работают в прокуратуре, в Следственном комитете, в других органах. Мы будем бороться, — сказал один из директоров рекламной фирмы.

Максим Поляков, фото Кирилла Шейна, «7х7»

Комментарии (2)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.
20 сен 2018 01:18

Отличный материал. Минус 100 тыс. рублей, два года "работы" и ни одной схемы размещения. Это же надо так умудриться!

Ничего
10 янв 02:39

Изложена тчк зрения "обиженных", которые между собой связаны, и которые раньше с муниципалами могли "договориться". А тут надо же - лавочку прикрыли.