Новости, мнения, блоги
Выбрать регион
Белгородская область

«Давайте вместе управлять жизнью города!». Зачем белгородские власти создали сайты «Народная экспертиза» и «Активный горожанин»

«С помощью этих ресурсов невозможно влиять на городскую политику»

Чиновники белгородской мэрии на своем официальном сайте сообщили в конце июня, что на муниципальный сайт «Активный горожанин» за первое полугодие 2018-го поступило 2886 обращений, из которых 2136 исполнено. Зачем власти создают такие сайты-посредники и сколько за это платят налогоплательщики, разбирался корреспондент «7x7».


«Нам важно услышать ваше мнение»

В 2012 году департамент внутренней и кадровой политики области создал портал «Народная экспертиза». Проект широко рекламировали, призывая жителей Белгородчины писать на портал о своих проблемах и предлагать идеи по улучшению жизни в регионе. В 2016 году мэрия Белгорода запустила еще один портал с похожими функциями и назвала его «Активный горожанин», по аналогии с московским сайтом «Активный гражданин».

Инициатор этого проекта мэр Белгорода Константин Полежаев выступил на сайте с приветственным словом: «Администрация города Белгорода стремится выстраивать конструктивный диалог между жителями и органами местного самоуправления города Белгорода по конкретным вопросам развития города. Для этого мы разработали и запустили наш проект „Активный горожанин“. Нам важно услышать ваше мнение и работать с вами вместе — активными белгородцами, которым не безразлично прошлое, настоящее и будущее своего города. Каждый голос будет услышан, а лучшие идеи — совместно реализованы. Давайте вместе управлять жизнью города и вместе добиваться успеха!»

 

«Дополнительного финансирования не требует»

Так в Белгороде появились два сайта с похожими функциями, финансируемые за счет налогоплательщиков. Граждан призвали писать жалобы на порталы, которые потом перешлют их в надзорные органы. Но жалобу, к примеру, в Управление государственного жилищного надзора Белгородской области можно направить прямо в это учреждение и в бумажном, и в электронном виде — через портал «Госуслуги». Если рядовой белгородец не знает, что на нерадивого врача можно пожаловаться в региональный департамент здравоохранения, а на управляющую компанию — в УГЖН, то он обратится к поисковой системе и найдет ответ на вопрос или зайдет на тот же портал «Госуслуги», который автоматически выдаст ему адресатов для отправки жалобы. Корреспондент «7x7» задался вопросом: зачем белгородские власти тратят деньги налогоплательщиков на обслуживание еще двух сайтов-посредников? 

Этот вопрос редакция «7x7» задала мэрии Белгорода и областному правительству. На вопрос о том, зачем нужны два портала вместо одного, чиновники из департамента внутренней и кадровой политики Белгородской области не ответили, сообщив только общеизвестную информацию, что один сайт занимается городскими проблемами, а второй — городскими и региональными. Они написали, что проектом «Народная экспертиза» занимаются всего два человека, делающие это «в рамках текущей деятельности», которая «дополнительного финансирования не требует». Эти люди не являются государственными служащими. Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области, являющийся инициатором создания портала «Народная экспертиза» не ответил и на вопрос, в чем же преимущества «Народной экспертизы» перед порталом «Госуслуги» и почему «Народная экспертиза» занимается не только приемом предложений по улучшению жизни населения и благоустройству области, но и выполняет функцию еще одной жалобной книги.

 

 

«Институт муниципального развития и социальных технологий»

Чиновники городской администрации Белгорода более развернуто ответили на вопросы «7x7», касающиеся деятельности сайта «Активный горожанин». Они сообщили, что на создание и запуск портала и его мобильного приложения израсходовано 526 тыс. руб., а на поддержание и техническое сопровождение с 2016 по июнь 2018 года потрачено 437 тыс. руб. По словам чиновников, сайт обслуживают три специалиста с окладом 7860 руб., замначальника отдела с окладом в 9810 рублей и начальник отдела с окладом 10980 рублей. Все они не являются сотрудниками мэрии и муниципальными служащими, а числятся в отдельной структуре — «Институте муниципального развития и социальных технологий».

Как указано на сайте этой организации, главная задача института — «обеспечение реализации стратегии развития города Белгорода до 2025 года», а основным принципом работы института является «сочетание науки и практики управления». Штатные должности в институте занимают как представители науки, так и муниципальные служащие. В структуре этого учреждения есть отдел развития системы «Активный горожанин». В работе портала участвуют и сотрудники различных подразделений мэрии, которые отвечают на вопросы и жалобы граждан.

Даже если предположить, что персонал, обслуживающий сайт «Активный горожанин», получает «голый» оклад, то в год это 532440 руб. Возглавляет отдел Анастасия Гладкова, жена Игоря Гладкова, члена Общественной палаты Белгорода, президента Гильдии предпринимателей малого и среднего бизнеса.

 

В Институте муниципального развития и социальных технологий модерируют сайт «Активный горожанин»

 

«Зачем так бездумно тратить народные деньги?»

Помощник депутата Белгородского городского совета Пётр Макрицкий, к которому жители Белгорода часто обращаются с различными жалобами, заявил «7x7», что решать проблемы граждан и стимулировать активность населения нужно другим способом:

— Эти сайты рекламируют на лучших площадках Белгорода, на них выделяются средства из бюджета, а спрашивается, зачем? Зачем так бездумно тратить народные деньги? Все пытаются что-то взять от государства и присвоить. Эти сайты дублируют функции органов, которые уже существуют, так почему бы не заняться рекламой государственных органов вместо рекламы сайтов-посредников? Люди старшего поколения зачастую не пользуются интернетом и не заходят на сайты-посредники, а также не могут с помощью интернета найти информацию о том, куда и по каким вопросам можно обратиться. У нас нет, к примеру, стендов возле домов с информацией, куда и в каких случаях нужно обращаться, чтобы люди знали, куда пожаловаться на управляющую компанию или на врача из поликлиники. Все брошено на самотек: «Ваши проблемы решайте сами», со стороны администрации никакой поддержки в этой части нет. Даже если пенсионеры случайно прошли по улице и увидели пиар-акцию «Активного горожанина», то не факт, что они смогут написать жалобу через этот сайт, то есть подобные акции бесполезны для той части населения, у которой нет интернета. А информацией о государственных надзорных органах на стендах возле подъезда может воспользоваться каждый! Кстати, ни разу не слышал от моих знакомых, чтобы им помогли сайты «Активный горожанин» или «Народная экспертиза». Полагаю, если бы данные проекты были эффективны, «сарафанное радио» уже доложило бы об их успехах. Но на данный момент я видел лишь рекламу этих сайтов в СМИ.

 

«С их помощью невозможно принципиально влиять на городскую политику»

Корреспондент «7x7» ради эксперимента написал жалобу на один из белгородских порталов — «Активный горожанин». Ее не отправили в надзорные органы, несмотря на то, что возле жалобы поставили отметку «Исполнено». Как пояснила в переписке через Facebook руководитель отдела Анастасия Гладкова, жалобу отклонили по правилам работы портала. На дальнейшие вопросы по этому поводу начальник отдела не ответила и не стала объяснять, почему жалоба так и не дошла до адресата, если возле нее не было никаких отметок о несоответствии правилам сайта. Тем не менее на порталах-посредниках периодически появляются положительные отзывы об их работе и благодарности тем, кто занимается пересылкой сообщений. 

Политолог Владимир Слатинов так прокомментировал «7x7» создание подобных порталов при мэриях и областных администрациях:

— В любой системе государственного управления необходимы институты, обеспечивающие обратную связь с властью и общественный контроль за ней. В сложившейся у нас модели, где бюрократия не ограничена ни гражданским обществом, ни полноценным парламентом, ни партийной системой, возможно лишь сочетание имитации и некоторой конкуренции внутри бюрократических структур. Большинство платформ в стиле «Активный горожанин» или «Народная экспертиза» — отражение первой тенденции. Деятельность Общенародного фронта [ОНФ] — второй. Копирование в регионах московского проекта «Активный гражданин» с той или иной степенью сходства — довольно распространенное явление. Главная черта этих ресурсов — они способны обращать внимание власти на локальные проблемы, но с их помощью невозможно принципиально влиять на городскую политику и принимаемые «отцами города» решения. В регионах, к тому же, функционирование этих ресурсов связано с родственными связями их создателей. С ОНФ история сложнее. Фронт — попытка создать внутри бюрократической конструкции элементы «народного контроля» над аппаратом и прямой связи с «национальным лидером». К тому же мы видим, что многие проекты ОНФ «перебивают» оппозиционные, скажем, Алексея Навального. Это попытка перехватить востребованную у людей повестку дня критики власти, сделав ее политически безопасной и концентрируясь только на тех проблемах и персонах, в отношении которых позволено проводить соответствующие критические расследования и действия. 


Администрация Анадыря 13 июля объявила тендер на разработку мобильного приложения «Активный горожанин» за 720 тыс. руб. Сайты под таким названием работают в Улан-Удэ, Черкесске, Шахтах, Красноярске, Калининграде, в Ростове-на Дону подобный сайт называется «Активный ростовчанин», в Республике Коми — «Активный регион». 

Татьяна Григорьева, фото автора, «7х7»

Комментарии (0)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.

Последние новости