Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Карелия
  2. Дом сгорел, квитанции остались. Как коммунальщики выставляют счета жителям Карелии

Дом сгорел, квитанции остались. Как коммунальщики выставляют счета жителям Карелии

Эксперты назвали одну из причин высоких платежей за тепло в Олонце

Глеб Яровой, фото автора
Фото Глеба Ярового
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Эксперты Общественного совета при Уполномоченном по правам человека в Карелии пришли к выводу, что в некоторых населенных пунктах республики коммунальные платежи начисляются «незаконно и необоснованно». Заявление об этом прозвучало на заседании совета 31 мая. На заседании побывал корреспондент «7x7».

 

Найстенъярви: платежи за ОДН в несуществующих домах

По данным местной администрации, в поселке Найстенъярви в 2016–2017 годах были признаны аварийными и подлежащими расселению десять жилых многоквартирных домов. В основном это одно- и двухэтажные деревянные здания. Поскольку программа переселения предполагает их снос и расселение жильцов только в 2025 году, людям, зарегистрированным в этих домах, продолжают начислять некоторые коммунальные платежи.

В марте 2018 года карельский омбудсмен Александр Шарапов получил заявления от местных жителей о неправомерном начислении платежей, представители экспертного совета съездили в поселок. Выяснилось, что как минимум пять из десяти аварийных домов либо сгорели, либо, со слов представителей местной администрации, «были разобраны на дрова». Остальные находятся в таком состоянии, что жить там невозможно: дома стоят заколоченными и явно готовятся повторить судьбу соседей.

Однако и жильцы тех домов, которые пока еще стоят, и тех, которые давно сгорели, продолжают получать квитанции по оплате коммунальных услуг, в частности, — по статьям «содержание и текущий ремонт» и «электроэнергия на содержание общедомового имущества». Представители экспертного совета считают действия коммунальщиков, ООО «Водоканал» и ООО «Фортуна», «незаконными и необоснованными».

— Незаконным является не только сам факт начисления платежей, но и то, что для жильцов несуществующих аварийных домов применялся тариф, предусмотренный для категории «неблагоустроенных домов», а не для категории «аварийных и подлежащих сносу», — подытожил Сергей Матвеев, член совета, председатель комиссии по правам в сфере ЖКХ.

 

 

 
 
 

 

Лахденпохья: четыре платежа за вывоз мусора в одной квитанции

Жители одного из домов в Лахденпохье, признанного аварийным еще в 2013 году, до сих пор ждут переселения. Поскольку другого жилья им не предоставили, они продолжают жить в аварийном доме. Из заявления в адрес омбудсмена следует, что они и рады бы оплачивать хотя бы текущий ремонт здания, но такой статьи расходов в их квитанциях за ЖКУ не существует. Обслуживающая организация собирает платежи только за вывоз мусора и обслуживание внутридомовых инженерных систем. Аварийное здание продолжает разваливаться.

— В этом доме сложилась парадоксальная ситуация: в коммунальные платежи включено целых четыре строки за вывоз мусора в пользу разных организаций. При этом контейнер для мусора, установленный у дома, объемом меньше кубометра, а пользуются им не только жильцы этого дома, но и соседнего 60-квартирного. В результате около дома образовалась несанкционированная свалка, — рассказал Сергей Матвеев.

 

Сергей Матвеев

 

Олонец: двукратный рост платежей за тепло — результат некорректной работы приборов учета

Жители Олонца пытаются добиться снижения тарифа или начислений за отопление уже больше двух лет. Осенью 2016 года местные котельные были переведены на природный газ. Ранее страдавшие от холода в своих квартирах жители начали жаловаться на чрезмерную жару. А в феврале 2016 года, после нескольких дней аномальных холодов, получили огромные счета за отопление: во многих случаях платежи увеличились более чем в два раза и стали доходить до 10–11 тыс. руб. за отопление стандартной двухкомнатной квартиры.

Жители выходили на митинги, обращались во все инстанции — от местной администрации до президента России. Однако везде и всегда получали ответ, что компания «Петербургтеплоэнерго» — собственник новых котельных и поставщик тепловой энергии — правильно рассчитала тариф, а «перетоп» в домах — результат неумелых действий управляющих компаний. С тех пор тариф почти не изменился, люди продолжают оплачивать многотысячные счета за тепло.

 

 

— Вот сравните: обычная петрозаводская семья платит за тепло в трехкомнатной квартире в среднем 1,5–2 тысячи рублей, потребляя меньше одной гигакалории. А в Олонце такая же семья в такой же квартире потребляет больше трех гигакалорий, судя по квитанциям, и платит больше 10 тысяч рублей. Как же такое возможно? — привел пример Сергей Матвеев.

В мае 2018 года члены экспертного совета в очередной раз съездили в Олонец и, кроме прочего, ознакомились с системой учета тепловой энергии в домах. Выяснилось, что счетчики, установленные в большинстве домов олончан, некорректно считают получаемое потребителями тепло. Более того, «некорректность», по мнению экспертов, может быть не случайной, а происходить в связи с «нужными» поставщику энергии параметрами учета. К таковым, по мнению членов совета, относится формула, по которой считается количество тепла. Для отопления многоквартирных домов Олонца применяется формула для систем, предусматривающих подачу не только тепла, но и горячей воды, хотя горячего водоснабжения в городе нет. Одним из результатов применения неверной формулы могут стать завышенные показания по потребленному теплу. Отсюда, возможно, возникают и серьезно завышенные цифры в квитанциях.

 

Члены совета: обращаться надо не только к чиновникам, но и в органы

Члены экспертного совета подчеркнули, что у совета нет полномочий обращаться напрямую в надзорные или правоохранительные органы во всех этих случаях. Они решили передать все материалы экспертных заключений в органы власти, ответственные за контроль в сфере ЖКХ. Представители Госкомитета по строительному, жилищному и дорожному надзору и Минстроя заверили членов совета, что внимательно ознакомятся с экспертными заключениями.

 

 Владимир Югансон

 

Член совета Владимир Югансон предложил омбудсмену и сотрудникам его аппарата не ждать, пока сработает медлительная бюрократическая машина, а напрямую проконсультировать людей там, где есть явное, а не предполагаемое нарушение законодательства. После консультаций заявители смогут обращаться от своего имени в органы прокуратуры и МВД. Это касается в первую очередь тех случаев, когда коммунальщики «оказывают» существующие только на бумаге услуги или, наоборот, не оказывают услуг, положенных по закону.

Материалы по теме
Комментарии (1)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Наталья
5 июн 2018 17:31

Олонецкий район п. Ильинский дом признан аварийным, а платежи за содержание и текущий ремонт 800 руб.,еще предупредили что вырастет. Где найти на "Домовед" управу?

Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
ЖКХКарелияОбществоПрава человека