Новости, мнения, блоги
Выбрать регион
Кировская область

«Через четыре года все будет по-прежнему». Как пережила зиму проблемная дорога Киров — Русское

Трещины каждые сто метров, рассыпающийся щебень, выбоины

В прошлом году в Кирове провели масштабный ремонт дорог на 1 млрд руб. Основную часть улиц ремонтировала московская компания «Агентство развития перспективных технологий», отдав большую часть работ на субподряд областному предприятию «Вятавтодор». Но один участок — трассу Киров — Русское — ремонтировала сама компания, но, опять же, на технике «Вятавтодора». Этот участок вызвал больше всего претензий у общественников, местных жителей и заказчика: работы шли медленно, качество тоже не устраивало. Более того, пять километров трассы так и не были сданы. Журналисты «7x7» 4 апреля съездили на трассу вместе с членом рабочей группы по контролю за ремонтом дорог Шамилем Бузиковым и попросили его оценить состояние дороги спустя шесть месяцев.

 

 
 
 

 


Как ремонтировали трассу летом 2017 года

Еще до того, как мы приехали на место — к выезду из села Русское, где заканчивается отремонтированный участок (дальше — сплошные ямы и выбоины), Шамиль Бузиков объяснял, что ожидать от этой дороги долгой жизни и качества не стоит. 

— Ремонт шел как попало. Соединяли вертикальные стыки и не промазывали их. Толщина укладки везде была разная, анализ проб потом показал несоответствие. Дорога изначально была в отвратительном состоянии, и та ремонтно-восстановительная смета, которая была составлена, она была, мягко говоря, не доработана. Подрядчик по согласованию с ДДХ [дирекция дорожного хозяйства администрации Кирова — заказчик работ] изменил конструктивный несущий слой, а именно исключил слой черного щебня из конструкции дорожной одежды. То есть толщина должна быть не менее пяти сантиметров, а у них там было как бог на душу положит. Если бы они сделали как надо, то столкнулись бы с перерасходованием материалов. Залезать в минус они, конечно, не хотели. То есть смета на этот участок была изначально дешевая, изначально ремонтные работы были заложены по самому минимуму. Сейчас дорога в удовлетворительном состоянии, к осени простоит, через год будет уже немного хуже, а к четырем годам, когда закончится гарантия, будет такой же, как и раньше.

 

Шамиль Бузиков




Что не так с дорогой сейчас

Отсыпка обочин щебнем

— Они отсыпали обочины известковым щебнем. Чем он плох — он впитывает влагу, стирается и разрушается. А еще они чистят снег с дороги, так весь щебень вместе со снегом и сгребают в сугроб. Еще одна проблема: пока дорога хорошая, некоторые водители ездят быстро, прижимаются к обочине, щебень выбрасывается на проезжую часть. Если кто-то едет в этот момент навстречу, щебень полетит в лобовое стекло. В идеале должен быть уклон дороги и должна быть вырыта небольшая канава, чтобы уходила влага.

 

 
 
 

 

Зарождающиеся выбоины

— Тут два слоя асфальта: ЩМА (щебеночно-мастичный асфальтобетон) и выравнивающий слой. Он обеспечивает основные эксплуатационные свойства дороги. Тут он неплохо уложен. Но конкретно на этом повороте уложен достаточно толстый слой, мы это еще осенью контролировали, он прослужит долго. Но если в других местах посмотреть, подальше, то там уже в стыках [асфальта] возникает провал, он «ныряет», грунт начинает проседать. Уже в следующем году мы обнаружим там проблему: в провал попадет влага, начнутся циклы оттайки и заморозки, его начнет «рвать». Со временем будут образовываться продольные отверстия, выбоины. У меня нет достоверных данных лаборатории, но могу предположить, что здесь толщина слоя меньше нормативной. По характерным пятнам можно понять, что температура асфальта перед укладкой была разной, и асфальт был неоднороден сам по себе.

 

 
 
 

 

Трещины

— Тут трещины через каждые 100-150 метров. Пласт упал, пошла трещина продольная. Дороге года нет, а уже трещины, это очень плохо. Они образуются из-за того, что некачественно выполнено основание. Уже в следующем году мы «поймаем» яму. Если подходить грамотно, то надо уже сейчас выехать на эту трещину, просушить ее под высокой температурой и заполнить дорожным битумом, она дальше развиваться не будет. Но никто этого делать не будет, дождутся, пока она станет с большой шириной раскрытия. Надо будет выфрезировывать — снимать слой. А потом зальют асфальтобетоном. Проблема асфальтобетона в том, что у него очень высокая прочность. И если мы некачественно промазали вертикальные швы и состыковали с основным покрытием, то заплата будет стоять, а вокруг нее будут разрушения. Что мы обычно и видим в городе, это сплошь и рядом.

 

 
 
 

 

Керны

— А вот это надо запечатлеть обязательно. Это керн — то, что вырезали из покрытия для анализа в лаборатории. Вырезали его, сделали большое отверстие. Если его не заделать, то в него затекает вода, после чего она начинает его «рвать». Нам утверждают, что это место заделано литым асфальтобетоном, хотя на самом деле его заделали остатками асфальта, а сверху лишь залито дорожным битумом. Летом он кусками отсюда будет отпадать. Я могу уже сейчас его пальцем разрушить. Это стопроцентный брак, урон! В Татарстане керны вырезают кругом, изымают круглую пробу, а у нас до сих пор квадратом. Когда круглый вырез, его проще заделать, нет таких разрушений.

 

 
 
 

 

В чем претензия к заказчику

— Вся работа ДДХ состоит в перекладывании и создании бумажек, а не дорог. Они балансодержатели. А основная их работа должна заключаться в качестве автомобильных дорог. Какая-то должна быть оценка качества, чтобы у них от этого зарплата зависела. А у них задача в чем состоит? Общественники съездили на дорогу, написали какую-то бумагу, они в ней шапку поменяли и направили подрядчику! Классно. Мы за них работу сделали, а они отправили подрядчику и сидят довольные, ждут. Они утонули в бумагах, а должны утонуть в работе на дорогах. Нет у них никакой мотивации. У них две проблемы: есть деньги и нет денег. Нет денег — очень хорошо, делать ничего не надо. Есть деньги — как их теперь освоить, это же работать надо.

 

 

 
 
 


Можно ли надеяться на гарантийный ремонт

— ДДХ перекладывает ответственность за содержание дорог на подрядчика. А им-то это зачем? Пока не будет иска в суд, они делать ничего не будут. Любой подрядчик при желании может «съехать» с гарантии, если он дальше не заинтересован в работе в регионе. Например, трещины в дорогах могут быть от некачественного основания, мы пойдем в суд, а подрядчик скажет — это из-за основания.
 


В 2018 году по проекту «Безопасные и качественные дороги» в Кирове отремонтируют 95 км дорог на сумму 1 млрд 187 млн руб. Эту сумму разбили на два лота — по 700 и 400 млн руб. Их взяли соответственно муниципальное предприятие «Гордормостстрой» и областной «Вятавтодор». Общественники критиковали власти за то, что большие лоты лишили более мелкие предприятия возможности участвовать в торгах. Активисты говорили и о том, что подрядчики могут не справиться с огромным объемом работ. Власти проблемы в ситуации не видели.

Следите за последними новостями «7x7» в нашем Telegram-канале «дак 7х7 Киров, чо».

Катерина Клепиковская, фото Сергея Юферова, «7х7»

Комментарии (1)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.
Генерал Каппель
20 апр 2018 15:46

У реки Быстрицы такой рекреационный потенциал, но туда никто не ездит, потому что невозможно