Анатолий Смилингис известен в Коми не только как краевед, историк, организатор первого в республике школьного туристического движения. Много лет он хоронит найденные человеческие останки жертв ГУЛАГа и ставит кресты на могилах, ведет переписку с родственниками погибших, составляет подробные отчеты о находках и каталоги. Смилингис помог многим людям найти места захоронений своих родных, ставших жертвами репрессий. Самому ему вместе с женой Людмилой Королёвой приходится ютиться в квартире со вздутыми стенами, осыпавшимся потолком, щелями в полу, не закрывающимися дверями и запахом гниющего дерева, потому что по документам он не является нуждающимся, а 12-квартирный дом, в котором живут супруги, власти Корткеросского района не признают аварийным.
В доме хранится часть архивов и коллекций старинных предметов, записанные воспоминания жителей района и многочисленные каталоги. Остальное — в гаражах, банях, сараях, на квартирах друзей. Со многими из собранных материалов Смилингис мог бы работать как историк, если бы для этого были необходимые условия. Но пока они таковы, что зимой им с женой временами приходится уходить ночевать в баню, потому что из-за мороза и ветра в квартире невозможно находиться.
Людмила Королёва, как и ее муж, занимается сохранением народной памяти и разработала программу «Вужьяс» («Истоки») для занятий с детьми плетением берестяных изделий. Но после того, как в 2014 году в Корткеросе сгорел бывший Дом пионеров, проводить занятия оказалось негде, и районные власти до сих пор не могут предоставить Королёвой помещение.
Так оберегают память народную
Что он в Литву не едет? Ему, как репрессированному, положена там квартира.
Потому что он сроднился с нашим краем, здесь его друзья, коллеги, ученики. И именно таких людей надо уважать и беречь.
Старый человек не будет начинать всё заново, он живёт прошлым. Поймёте когда-нибудь, если доживёте...
Доживёшь - поймёшь, может быть...
Не всем дано понимать, понимаю :)