Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Костромская область
  2. Костромской эколог Валентина Ямщикова: Если бы мы молчали, у нас сегодня озелененных территорий вообще бы уже не осталось

Костромской эколог Валентина Ямщикова: Если бы мы молчали, у нас сегодня озелененных территорий вообще бы уже не осталось

Почему в городе безнаказанно вырубают деревья и застраивают волжские берега

Алексей Уханков
Валентина Ямщикова
Фото предоставлено Валентиной Ямщиковой
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

В Год экологии проблем в природоохранной сфере в Костромской области почему-то не стало меньше. В Костроме даже появились новые очаги экологических бедствий. О том, почему так происходит и что с этим делать, корреспондент «7x7» побеседовал с одним из самых авторитетных костромских экологов Валентиной Ямщиковой.

 

Про станцию юннатов

Весной городские власти объявили о продаже станции юннатов на улице Мясницкой. Общественность выступила против. Почему, по-вашему, станцию необходимо сохранить?

— Там есть интересный момент. На территории станции построено большое кирпичное здание. Оно строилось специально для станции юннатов на бюджетные деньги где-то в 2005–2009 годах. Но завершить строительство не удалось — на этапе возведения крыши закончились средства. И почему-то здание передали в собственность области. А область в 2010 году его продала. На что пошли вырученные деньги, неизвестно. Я обращалась тогда и в прокуратуру, и в полицию, но ответа так и не получила. Получается, что город вложил свои бюджетные деньги в строительство здания, но ни здания, ни денег от его продажи не получил. А ведь на эти средства как раз можно было бы восстановить станцию юннатов.

Зачем сохранять? В центральной части Костромы на одного жителя приходится всего 8,08 квадратных метра озелененных территорий общего пользования при норме 16 (в Давыдовском микрорайоне еще меньше — 7 квадратных метров). А когда норматив не выполняется, закон запрещает сокращать озелененные территории. Поэтому мы предлагали оставить территорию станции юннатов как озелененную зону. Ведь поблизости нет ни парка, ни скверика.

Первый аукцион по продаже станции юннатов не состоялся. Что, никому не нужна эта земля?

— Я думаю, потенциальные покупатели просто побоялись того внимания, которое сегодня привлекает эта территория.

Для чего кто-то спилил деревья, побил стекла, разрушил забор?

— Думаю, чтобы показать, что восстановить станцию уже невозможно. Теперь можно говорить — какая же это зеленая зона, это помойка.

Чиновники говорят, что в городе есть еще одно учреждение для юннатов — центр «Экосфера» в Березовой роще. Якобы хватит и этого.

— Понятно, что станцию мы уже не восстановим. Но, как недавно сказал заведующий научно-фондовым отделом Музея природы, кандидат биологических наук Леонид Анциферов, который занимался с ребятами на станции юннатов, результат содеянного городскими властями уже очевиден. Если раньше в приемную комиссию госуниверситета приходили подготовленные, знающие ребята, у которых горели глаза, то сейчас такого уже нет.

Да, есть «Экосфера», но там занимаются не только юннаты, у них много различных направлений детского творчества. Я посмотрела их программу занятий юннатов — это несерьезно. Здание «Экосферы» требует большого ремонта. Территория постоянно подтапливается. Плюс там есть проблема со специалистами. В этой ситуации мне больше всего жалко детей не только города, но и области.

 

О вырубке деревьев

Почему никто не остановил вырубку деревьев возле Ипатьевского монастыря?

— Там такая закрытая зона, что сложно уследить. Да никто и не следит по большому счету. Начальник отдела муниципального земельного контроля и охраны окружающей среды администрации города Ирина Чурпита давала монастырю разрешение на вырубку старых, больных деревьев. Но вырублено было гораздо больше, чем указано в разрешении. Чиновники насчитали больше 500 тысяч рублей ущерба. Но наши специалисты-экологи выезжали на место, и у них получилось больше миллиона, потому что там были вырублены ценные породы деревьев.

Я написала обращение в прокуратуру, после чего ко мне приходил настоятель монастыря. Он признал, что дал разрешение на вырубку большего количества деревьев. Недавно стало известно о частично заплаченном монастырем штрафе. Прокуратура перенаправила мое заявление в УМВД — там не нашли оснований для возбуждения уголовного дела. Но прокуратура опять вернула материалы в УМВД города Костромы на дорасследование, которое ведется уже два года.

А у вас есть уверенность, что ситуация не повторится?

— У меня есть обратная уверенность, потому что такова позиция городских властей.

Ситуация с санаторием «Костромской»: верите ли вы, что профсоюзы выполнят новые обещания и восстановят санаторий, имеющий статус особо охраняемой природной территории?

— В конце 2015 года профсоюзы нашли инвестора в лице двух известных костромских бизнесменов — они выкупили что-то около 40% акций ООО «Санаторий „Костромской“». А сейчас им принадлежит уже 84%. То есть профсоюз там уже не играет никакой роли.

Сегодня все здания санатория доведены до безобразного состояния, территория, имеющая статус особо охраняемой природной территории регионального значения, долгое время была завалена мусором. А ведь в начале 2016 года делались заявления, что санаторий откроется уже в январе нынешнего года. Говорилось о запуске работы затампонированных скважин. Они даже не понимали, о чем говорят. Там сделан ликвидационный тампонаж скважин, то есть восстановить их работу уже невозможно. А бурить по новой — это огромные деньги!

Я не уверена, что санаторий вообще удастся возродить, но обязательно нужно сохранить эту территорию для развития детской базы оздоровления. У нас ведь на весь город и область одна детская больница.

В Костроме идет наступление на Березовую рощу, расположенную в районе железнодорожного вокзала. Есть какой-то способ сохранить этот кусочек природы в центральной части города?

— 20 лет там стоял старый, заброшенный детский сад, и никто его не трогал. Но когда появилась идея продать этот объект, там вдруг происходит пожар. Я считаю, нельзя застраивать эту территорию, надо сохранить этот зеленый уголок. Там раньше было три гектара, а теперь стало 2,6, причем нарезанные кусками.

У нас почему-то развитие города идет исключительно путем уничтожения зеленых территорий. Взять рынок «Солнечный», который был построен на участке, на котором по генеральному плану должны располагаться школа на 1 134 места, детская художественная школа и детская библиотека. Чтобы освободить территорию под рынок без всяких разрешений, было вырублено больше двух гектаров деревьев. Сколько мы тогда ходили, чтобы полиция возбудила уголовное дело! Было два отказа, потом все-таки было возбуждено уголовное дело — виновным был признан прораб застройщика, он получил условный срок и возмещение ущерба на сумму порядка 1,5–2 млн руб.

 

Почему губернаторы занимаются особо охраняемыми природными территориями

Работы по благоустройству парка «Берендеевка», на которые выделено 40 миллионов федеральных рублей, начались только во второй половине сентября. Как думаете, власти успеют реализовать этот проект к 1 ноября, как заявляют?

— Парк «Берендеевка» является особо охраняемой природной территорией (ООПТ), а федеральные деньги выделялись на благоустройство территорий общего пользования. Это не равноценные понятия, поскольку ООПТ предполагает особый режим использования.

Деньги будут освоены, в этом я не сомневаюсь, а вот последствия благоустройства ООПТ «Парк „Берендеевка“» трудно предсказать.

Когда весной в Костроме проходило голосование жителей по вопросу, какую городскую территорию благоустроить за счет средств, выделяемых по федеральной программе, группа общественников (экологов и архитекторов) выдвинула Народный проект «Ландшафтный парк „Заволжье“». Инициативная группа собрала две тысячи подписей жителей в поддержку этого проекта. А за парк «Берендеевка» ратовали городские и областные чиновники, они и пролоббировали победу этого номинанта, подключив административный ресурс. Парк «Заволжье» занял второе место, поэтому мы рассчитываем, что в следующем году деньги будут направлены именно на его организацию. Уже создана рабочая группа, мы дорабатываем концепцию Народного проекта, администрация города обещает: как только будет решен вопрос по финансированию, займемся проектированием для реализации проекта в жизнь.

Областные власти заявили, что в схеме территориального планирования в Костромской области предусмотрено создание 71 особо охраняемой природной территории. Насколько эти планы реалистичны? 71 ООПТ — этого достаточно?

— Проблема заключается не столько в количестве особо охраняемых природных территорий, сколько в соответствии статуса реальной практике содержания и использования таких территорий. Если мы уже имеющиеся ООПТ не содержим в надлежащем состоянии и не можем их оградить от капитальной застройки, то в создании новых нет никакого смысла.

А знаете, почему власти стремятся увеличить число ООПТ? Потому что президент оценивает работу губернаторов в том числе и по этому показателю.

 

О Волге, отходах и пользе выборов

В середине июля губернатор Ситников на оперативном совещании заявил о многочисленных нарушениях водоохранного и градостроительного законодательства, о фактах строительства по берегам Волги незаконных объектов. Вам что-нибудь об этом известно?

— К прибрежной зоне реки относятся первые 20 метров от уреза воды. Недавно открытый возле автопешеходного моста ресторан «Круиз» фактически заходит в эту зону, хотя строительство в прибрежной зоне запрещено. А сколько мы боролись с администрацией города против этой стройки!

Водоохранная зона составляет 200 метров. На ней уже допускается строительство капитальных объектов, но с выполнением определенных защитных мероприятий.

И смотрите: вот губернатор в июле заявил о проверке, прошло два месяца, и ни о каких результатах этой проверки не слышно. А ведь есть службы, которые должны пресекать незаконные застройки в их зачаточном состоянии, а не искать потом виноватых. Уверяю вас, если бы чиновники несли ответственность за нарушение законов при принятии управленческих решений, у нас был бы другой город и другая область.

Костромичи все последние годы лишены возможности купаться в Волге — Роспотребнадзор запрещает купание из-за загрязнения волжской воды. Как можете это прокомментировать?

— Вода в Волге действительно грязная, особенно по микробиологии. У нас вся ливневка идет в реку без какой-либо очистки. А в ливневку врезаются жители частных домов и предприятия, сбрасывающие канализационные стоки. Отсюда и результат. Плюс у нас в Костроме и в Красном больше тысячи ювелирных предприятий. Это на крупных заводах есть очистные сооружения, а на мелких производствах, которые часто вообще работают нелегально, никаких очистных нет. Нельзя исключить и их участие в загрязнении волжской воды — нашего питьевого источника водоснабжения.

В развитие темы отходов. У нас в прошлом году заработал мусоросортировочный завод на улице Базовой. Это же шаг к цивилизованному обращению с мусором, правильно?

— Даже в развитых странах из коммунального мусора извлекается только 18% полезных фракций по массе. А руководство нашего завода (правильно он называется автоматизированный мусоросортировочный комплекс — АМСК) заявляет, что у них перерабатывается 75% отходов. У меня есть анализы «хвостов», которые они вывозят. Так по составу их «хвосты» мало чем отличаются от исходного мусора — там и пленка, и пластик, и стекло, и бумага — все есть. То есть природе не стало легче, при этом стоимость услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за счет инвестиционной надбавки к тарифу выросла для костромичей в 2,5 раза!

Можно ли рассматривать историю с Шаговским прудом как победу общественников над чиновниками?

— Это действительно так. Все-таки при объединении неравнодушных людей иногда удается сдвинуть дело с мертвой точки. Особенно перед выборами.

Это здорово, что вокруг нас появляются новые люди — беспокойные, заинтересованные. Например, Оля Краснова — у нее двое маленьких детей, а она помогает нам в проекте по парку «Заволжье». Биологи Макеевы, патриоты земли Костромской, собрали более тысячи подписей в поддержку восстановления парка «Заволжье». Ирина Назарова — бесстрашная защитница Березовой рощи. Мне кажется, если бы мы молчали, у нас сегодня озелененных территорий вообще бы уже не осталось. Уж очень костромская власть любит инвесторов-застройщиков, а не своих жителей, требующих создания комфортной среды проживания.

Материалы по теме
Мнение
17 марта
Татьяна Джинчвеладзе
Татьяна Джинчвеладзе
Никто не сможет украсть мой голос
Мнение
17 марта
Николай Кузьмин
Николай Кузьмин
В странах с авторитарным типом управления на выборах власть почти никогда не меняется, но это не повод оставаться дома
Комментарии (6)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
АВтор
25 сен 2017 15:50

Добавить "вишенку на тортик" в виде просьбы СиСи везти строительный мусор в Костромскую области, переработать стилистически, и, пожалуйста, - готово обоснование требования отставки губернатора (пока Год экологии не закончился).
Если, конечно, есть желание проблемы экологии решать, а не просто движуху создавать ради самого процесса.
Где-то - "авторитетный костромской эколог", где-то - депутат городской думы, где-то - принципиальнейший политик-яблочник. Все почему-то врозь. Объединить бы титулы воедино - может и был бы результат, а когда титулы используются поочерёдно - то только "движуха" и выходит. Олимпийский принцип, один в один.

АВтору
26 сен 2017 11:58

Вы не справедливы, по отношению к Валентине Николаевне.
За политика ничего не скажу, не знаю. Но депутат она опытный. И эколог отличный. У ней нет штата сотрудников, как в некоторых департаментах, управлениях. Вся её опора- собственные силы и общественники. А с общественниками она работать умеет: внимательна, интеллигентна, грамотна. Дай бог Валентине Николаевне здоровья, силы и не сгибаемого духа.

Понятно,
12 окт 2017 12:52

что такой политический тяжеловес как Вл. Андр-ко смело закатил бы свой "арбуз" в те же ворота на ту же экологическую тематику. Однако, скромность (либо что-то иное) не позволяет. Может он просто не в курсе происходящего в этой сфере?

АВтор
26 сен 2017 13:28

Опора на собственные силы - это у Ирины Назаровой, у Аллы Ивановой или у Натальи Цветковой. Замечательные люди, но неискушенные в том, как действует, или, наоборот, бездействует власть. Они могут писать открытые письма губернатору с наивной надеждой, что их услышат. Но г-жа Ямщикова, с ее то опытом и статусами?!
Мутная ситуация с мусоросортировкой, которую построили то ли за три копейки, то ли за сто рублей, и народ обложили дополнительным оброком, непонятно за что. Сама же в интервью об этом говорит. Так городскому депутату все карты в руки выяснить и объяснить ситуацию людям. Тут и "внимательность" к общественникам пригодится - представьте, областном прокурору приходит пятьдесят обращений от костромичей, которые просят разобраться с установленной надбавкой за вывоз ТБО. А если сто? А на них надо отвечать, причём, однозначно, ответы попадут в паблик, т.е. просто так прокурор не отмахнется, как от назойливой мухи.
Просить власть о чем-либо - бесполезно. Надо только требовать! По шаговскому пруду всех просили - ничего не решалась, до тех пор пока Ситников подзатыльник не получил из администрации Президента. Если с местными работает только такая схема - значит её и надо использовать.
Перед выборами, говорит, власть можно победить. Так у нас, как известно, всегда выборы. Вот очередные через полгода. Вроде как от партии, в которой состоит Валентина Николаевна, кандидат известен. Так вперед, пусть поборется за голоса костромичей.
Зы. Если кому-то покажется, что опять несправедлив к г-же Ямщиковой, рискну предположить, что от комментария на "семёрке" у Фишера с Ситниковым подгорает куда сильней, чем от открытого письма)))

если "семёрку"
26 сен 2017 13:54

читают в администрации Президента, то должно не подгорать, а уже гореть под ногами у господина Ситникова. Все указы, которые поступают сверху ,надо уметь так переворачивать с ног на голову, как это наловчились делать в костромской губернии! Одно слово: шестая колонна сидит в администрация города и области.

"Каждый
12 окт 2017 13:18

мнит себя стратегом, видя бой со стороны"(ц)

Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
ВластьКостромаКостромская областьОбществоЭкология