Новости, мнения, блоги
Выбрать регион
Тверская область

Качество — враг конкуренции: в Тверской области ремонтом дорог займется государственное учреждение

Частным компаниям придется довольствоваться малым

С 2018 года частные строительные компании в Тверской области не будут ремонтировать магистральные дороги. Губернатор региона Игорь Руденя в интервью изданию «Комсомольская правда — Тверь» сказал: «Мы надеемся сделать вместе с Москвой проект по созданию государственного бюджетного учреждения „Автодороги Тверской области“, для того, чтобы основные магистрали делать своими силами. Бизнес будет делать все остальное».

Источники «7x7» утверждают, что в правительстве региона обсуждается создание ГБУ вместо государственного казенного учреждения «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области», которое сейчас является основным заказчиком ремонта и содержания региональных дорог. «Национализация отрасли», как утверждают, делается с целью повысить качество работ. Что происходит и какие у этой схемы риски — в материале «7x7».

 

При чем здесь Москва

По нескольким причинам. Во-первых, правительства Тверской области и Москвы еще 13 апреля подписали соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве. Стандартный декларационный документ работает: Москва выделяла Тверской области 500 млн руб. для продолжения реконструкции очистных сооружений на реке Волге в районе Иваньковского водохранилища, давала 300 млн на ремонт дорог к курортным зонам, а 27 июля предоставила субсидию в 300 млн руб. на магистральные дороги в Твери.

Во-вторых, в Москве существует прототип идеи Игоря Рудени — ГБУ «Автомобильные дороги Москвы». Учреждение занимается комплексным обслуживанием и содержанием автомобильных дорог столицы.

В-третьих, именно «Автомобильные дороги Москвы» ремонтируют магистрали Твери. Как раз на те самые выделенные из бюджета Москвы 300 млн руб.

 

Фото пресс-службы правительства Тверской области

 

 

Почему дороги Твери ремонтирует ГБУ Москвы

Источник «7x7» в администрации Твери утверждает: на том, чтобы работы выполняло именно московское учреждение, настоял Игорь Руденя — якобы его не устроило качество ремонта, который выполнили тверские строительные компании. По данным источника, руководство ГБУ и мэр Москвы Сергей Собянин были не в восторге от идеи привезти в Тверь технику и делать ремонт магистральных дорог: в столице к 11 сентября, Дню города, нужно завершить программу «Моя улица». Но просьбу Игоря Рудени выполнили. В Тверь «приехали» не только 300 млн руб. из бюджета столицы, но и техника, работники и даже асфальт. Использовать местный асфальт сотрудники ГБУ отказались — их не устроило его качество, они не могли дать пятилетнюю гарантию на результат.

Схема оплаты экспериментальная. Москва выделила субсидию в 300 млн руб. напрямую в бюджет Твери (минуя Тверскую область) на «приведение инфраструктуры в нормативное состояние, необходимое для развития туристического привлекательности Твери». Депутаты тверской гордумы внесли поправки в бюджет и дали те же самые 300 млн руб. в качестве гранта ГБУ «Автомобильные дороги Москвы». Несмотря на то, что в бюджете средства уже были предусмотрены, администрация Твери попросила депутатов отдельным решением одобрить выделение гранта.

Источник в администрации объясняет эту инициативу желанием лишний раз перестраховаться и разделить ответственность с депутатами гордумы. Заседание по этому вопросу состоялось 15 августа, хотя работы начались 2 августа.

 

Фото пресс-службы правительства Тверской области

 

А это законно?

Схема финансирования не идеальна. В уставе ГБУ «Автомобильные дороги Москвы» нет ни слова про Тверь, другие регионы или муниципалитеты. Учреждение создано для выполнения работ в Москве.

ГБУ — это прежде всего история про уход от системы госзакупок при ремонте магистральных дорог. Создание ГБУ «Автомобильные дороги Тверской области» позволит напрямую выделять средства из бюджета, а не проводить через процедуру аукциона. Собеседник «7x7» в администрации, работающий в дорожной сфере, объяснил, что закон запрещает конкурсы на ремонт дорог. Только аукционы. Таким образом, при определении победителя основным критерием становится цена, предложенная подрядчиками, а администрация лишается возможности прописать к исполнителям дополнительные требования — например, наличие техники, опыт работы или уровень профессионализма сотрудников. Выиграть аукцион в этом случае могут фирмы однодневки, которых через полгода после ремонта не найдешь.

«Автомобильные дороги Тверской области», если идея будет реализована, получит доминирующее положение, что никак не соотносится с развитием конкуренции. Сама форма ГБУ для работы в дорожной отрасли спорна с точки зрения закона. В антимонопольную службу уже поступали заявления, что Москва наделила ГБУ «Автомобильные дороги Москвы» функциями органа власти, хотя само учреждение является по сути коммерческой организацией. Работы по ремонту дорог Москвы, по этой логике, должны быть предметом торгов и могут выполняться различными компаниями. Антимонопольная служба отказалась возбуждать дело, отказ был оспорен в суде, но суд первой инстанции согласился с УФАС России по Москве.

По информации «7x7», на решение Арбитражного суда Москвы будет подана апелляция.

 

В остальном все замечательно?

Не совсем. Вряд ли будут проблемы с качеством ремонта. Даже несмотря на то, что асфальт пришлось везти из Москвы. Но сама схема и идея создания ГБУ несет очевидные риски как для ее авторов, так и для частных компаний.

«Автомобильные дороги Москвы» — это 5 тысяч единиц техники. Ежегодно на улично-дорожную сеть столицы тратят сотни миллиардов рублей. Тверской области будет сложно найти ресурсы на закупку техники, ее еще надо загрузить работой, иначе она будет простаивать.

Многие строительные компании Тверской области рискуют обанкротиться. Дорожная сфера плотно сидит на госконтрактах, а магистральные дороги — самый денежный кусок. Частные компании в этом году саботировали благоустройство придомовых территорий, когда узнали, что 300 млн руб. напрямую уйдет ГБУ «Автомобильные дороги Москвы». Ситуация может стать не исключением, а правилом.

Алексей Полухин, «7х7»

Последние новости

Комментарии (0)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.