Новости, мнения, блоги
Выбрать регион
Тверская область

«Он рухнул». Судьба Речного вокзала в Твери в фактах и мнениях

Памятник архитектуры оказалось легче потерять, чем реставрировать

Навсегда потерять памятник архитектуры очень просто — достаточно его не использовать и не содержать. Через определенное время он разрушится сам под удивленные комментарии официальных лиц. В Твери такая история произошла с Речным вокзалом. «7x7» рассказывает, что случилось и что будет дальше.

 

Что случилось

В Твери обрушилось здание Речного вокзала — памятник культурного наследия, главный шедевр советской архитектуры, один из символов города. Здание было построено в 1935–1938 годы к открытию Иваньковского водохранилища. Первое обрушение Речного вокзала произошло примерно в 23:00 7 августа — не выдержали часть перекрытий и южная стена второго этажа ротонды. На следующее утро отвалился висевший над пустотой кусок стены, а днем произошло третье и последнее на данный момент обрушение — оно затронуло стены второго этажа.

 

«Виноваты стройматериалы»

Первую версию оперативно выдвинул зампредседателя правительства Тверской области Андрей Белоцерковский. В интервью сразу после разрушения он «обвинил» «технические решения и строительные материалы».

— Силикатный кирпич и деревянные колонны, выбранные в момент строительства в 1935 году, привели к тому, что под воздействием атмосферных осадков здание разрушается. Без принятия каких-то экстраординарных мер, в том числе дорогостоящих, как показывает практика, его сохранить не удастся, — рассказал Белоцерковский.

 

 

Эта версия стала основной. Утром 9 августа ее повторила пресс-служба правительства с комментарием, что материалы, использованные для строительства, а также статус объекта культурного наследия регионального значения, осложнили поиски инвестора — серьезно повышается стоимость восстановительных работ.

Активисты организации «Тверские своды», которые занимаются общественным мониторингом архитектурных, исторических и природных памятников Верхневолжья, в версию правительства не поверили.

«Андрей Белоцерковский, вероятно, в запале заметил, что здание построено было плохо, из непрочных материалов, потому и рухнуло. Говорил он, словно не видя, что все здание построено отнюдь не из дерева и „растворимого“ кирпича, а из армированного (хотя и тонкого) бетона», — написал Павел Иванов.

Общественники считают, что причиной мог стать ремонт крыши ресторана (который одно время располагался на втором этаже Речного):

«Рухнуло здание — это важно подчеркнуть — сверху. И очень хорошо видно, что именно в нем рухнуло. Это терраса летнего ресторана, та часть, которая, к сожалению, не закрывалась от атмосферных осадков, но при этом на которой стояли колонны, державшие (частично) крышу второй ротонды со шпилем-маяком. Не выдержал именно пол этой террасы».

«Тверские своды» пишут, что с 70-х годов прошлого века крыша никак не использовалась, а над ней была сделана защитная кровля. По их мнению, это давало возможность зданию существовать сравнительно безопасно. Но в один момент крышу убрали, а террасу залили бетоном «вместе со всей старой системой водостоков».

«Теперь вся вода начала стекать по трубам, частью разорванным уже в первую зиму, а частью не доходившим до земли. Потолок нижней галереи, так называемого стилобата, начал разрушаться с ошеломляющей скоростью... Бетонная „подушка“ на полу террасы ресторана треснула. Заливка и так сильно утяжелила пол террасы и, кроме того, видимо, неправильно перераспределила сток воды. Часть воды начиная с 2010-х годов постоянно оставалась прямо в полу террасы, в щелях. Вода замерзала, оттаивала, попадала туда при дождях. Перекрытия были сделаны на совесть, из бетона с металлом. Но такого адского режима и они, наконец, не выдержали».

Абстрактные версии разрушения тоже прозвучали. Член Общественной палаты, замсекретаря регионального отделения «Единой России» Павел Парамонов заявил, что в определенной мере виноваты сами жители:

«Нашим городом долгое время очень плохо занимались абсолютно все — власть, горожане, бизнес. На протяжении последних нескольких лет мы пожинаем плоды разрушения. По каким-то причинам большинству из нас было плевать на то, что происходит с этим городом», — рассказал он изданию «Афанасий-бизнес». По его мнению, люди должны заниматься городом любыми способами, брать на себя ответственность, начиная от участия в выборах и заканчивая петициями. В противном случае «город будет просто исчезать».

Прокуратура области считает, что виноваты не все жители вместе, а конкретные должностные лица. Сотрудники надзорного органа выявили «ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей» по охране объектов культурного наследия. Как сообщила пресс-служба прокуратуры 11 августа, на имя зампреда правительства Тверской области Александра Меньщикова выписали предписания. Следственное управление СК РФ по Тверской области уже 8 августа начало доследственную проверку, но пока на сайте ведомства нет информации о результатах.

 

 

 

Сломать или восстановить

Параллельно с поиском виноватых обсуждался и ответ на второй вечный вопрос. Чиновники долгое время говорили о том, что необходимо обследовать здание Речного вокзала, чтобы решить его дальнейшую судьбу. Одновременно в тверских СМИ и социальных сетях начали появляться опросы, в которых в качестве одного из возможных вариантов был снос здания и восстановление на его месте тверского Отроч монастыря.

Отроч монастырь был основан в середине XIII века и просуществовал до 30-х годов XX века, когда практически все его постройки были снесены. Единственным сохранившимся зданием остается Успенский собор. В Отроч монастыре произошло одно из важнейших событий истории России: здесь в 1569 году опричник Малюта Скуратов убил по приказу Ивана Грозного сосланного с московской кафедры митрополита Филиппа.

Вариант о восстановлении Отроч монастыря не был популярным у интернет-пользователей, но его вероятность была высокой, если учитывать набожность губернатора Тверской области Игоря Рудени. Житель Твери Максим Калинов 11 августа заметил, что на сайте областной митрополии через день после первого обрушения появилось сразу четыре больших материала об Отроч монастыре. В дальнейшем выяснилось, что для восстановления монастыря в его историческом виде нужно не только снести Речной вокзал, но и еще ряд используемых зданий, и вариант ушел в историю.

Игорь Руденя 15 августа заявил, что Речной вокзал будет восстановлен в его историческом виде.

 

Игорь Руденя. Фото пресс-службы правительства Тверской области

 

Сколько стоит

Принципиальный вопрос о деньгах имеет давнюю историю. Последние цифры назвал после обрушения начальник Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области Михаил Смирнов. По его словам, стоимость всех работ — примерно 500–600 млн руб.

В 2016 году работы оценивались дешевле в два раза. Комитет по делам культуры, ссылаясь на комплексное обследование здания ООО «ПИ Геореконструкция» в 2012 году, оценивал работы в 300 млн руб. Сумма фигурировала в ответе на обращение автора петиции Владимира Тюрина о восстановлении Речного вокзала.

Еще одно обследование было в марте 2017 года — уже по поручению Игоря Рудени. Проводили его представители Тверской областной картинной галереи (здание находилось во владении это организации), Министерства строительства Тверской области, государственного казенного учреждения «Тверьоблстройзаказчик» и частной компании «Тверьпроектреставрация». Эксперты оценили стоимость ремонтно-реставрационных работ в 176 млн руб. Из них 7,5 млн должны были пойти на разработку и проведение первоочередных противоаварийных работ. Штатный заместитель председателя совета регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александра Смирнова в Facebook заметила, что 7,5 млн руб. было достаточно, чтобы в августе здание не рухнуло.

 

А что инвесторы?

Поиски инвестора для Речного вокзала идут с момента передачи его из федеральной в региональную собственность, то есть с 2010 года. Правда, тогда речь шла о том, что инвестором станет региональный бюджет. В итоге нашли деньги на противоаварийные работы, которые, по одной из версий, и стали основной причиной разрушения.

В 2012 году над вопросом задумались только что избранные депутаты Тверской городской думы. Председатель профильного комитета Виталий Котов назвал Речной вокзал одним из объектов для поиска инвестора.

В 2014 году с предложением реконструкции здания за счет частника вышла Тверская торгово-промышленная палата. Президент ТТПП Леонид Мусин тогда утверждал, что одна из компаний, входящая в палату, готова вложить средства в Речной вокзал — при условии, что его сдадут в аренду на 49 лет за символическую плату. На тот момент механизм не был прописан в региональном законе. Необходимые изменения в областное законодательство были внесены в сентябре 2015 года, но инвестора так и не удалось найти.

Архитектор Никита Маликов в дискуссионном клубе WTF? рассказал о двух известных ему инвесторах, выходивших с конкретными предложениями. Вадим Дешевкин, выступая на этой же встрече, заявил, что не видит в Тверской области ни одного потенциального инвестора, готового вложить 500 млн руб.

Сейчас, судя по заявлению Игоря Рудени, власти вернулись к тому, с чего начали: источником инвестиций может стать бюджет.

 

Как использовать Речной вокзал

Если принять за факт, что вопрос с восстановлением и источником финансирования работ решится, то остается понять, что делать со зданием в дальнейшем. Речной вокзал не используется по назначению с 2002 года. В здании работали магазин, ресторан и музей современного искусства под руководством Марата Гельмана. Игорь Руденя однозначно заявил, что в восстановленном Речном вокзале «не будет никаких ночных клубов и торговых центров».

Павел Парамонов неоднократно предлагал сделать в здании музей Речного флота России, аналогов которому пока не существует. Архитектор Никита Маликов убежден, что здания должны жить и зарабатывать. По его словам, городу не нужен очередной памятник, требующий постоянных денежных вливаний.

— Если памятник требует дотаций, значит, рано или поздно потребуются деньги на ремонт. Если же здание само зарабатывает, то сможет найти деньги и на ремонт.

Официальные лица региона утверждают, что решение о будущем назначении восстановленного Речного вокзала будет приниматься после обсуждения с жителями. В настоящий момент здание огорожено забором, проезд к нему запрещен.

 

Фото http://www.dsktver.ru

 

Алексей Полухин, «7х7»

Комментарии (1)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.
Дежавю
18 авг 2017 17:41

Символично и обыденно то, что этот вокзал никому не нужен. Также разваливался и оказавшийся никому не нужным и бывший Советский Союз, грустно и смешно, но наверное в этом есть свой смысл и логика, когда декларируется одно, а делается совсем другое, то результат закономерный и всегда один и тот же…

Последние новости