Шестой пленэр «Клюква» в Коми: паломничество, трепет и дневниковая форма · «7x7» Горизонтальная Россия
Горизонтальная Россия
Выбрать регион
Республика Коми
  1. article
  2. Республика Коми

Шестой пленэр «Клюква» в Коми: паломничество, трепет и дневниковая форма

В Сыктывкаре открылась выставка по итогам пленэра визуальных искусств

Максим Поляков, фото Кирилла Шейна
Работа Анжелы Размановой «Две сестры»
Фото Кирилла Шейна

В центре культурных инициатив «Югор» 15 августа открылась выставка по итогам шестого пленэра визуальных искусств «Клюква. Большая вода». В этом году художники разбились на две большие группы. Одна из них путешествовала на корабле по Печоре, посетила Усть-Цильму, Нарьян-Мар и исчезнувший северный город Пустозерск, куда был сослан протопоп Аввакум. Вторая группа работала в сыктывкарском поселке Краснозатонский. По словам куратора пленэра Анжелы Размановой, художники в течение нескольких дней вели своеобразные дневники: у кого он был в текстовой форме, кто-то фиксировал впечатления на фото, кто-то рисовал. Эти своеобразные дневники и представлены на выставке.

 

«Захотелось тишины»

В этом году подготовка к пленэру «Клюква» и сама поездка художников на Север получились не такими «громкими»: про проект до его старта практически не рассказывали в СМИ, а сами художники как будто сторонились общения.

 Захотелось тишины,  рассказала куратор проекта Анжела Разманова. — У меня не было интернета, не ловил телефон. Это дало возможность побыть с самим собой.  Для художника это важно. Творческое уединение бывает важнее, чем еще одно яркое впечатление. 

Следить за путешествием художников можно было по фейсбуку, куда они нечасто выкладывали фотографии.

 

 

 

 Я не ставила перед участниками задачу написать как можно больше натурных этюдов. Это была дневниковая форма. В пути сложно писать что-то с натуры. Многие вели фотодневник. Он стал материалом для создания творческого проекта. А кто-то создал объекты, живописные работы, графику (смесь коллажа и компьютерной графики), стереограммы,  рассказала Анжела Разманова.

 

Нарьян-Мар, Пустозерск, Усть-Цильма

Название шестого пленэра «Большая вода» родилось после прошлогодней поездки на Север, когда художники побывали в Арктике.

 Мы летали на вертолете, мы видели очертание берегов, которые соединяют разные территории, большую землю с островами. Большая вода  это образ,  рассказала Анжела Разманова.

По ее словам, попасть из Нарьян-Мара в Пустозерск получилось не с первого раза. Этот город был заложен в 1499 году, в течение трех веков был административным, торговым, культурным и религиозным центром Печорского края. Тут были приказная изба, таможня, тюрьма, торговые лавки. Сейчас же там музей-заповедник, где стоят кресты и останки домов.

 

Анжела Разманова

 

 Это пустое место, где стоят кресты, вместо домов  обелиски. На них таблички  здесь был дом таких-то. У меня создалось впечатление, что мы попали в другое измерение. Там деревья растут, как в саду, но это все создано природой. Не было ощущения тяжести, хоть ты и попал в тягостное место. Это же был процветающий город,  рассказала куратор проекта.  

В Усть-Цильме многих художников заинтересовали старинные русские костюмы. Местные жители принесли участникам пленэра образцы тканей, которые впечатлили их на создание объектов и картин. Больше других с костюмами работал художник из Ярославля Павел Зарослов, который, по словам Анжелы Размановой, уделил внимание материалу больше как модельер.

 

 

 

 

Краснозатонский «порт»

Вторая группа авторов, которую Анжела Разманова назвала «молодежью», несколько дней работала в поселке Краснозатонский. Там художники исследовали пространство бывшего порта. Сейчас многие корабли ржавеют на берегу. История этого места стала темой работы художника, преподавателя сыктывкарского госуниверситета Анелии Лянцевич.

 

 

 Люди там работали без куратора,  пояснила Анжела Разманова.  Это стихийный пленэр. Хоть  тут и были дожди, но результат получился солнечным. Я ожидала лирические картинки, а тут буйство красок, яркие вещи.

 

«Некое паломничество»

 

Ольга Орлова

 

Перед открытием пленэра искуствовед Ольга Орлова рассказала, почему все чаще художники стремятся на Север за вдохновением:

 Север  это виртуальное культурное пространство. Оно сейчас очень актуализировано. Его ценность  пейзажная картина. А пленэр  это некое паломничество. Там ощущение, что ты попал в рай. Ощущение, что ты в облаке ходишь, и ничего не происходит. И все молчат в тишине. Мы возвращаемся назад, к настоящему.

Художник Павел Зарослов сказал, что север у него вызывает трепет.  Там люди  трансляторы. На их коже есть знание [о прошлом]. Даже через [цсть-цилемский] костюм.

Художники приехали, чтобы понаблюдать. Может быть, это первый шаг, чтобы переосмыслить себя, отойти от того, что ты знаешь и тиражируешь.

 

 
 
 

Первые два года пленэр проходил в деревне Козловка в Княжпогостском районе, потом — на Приполярном Урале, на писательской даче в местечке Лемью (творческая база Союза писателей Коми), а в прошлом году – в Арктике.

В этом году в путешествие по Печоре отправились 10 художников: Алексей Попов (графика, мультипликация, дизайн), Кристина Овсянкина (графика), Анастасия Юрьева (керамика, эксперименты с металлом, деревом),  Юрий Лисовский (этнофутурист), Павел Зарослов (графика), Ольга Орлова (искусствовед), Дмитрий Турбасов (художник), Сергей Разманов (арт-объекты), Анжела Разманова (живопись).

Выставка продлится до 24 сентября. 

Максим Поляков, фото Кирилла Шейна, «7х7»

Материалы по теме
Комментарии (6)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.
Зырянин-язычник
15 авг 2017 23:19

Впечатлило фото стоянки судов.
Реки-дороги и речная транспортировка в Республика где не хвватает дорог уже совсем не развивается. реки запущенны.
А ведь когда-то по рекам и дальше по морям зыряне торговали с европой.
Да и зимой по рекам можно добираться туда куда нет нормальных дорого .

Ещё заинтересовал , как я понимаю, могильный памятник похожий на зырянский ГОРТ, но на двух ногах, с тремя КОЛьцами и КОЛ_КОЛом в окне . Философски.

ога
16 авг 2017 14:22

Расскажи ещё, какие зыряне были знатные корабелы, купцы, штурманы-навигаторы. Монополия на торговлю была у новгородцев. Зыряне обменивали пушнину на бусы-топоры.

Зырянин-язычник
16 авг 2017 14:55

Ну вот что писал зырянин Ломомоносов : "Пермия, кою Биармией называют, далече простиралась от Белого моря вверх, около Двины реки, и был народ чудской сильный, купечествовал дорогими звериными кожами с датчанами и с другими нормандцами..."

Посети музеи Коми и ты обнаружишь, там снасти для ловли рыбы в море. вот только судну КОЧ на котором путешествовали купцы зыряне всё никак не находится места в музеях. даже на набережной сыктывкара не хотят упоминать о том, что зыряне ходили и торговали по морям.

Клады с Арабскими монетами указывают о том , что по рекам торговали и с азией .

Беломорье
16 авг 2017 15:08

Поморами называли себя рыбаки Белого моря, а зыряне им рыбу чистили и посуду мыли.

Зырянин-язычник
16 авг 2017 14:59

В немецком издании "Повести временных лет" историка Шлёцера А. содержатся сведения: "некогда самостоятельный и долгое время свободный, не очень некультурный народ... благословенная страна, богатая не только солеварнями, но и хлебом, пастбищами, дичью и рыбой". Сам Шлецер А. помещал Биармию в области Северной Двины и Вычегды в её нижнем течении.

ога
16 авг 2017 15:56

У народа, у которого не было письменности (зыряне), не могло быть навигации в мореплаваньи, торговли и кораблестроения. Зыряне - это уровень аборигенов Амазонии или папуасов Миклухо-Маклая. Общинно-родовой строй, меновая торговля, охота и собирательство.

Стать блогером

Свежие материалы

Хватит читать Москву!

Подпишись на рассылку о настоящей жизни в российских регионах

Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных