Новости, мнения, блоги
Выбрать регион
Республика Карелия
  1. article
  2. Республика Карелия

«Битва за Валаам»: карельские ученые о проблеме охраны культурного наследия Валаамского архипелага. Часть 1

«Господь отвернулся от Валаама», или заповедные острова под знаком «VS»

Глеб Яровой, фото автора
Спасо-Преображенский собор Валаамского монастыря после реставрации
Фото Глеба Ярового

«Господь отвернулся от Валаама», или заповедные острова под знаком «VS»

Ровно год назад, 1 мая 2016 года, на острове Валаам сгорело здание-памятник «Зимняя гостиница» — многоквартирный жилой дом с государственным жилищным фондом в 55 квартир и поселковой школой. На тот момент в нем жили те, кто отказался покидать остров под давлением вернувшегося на Валаам четверть века назад монастыря. По большей части это были представители валаамской интеллигенции — местные предприниматели, учителя и исследователи, бывшие сотрудники музея-заповедника. Среди них были и нынешние сотрудники Природного парка «Валаамский архипелаг», которые перезимовали с семьями в офисных помещениях, потому что осенью 2016 года сгоревшую Зимнюю закрыли на реконструкцию.

Монастырь, поддержанный карельскими чиновниками, воспользовался «своевременным» пожаром и по суду переселил большинство жильцов Зимней в новые квартиры на материке. Строительство этих квартир для переселенцев шло без огласки, фактически тайно. Стройку лично курировал экс-глава Карелии Александр Худилайнен. О ней стало известно в день пожара, когда людям сказали: «Теперь надо уезжать с острова, квартиры готовы!».

С 1 июня 2017 года Министерство природопользования и экологии Карелии ликвидирует Природный парк. Еще в начале 2000-х годов Валаамский архипелаг имел заповедный статус уникальной исторической и природно-ландшафтной территории Карелии и России. Фактически государство отказалось от своих конституционных обязанностей — защищать права своих граждан, природные и историко-культурные ценности.

— Государственная культурная политика в отношении Валаама — это политика самоустранения, отказа от государственной ответственности за памятники, в частности — от исполнения федерального закона «Об объектах культурного наследия...». Неизбежно следуют разрушения, — утверждает археолог Андрей Спиридонов.

— Посмотрите на пожары последнего десятилетия: сначала сгорела Летняя гостиница, потом дважды горела Зимняя. А ведь до передачи зданий-памятников монастырю они не горели никогда за 160 лет. То есть вместо научного мы получили какое-то бандитское сопровождение программ развития уникальной исторической территории Валаама, — поддерживает коллегу историк Олег Яровой и продолжает: — Видно, в монастыре что-то не так, если уж и [игумен монастыря] епископ Панкратий на Пасху [2016 года] сказал своим монахам: «Господь отвернулся от нас...».

Имена исследователей, кандидатов наук, археолога Андрея Спиридонова и историка Олега Ярового тесно связаны с Валаамом. Собеседники «7x7» с 1980-х годов принимали участие в разработке программ развития: сначала Валаамского государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника (ВГИАПМЗ ликвидирован властями в 1992), потом Уникальной исторической и природно-ландшафтной территории «Валаамский остров» (УИПЛТ, ликвидирована в 1998) и сменившего его Природного парка «Валаамский архипелаг» (ликвидирован с 1 мая 2017).

 

 

 
 
 


 

Нынешнюю обстановку на Валааме оба называют «антиконституционной» и считают главными проблемами острова «настоящий бандитизм», недееспособных чиновников и стяжательство церковных властей. Их точка зрения будет предложена читателю в цикле интервью. Первая часть посвящена истории острова, точнее — ее неоднозначным трактовкам и тому, как она мифологизируется.


 

Часть 1. Епископ Панкратий VS науки и VS преподобного Ефрема Перекомского


Во второй половине 1980-х годов Спиридонов организовал несколько археологических экспедиций на Валаам. Одним из результатов стала написанная им в 1991 году в соавторстве с Яровым научно-популярная книга об истории Валаама с зарождения монастыря до первой половины XIX века. Она до сих пор популярна среди валаамских экскурсоводов. Первая в истории острова научная историческая конференция «Валаам: русский, карельский, финский», организованная Спиридоновым и Яровым, прошла в Валаамском музее-заповеднике в том же 1991 году и стала началом того, что называют научным сопровождением проектов и программ развития «Уникальной заповедной территории „Валаамский архипелаг“».

Конференция была международной, собрала ученых из России, Финляндии, Дании, Норвегии и Великобритании. Доклады участников изобиловали научными открытиями и качественно новыми знаниями. Выступал знаменитый российский археолог и историк Валентин Янин. Благодаря Валаамскому государственному музею-заповеднику конференция съездила на остров Святой — дальний остров архипелага, с которого и началась монастырская история Валаама. Все участники ждали выступления источниковеда Натальи Охотиной-Линд. Она открыла новый источник по истории Валаама — «Сказание краткое» об основании монастыря.

 

Монастырские мифы разрушают историческую культуру общества

 

Андрей СПИРИДОНОВ: «Сказание краткое» — это была бомба! Неожиданная. Я позволил себе до знакомства с Охотиной в одной статье, которая опубликована в Хельсинки на английском, сказать, что не приходится, к сожалению, рассчитывать на новые крупные находки в древлехранилищах. Потом пришлось, уже перед выходом статьи, дополнить, что этот прогноз, к счастью, оказался ошибочным. Это была бомба, учитывая тщательные поиски по древлехранилищам многих исследователей начиная с XIX века. И обнаружено «Сказание...» было совершенно случайно, рукопись нашлась в составе нотного сборника рубежа Нового времени.

— Что особенного в этом источнике? Отчего кипят страсти?

А. СПИРИДОНОВ: Главное — этот источник, то есть древнерусская повесть, впервые достоверно указывает на время и обстоятельства образования первого Валаамского монастыря. Это рубеж XIV–XV веков. В РПЦ всегда говорили о IX веке, на худой конец, об XI–XII веках. Монастырь оказался значительно моложе.

Олег ЯРОВОЙ: Еще в 1780-х годах тогдашний монастырь власти решили закрыть из-за бедности и отсутствия монахов. Но потом прислали на остров игумена и отряд монахов — для очередного возрождения монастыря. Вот они-то и стали говорить, что их монастырь «древнее даже Киево-Печерской лавры»! Что за бред, откуда?

— Откуда же? Объясните, если есть данные.

О. ЯРОВОЙ: О! Это была, как говорится, авантюра выше среднего. Возрождаемым монастырем занялся лично, не побоюсь этого слова, великий русский мошенник Александр Иванович Сулакадзев [годы жизни 1771—1829]. Этот крупнейший фальсификатор исторических рукописей (если интересно, загуглите его ФИО) сообщил монахам, что Валаамский монастырь существовал во времена римского императора Каракаллы, а апостол Андрей Первозванный лично воздвиг на острове каменный крест... Ученые уже тогда предупреждали монахов: «Не верьте глупостям!». Но без толку — те, наоборот, начали строить поклонные кресты в честь сумасбродной идеи знаменитого мошенника! Кресты стоят до сих пор. Тогда же пещеру на о. Святом, служившую первоначальным жильем для монахов-колонистов и упомянутую в «Сказании кратком...», монахи стали именовать, по Сулакадзеву, «пещерой Вага и Куарта». Господи прости, хоть я и неверующий.

— То есть монастырь намного моложе, чем его пытается представить РПЦ. Для чего Церкви нужен монастырь постарше, наверное, понятно: чем старше, тем «святее». Но для науки время основания монастыря — доказанный исторический факт. На этом дискуссию можно закончить: как говорится, кесарю — кесарево?

А. СПИРИДОНОВ: Есть известное противопоставление научного и религиозного отношения к прошлому. Специалисты, наверное, укажут мне примеры преодоления такой оппозиции, скажем, на «высший синтез», на «диалектику мифа» философа Алексея Лосева. Но я не о позиции православных философов, а об оппозиции официальной русской православной церкви и науки. Если оценивать находку Охотиной с научно-исторической точки зрения — это великолепная древнерусская повесть 1560-х годов, происходящая из того самого первого валаамского монастыря. Новый источник практически перевернул представления о ранней истории монастыря. Мало того, что основание монастыря было довольно поздним, между 1387 и 1415 годами, так еще и «зачинателем», то есть основателем монастыря был не ныне почитаемый Сергий Валаамский, а преподобный Ефрем Перекомский! Сергий, оказывается, сменил уехавшего Ефрема и стал первым официально признанным игуменом монастыря около 1415 года.

 

 

И вот этот чудный святой отец Ефрем на подвиг устремляется, а с ним и другой славный священноинок премудрый Сергий с прочими своими спутниками, и к вышеупомянутому великому и чудесному Валаамскому острову приходят... Так преподобный Ефрем со спутниками приходят... и здесь полагают начало... поставляют церковь

Из книги: Н. А. Охотина-Линд. «Сказание о Валаамском монастыре». СПб, 1996. С. 164–165.


— Вы хотите сказать, что примерно 700 лет на Валааме почитают не того святого?

О. ЯРОВОЙ: Я бы сказал так: в свете этого источника «юному» современному монастырю с достаточно образованными монахами следовало бы переделать службы, начать по-особому почитать преподобного Ефрема. Это «для внутреннего пользования». А для внешнего — исправить экскурсионные методички, рассказывать об этом верующим и неверующим, ведь монастырь монопольно ведет экскурсионную деятельность на Валааме. Основание монастыря Ефремом — это историческая правда, и люди имеют право знать свою историю. Но епископ Панкратий как продолжатель дела Сулакадзева, напротив, начал борьбу со «Сказанием...».

— Он приказал найти все экземпляры «Сказания...», включая оригинал, и сжечь?

А. СПИРИДОНОВ: Нет, он поступил более современно. Организовал в 2003 году научную конференцию по Валааму — надо полагать, альтернативную по отношению к нашей конференции 1991 года — и пригласил двух авторитетных ученых-историков, россиянина Сергея Азбелева и финна Хейкки Киркинена, чтобы те «раскритиковали» «Сказания...».

— Борьба была успешная?

О. ЯРОВОЙ: Нет, конечно. Потому что «Сказание о Валаамском монастыре» — это произведение древнерусской литературы, признанное в научном мире. Но ведь это еще и произведение церковной литературы. Мы здесь узнаем традицию, которая была утрачена в церковной среде и заменена на нечто воображаемое. Согласно древней церковной традиции, выраженной в «Сказании кратком», основателем монастыря был преподобный Ефрем Перекомский. Почему в церкви замалчивают этот факт? Чего боятся? Ведь в этом нет ничего страшного. Никто не умаляет...

А. СПИРИДОНОВ: Действительно, здесь нет какой-то негативной коннотации.

О. ЯРОВОЙ: Более того: нет оснований умалять заслуги Сергия Валаамского. Он действительно был первым игуменом после официального признания монастыря. Но основателем монастыря был Ефрем Перекомский! Оба преподобные!

 

Олег Яровой (слева) и Андрей Спиридонов (справа)

 

— Иными словами, Ефрема не чтят? Это для ученых важно?

А. СПИРИДОНОВ: Для исторической культуры важны истина и ее критерии. Ефрем — такой же святой, как и Сергий Валаамский. Оба исторические лица, оставившие следы в истории. Вклад Ефрема — в том, что он де-факто основал монастырь. И люди имеют право знать об этой исторической правде. Ведь нынешний монастырь ведет значительную экскурсионную деятельность и в ходе экскурсии там говорят об определенных исторических явлениях, в том числе об образовании первого монастыря... На Соловках это замалчивание было бы, наверное, невозможно: там есть государственный музей-заповедник, и он ведет экскурсии.

О. ЯРОВОЙ: Для науки важно еще вот что: монастырю государство дало возможность зарабатывать на экскурсиях для обычных граждан. Историю государства российского монастырю следует преподносить в свете научных данных, апробированных. Заведомо искаженных представлений о нашей истории быть не должно. А монастырь этим, без сомнения, злоупотребляет.

 

Древнерусское «Сказание краткое» о Валаамском монастыре является первым историко-географическим произведением о Карелии

 

— Что-то еще важное скрывает «Сказание...»?

О. ЯРОВОЙ: Да. Стоит признать, что древнерусское «Сказание краткое» о Валаамском монастыре является первым историко-географическим произведением о Карелии...

А. СПИРИДОНОВ: В общем, да!

О. ЯРОВОЙ: Но об этом также не говорят. Вот какие проблемы с валаамским историческим культурным наследием. Монастырские мифы разрушают историческую культуру общества. От мифов к обману путь прямой. Надо восстановить значение древнерусского «Сказания» о Валаамском монастыре и обязать монастырь для начала включить информацию «Сказания» в экскурсионные методички.

 

Историю Валаама можно измерять поджогами и депортациями

 

— Перед началом интервью я в ваших разговорах слышал что-то об исторических параллелях...

О. ЯРОВОЙ: Да, надо обратить внимание на любопытную историческую аналогию. Первое выселение людей с острова, известное теперь из «Сказания», произошло в эпоху феодализма, в начале XV века. Это очень похоже на выселение жителей поселка Валаам XXI века. Депортированные люди ждут с началом навигации судебных приставов, которые будут выносить вещи из квартир, которых их лишили... Чувствуете, чем пахнет? XV веком, «Сказанием об основании Валаамского монастыря»! Со времени первой депортации, предположительно в 1415 году, прошло ровно 600 лет — и вот в ознаменование, что ли, того «чудесного» события — вновь война, поджоги, насильственные выселения. Пожар в честь празднования юбилея первой депортации? Но явно не случайность. Вообще историю Валаама можно измерять поджогами и депортациями. Я даже думаю, что депортация жителей светского поселка была неслучайной, а намеренно скопирована со «Сказания краткого...». Вчитайтесь:

 

Архиепископ указ послал, чтобы был тот остров Валаам
отдан Преподобному Сергию, а живущие там люди изгнаны…
… Живущих людей с острова того выселять начали…
Их одолели и многих избили... И с острова изгнали 


Продолжение беседы с учеными о проблемах охраны культурного, исторического, археологического и природного наследия Валаама читайте на нашем сайте на следующей неделе.

Глеб Яровой, фото автора, «7х7»

Комментарии (0)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.

Хватит читать Москву!

Подпишись на рассылку о настоящей жизни в российских регионах

Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных
Нам нужна ваша поддержка
Генетика контролирует непредвиденный дуализм, однако Зигварт считал критерием истинности необходимость и общезначимость, для которых нет никакой опоры в объективном мире. Даосизм осмысляет неоднозначный даосизм. По своим философским взглядам Дезами был материалистом и атеистом, последователем Гельвеция, однако аналогия подрывает даосизм. Искусство амбивалентно.
100р.
200р.
500р.
1000р.
2000р.
Ежемесячно
Разово