Новости, мнения, блоги
Выбрать регион
Республика Карелия

«Битва за Валаам»: карельские ученые о проблеме охраны культурного наследия Валаамского архипелага. Часть 1

«Господь отвернулся от Валаама», или заповедные острова под знаком «VS»

«Господь отвернулся от Валаама», или заповедные острова под знаком «VS»

Ровно год назад, 1 мая 2016 года, на острове Валаам сгорело здание-памятник «Зимняя гостиница» — многоквартирный жилой дом с государственным жилищным фондом в 55 квартир и поселковой школой. На тот момент в нем жили те, кто отказался покидать остров под давлением вернувшегося на Валаам четверть века назад монастыря. По большей части это были представители валаамской интеллигенции — местные предприниматели, учителя и исследователи, бывшие сотрудники музея-заповедника. Среди них были и нынешние сотрудники Природного парка «Валаамский архипелаг», которые перезимовали с семьями в офисных помещениях, потому что осенью 2016 года сгоревшую Зимнюю закрыли на реконструкцию.

Монастырь, поддержанный карельскими чиновниками, воспользовался «своевременным» пожаром и по суду переселил большинство жильцов Зимней в новые квартиры на материке. Строительство этих квартир для переселенцев шло без огласки, фактически тайно. Стройку лично курировал экс-глава Карелии Александр Худилайнен. О ней стало известно в день пожара, когда людям сказали: «Теперь надо уезжать с острова, квартиры готовы!».

С 1 июня 2017 года Министерство природопользования и экологии Карелии ликвидирует Природный парк. Еще в начале 2000-х годов Валаамский архипелаг имел заповедный статус уникальной исторической и природно-ландшафтной территории Карелии и России. Фактически государство отказалось от своих конституционных обязанностей — защищать права своих граждан, природные и историко-культурные ценности.

— Государственная культурная политика в отношении Валаама — это политика самоустранения, отказа от государственной ответственности за памятники, в частности — от исполнения федерального закона «Об объектах культурного наследия...». Неизбежно следуют разрушения, — утверждает археолог Андрей Спиридонов.

— Посмотрите на пожары последнего десятилетия: сначала сгорела Летняя гостиница, потом дважды горела Зимняя. А ведь до передачи зданий-памятников монастырю они не горели никогда за 160 лет. То есть вместо научного мы получили какое-то бандитское сопровождение программ развития уникальной исторической территории Валаама, — поддерживает коллегу историк Олег Яровой и продолжает: — Видно, в монастыре что-то не так, если уж и [игумен монастыря] епископ Панкратий на Пасху [2016 года] сказал своим монахам: «Господь отвернулся от нас...».

Имена исследователей, кандидатов наук, археолога Андрея Спиридонова и историка Олега Ярового тесно связаны с Валаамом. Собеседники «7x7» с 1980-х годов принимали участие в разработке программ развития: сначала Валаамского государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника (ВГИАПМЗ ликвидирован властями в 1992), потом Уникальной исторической и природно-ландшафтной территории «Валаамский остров» (УИПЛТ, ликвидирована в 1998) и сменившего его Природного парка «Валаамский архипелаг» (ликвидирован с 1 мая 2017).

 

 

 
 
 


 

Нынешнюю обстановку на Валааме оба называют «антиконституционной» и считают главными проблемами острова «настоящий бандитизм», недееспособных чиновников и стяжательство церковных властей. Их точка зрения будет предложена читателю в цикле интервью. Первая часть посвящена истории острова, точнее — ее неоднозначным трактовкам и тому, как она мифологизируется.


 

Часть 1. Епископ Панкратий VS науки и VS преподобного Ефрема Перекомского


Во второй половине 1980-х годов Спиридонов организовал несколько археологических экспедиций на Валаам. Одним из результатов стала написанная им в 1991 году в соавторстве с Яровым научно-популярная книга об истории Валаама с зарождения монастыря до первой половины XIX века. Она до сих пор популярна среди валаамских экскурсоводов. Первая в истории острова научная историческая конференция «Валаам: русский, карельский, финский», организованная Спиридоновым и Яровым, прошла в Валаамском музее-заповеднике в том же 1991 году и стала началом того, что называют научным сопровождением проектов и программ развития «Уникальной заповедной территории „Валаамский архипелаг“».

Конференция была международной, собрала ученых из России, Финляндии, Дании, Норвегии и Великобритании. Доклады участников изобиловали научными открытиями и качественно новыми знаниями. Выступал знаменитый российский археолог и историк Валентин Янин. Благодаря Валаамскому государственному музею-заповеднику конференция съездила на остров Святой — дальний остров архипелага, с которого и началась монастырская история Валаама. Все участники ждали выступления источниковеда Натальи Охотиной-Линд. Она открыла новый источник по истории Валаама — «Сказание краткое» об основании монастыря.

 

Монастырские мифы разрушают историческую культуру общества

 

Андрей СПИРИДОНОВ: «Сказание краткое» — это была бомба! Неожиданная. Я позволил себе до знакомства с Охотиной в одной статье, которая опубликована в Хельсинки на английском, сказать, что не приходится, к сожалению, рассчитывать на новые крупные находки в древлехранилищах. Потом пришлось, уже перед выходом статьи, дополнить, что этот прогноз, к счастью, оказался ошибочным. Это была бомба, учитывая тщательные поиски по древлехранилищам многих исследователей начиная с XIX века. И обнаружено «Сказание...» было совершенно случайно, рукопись нашлась в составе нотного сборника рубежа Нового времени.

— Что особенного в этом источнике? Отчего кипят страсти?

А. СПИРИДОНОВ: Главное — этот источник, то есть древнерусская повесть, впервые достоверно указывает на время и обстоятельства образования первого Валаамского монастыря. Это рубеж XIV–XV веков. В РПЦ всегда говорили о IX веке, на худой конец, об XI–XII веках. Монастырь оказался значительно моложе.

Олег ЯРОВОЙ: Еще в 1780-х годах тогдашний монастырь власти решили закрыть из-за бедности и отсутствия монахов. Но потом прислали на остров игумена и отряд монахов — для очередного возрождения монастыря. Вот они-то и стали говорить, что их монастырь «древнее даже Киево-Печерской лавры»! Что за бред, откуда?

— Откуда же? Объясните, если есть данные.

О. ЯРОВОЙ: О! Это была, как говорится, авантюра выше среднего. Возрождаемым монастырем занялся лично, не побоюсь этого слова, великий русский мошенник Александр Иванович Сулакадзев [годы жизни 1771—1829]. Этот крупнейший фальсификатор исторических рукописей (если интересно, загуглите его ФИО) сообщил монахам, что Валаамский монастырь существовал во времена римского императора Каракаллы, а апостол Андрей Первозванный лично воздвиг на острове каменный крест... Ученые уже тогда предупреждали монахов: «Не верьте глупостям!». Но без толку — те, наоборот, начали строить поклонные кресты в честь сумасбродной идеи знаменитого мошенника! Кресты стоят до сих пор. Тогда же пещеру на о. Святом, служившую первоначальным жильем для монахов-колонистов и упомянутую в «Сказании кратком...», монахи стали именовать, по Сулакадзеву, «пещерой Вага и Куарта». Господи прости, хоть я и неверующий.

— То есть монастырь намного моложе, чем его пытается представить РПЦ. Для чего Церкви нужен монастырь постарше, наверное, понятно: чем старше, тем «святее». Но для науки время основания монастыря — доказанный исторический факт. На этом дискуссию можно закончить: как говорится, кесарю — кесарево?

А. СПИРИДОНОВ: Есть известное противопоставление научного и религиозного отношения к прошлому. Специалисты, наверное, укажут мне примеры преодоления такой оппозиции, скажем, на «высший синтез», на «диалектику мифа» философа Алексея Лосева. Но я не о позиции православных философов, а об оппозиции официальной русской православной церкви и науки. Если оценивать находку Охотиной с научно-исторической точки зрения — это великолепная древнерусская повесть 1560-х годов, происходящая из того самого первого валаамского монастыря. Новый источник практически перевернул представления о ранней истории монастыря. Мало того, что основание монастыря было довольно поздним, между 1387 и 1415 годами, так еще и «зачинателем», то есть основателем монастыря был не ныне почитаемый Сергий Валаамский, а преподобный Ефрем Перекомский! Сергий, оказывается, сменил уехавшего Ефрема и стал первым официально признанным игуменом монастыря около 1415 года.

 

 

И вот этот чудный святой отец Ефрем на подвиг устремляется, а с ним и другой славный священноинок премудрый Сергий с прочими своими спутниками, и к вышеупомянутому великому и чудесному Валаамскому острову приходят... Так преподобный Ефрем со спутниками приходят... и здесь полагают начало... поставляют церковь

Из книги: Н. А. Охотина-Линд. «Сказание о Валаамском монастыре». СПб, 1996. С. 164–165.


— Вы хотите сказать, что примерно 700 лет на Валааме почитают не того святого?

О. ЯРОВОЙ: Я бы сказал так: в свете этого источника «юному» современному монастырю с достаточно образованными монахами следовало бы переделать службы, начать по-особому почитать преподобного Ефрема. Это «для внутреннего пользования». А для внешнего — исправить экскурсионные методички, рассказывать об этом верующим и неверующим, ведь монастырь монопольно ведет экскурсионную деятельность на Валааме. Основание монастыря Ефремом — это историческая правда, и люди имеют право знать свою историю. Но епископ Панкратий как продолжатель дела Сулакадзева, напротив, начал борьбу со «Сказанием...».

— Он приказал найти все экземпляры «Сказания...», включая оригинал, и сжечь?

А. СПИРИДОНОВ: Нет, он поступил более современно. Организовал в 2003 году научную конференцию по Валааму — надо полагать, альтернативную по отношению к нашей конференции 1991 года — и пригласил двух авторитетных ученых-историков, россиянина Сергея Азбелева и финна Хейкки Киркинена, чтобы те «раскритиковали» «Сказания...».

— Борьба была успешная?

О. ЯРОВОЙ: Нет, конечно. Потому что «Сказание о Валаамском монастыре» — это произведение древнерусской литературы, признанное в научном мире. Но ведь это еще и произведение церковной литературы. Мы здесь узнаем традицию, которая была утрачена в церковной среде и заменена на нечто воображаемое. Согласно древней церковной традиции, выраженной в «Сказании кратком», основателем монастыря был преподобный Ефрем Перекомский. Почему в церкви замалчивают этот факт? Чего боятся? Ведь в этом нет ничего страшного. Никто не умаляет...

А. СПИРИДОНОВ: Действительно, здесь нет какой-то негативной коннотации.

О. ЯРОВОЙ: Более того: нет оснований умалять заслуги Сергия Валаамского. Он действительно был первым игуменом после официального признания монастыря. Но основателем монастыря был Ефрем Перекомский! Оба преподобные!

 

Олег Яровой (слева) и Андрей Спиридонов (справа)

 

— Иными словами, Ефрема не чтят? Это для ученых важно?

А. СПИРИДОНОВ: Для исторической культуры важны истина и ее критерии. Ефрем — такой же святой, как и Сергий Валаамский. Оба исторические лица, оставившие следы в истории. Вклад Ефрема — в том, что он де-факто основал монастырь. И люди имеют право знать об этой исторической правде. Ведь нынешний монастырь ведет значительную экскурсионную деятельность и в ходе экскурсии там говорят об определенных исторических явлениях, в том числе об образовании первого монастыря... На Соловках это замалчивание было бы, наверное, невозможно: там есть государственный музей-заповедник, и он ведет экскурсии.

О. ЯРОВОЙ: Для науки важно еще вот что: монастырю государство дало возможность зарабатывать на экскурсиях для обычных граждан. Историю государства российского монастырю следует преподносить в свете научных данных, апробированных. Заведомо искаженных представлений о нашей истории быть не должно. А монастырь этим, без сомнения, злоупотребляет.

 

Древнерусское «Сказание краткое» о Валаамском монастыре является первым историко-географическим произведением о Карелии

 

— Что-то еще важное скрывает «Сказание...»?

О. ЯРОВОЙ: Да. Стоит признать, что древнерусское «Сказание краткое» о Валаамском монастыре является первым историко-географическим произведением о Карелии...

А. СПИРИДОНОВ: В общем, да!

О. ЯРОВОЙ: Но об этом также не говорят. Вот какие проблемы с валаамским историческим культурным наследием. Монастырские мифы разрушают историческую культуру общества. От мифов к обману путь прямой. Надо восстановить значение древнерусского «Сказания» о Валаамском монастыре и обязать монастырь для начала включить информацию «Сказания» в экскурсионные методички.

 

Историю Валаама можно измерять поджогами и депортациями

 

— Перед началом интервью я в ваших разговорах слышал что-то об исторических параллелях...

О. ЯРОВОЙ: Да, надо обратить внимание на любопытную историческую аналогию. Первое выселение людей с острова, известное теперь из «Сказания», произошло в эпоху феодализма, в начале XV века. Это очень похоже на выселение жителей поселка Валаам XXI века. Депортированные люди ждут с началом навигации судебных приставов, которые будут выносить вещи из квартир, которых их лишили... Чувствуете, чем пахнет? XV веком, «Сказанием об основании Валаамского монастыря»! Со времени первой депортации, предположительно в 1415 году, прошло ровно 600 лет — и вот в ознаменование, что ли, того «чудесного» события — вновь война, поджоги, насильственные выселения. Пожар в честь празднования юбилея первой депортации? Но явно не случайность. Вообще историю Валаама можно измерять поджогами и депортациями. Я даже думаю, что депортация жителей светского поселка была неслучайной, а намеренно скопирована со «Сказания краткого...». Вчитайтесь:

 

Архиепископ указ послал, чтобы был тот остров Валаам
отдан Преподобному Сергию, а живущие там люди изгнаны…
… Живущих людей с острова того выселять начали…
Их одолели и многих избили... И с острова изгнали 


Продолжение беседы с учеными о проблемах охраны культурного, исторического, археологического и природного наследия Валаама читайте на нашем сайте на следующей неделе.

Глеб Яровой, фото автора, «7х7»

Комментарии (0)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.

Последние новости