Новости, мнения, блоги
Выбрать регион
Кировская область

Кто виноват и что делать? Член Общественной палаты России Владислав Гриб дал кировским коллегам советы

Найти координатора, создать мини-УПК и избегать конфликтов с другими контролерами

В правительстве Кировской области 6 марта состоялась встреча общественников региона с членом Общественной палаты России Владиславом Грибом. Он объяснил им свой взгляд на то, каким должен быть общественный контроль за госорганами, какие грани активисты не должны переходить и как в идеале нужно работать региональной общественной палате. «7x7» приводит тезисы его выступления.

 

 

О том, кто может контролировать

Мы все — общественные контролеры в соответствии с Конституцией. Мы писали большой закон об общественном контроле, в нем написано, что субъектами контроля являются все граждане Российской Федерации. А также некоммерческие организации и СМИ де-факто. У граждан даже больше прав, чем у субъектов общественного контроля из этого закона. Потому что субъект контроля не является юридическим лицом, не может обратиться в суд, а гражданин может. В этом есть некая коллизия. Я понимаю, как юрист, что эти вещи надо детально прописывать. Для осуществления контроля нужны профессиональное образование, стаж, опыт и хотя бы минимальная подготовка. Я дам некоторые рекомендации, отвечу на два вопроса: кто виноват и что делать.

 

О законах об общественном контроле

На некоторые региональные законы [об общественном контроле] страшно смотреть. Законы, которые должны детализировать основы [федерального закона], наоборот, обобщают их. Я уж не говорю о муниципальном контроле. И это профанация. Слава богу, в Кировской области этого не случилось. Нужна детализация законов. 

 

О конфликтах между контролерами

У нас система общественного контроля еще не заработала в полную силу. В этом я даже вижу некие плюсы. Если она заработает эффективно, то у нас очень много будет конфликтов. В первую очередь — между субъектами общественного контроля. Ведь у нас все равны. Вот общественный совет какого-нибудь министерства скажет, что они провели слушания, проверку и получили вот такие результаты. А общественная палата проведет свою проверку и скажет: «А у нас результаты совершенно противоположные». Еще и муниципальный общественный совет подключится. Кто будет прав? Я против иерархии, но я за порядок.

 

О процедуре проверок

Вот хочу я проверять мэра, сколько мне его проверять? Каждый день? Для общественных контролеров нужно создать такой мини-УПК, то есть процессуальный кодекс, прописать процедуру, чтобы избежать рисков. Нужна колоссальная работа — надо написать целый ряд проектов по процедурам общественного контроля, согласовать их с органами власти. В ближайшие годы законодатели вряд ли этим займутся, поэтому нужно сделать это на уровне общественной палаты. Нужно на что-то ссылаться, нужно все упорядочить.

 

О союзниках

Есть очень хорошие союзники — это уполномоченные по правам человека, ребенка, предпринимателей, это госорганы, органы парламентского контроля, это квазиинституты гражданского общества. Нужно пойти на сотрудничество с федеральными и региональными органами, в первую очередь с надзорными и контрольными. Это будет очень эффективно и безопасно, что самое главное.

 

О соблюдении законов и координаторе

Я часто удивляюсь, когда общественные контролеры не соблюдают законы, например, о персональных данных. Я их спрашиваю: «Вы знаете, что у вас нет иммунитета, вы не спецсубъект, вы такой же гражданин, вас можно привлечь?». Отвечает: «Ну я же при исполнении». Соблюдать и четко знать законодательство — это важно, это не позволяет увлечься или попасть под уголовное преследование.

Нужно сделать координационный орган всех субъектов общественного контроля. Есть общественная палата, и де-факто она является координатором. И, конечно, нужен сайт для проведения общественных проверок.  

Катерина Клепиковская, «7х7»

Комментарии (2)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.
07 мар 2017 06:28

Общественный контроль регулируется в России с помощью нормативно-правовых актов, как федеральных, так и региональных. В этих актах изложены нормы, в соответствии с которыми формируется общественный контроль. В деятельности
Общественной наблюдательной комиссии участие принимаю с 2010 года, то есть осуществляю контроль за местами принудительного содержания граждан в системах УФСИН России и УМВД России по Кировской области.
Член ОНК Кировской области после посещения исправительных учреждений, изоляторов временного содержания формулирует рекомендации, которые рассматриваются органами государственной власти. Но по опыту часто специалист, которому поручено дать ответ по рекомендации, делает ссылки на документы для служебного пользования, что не входит в нормативно-правовые акты, так как не прошли экспертную оценку в Министерстве юстиции России и не могут быть использованы в подготовке ответа специалистом ведомства.

07 мар 2017 06:45

По решению правления Кировской региональной общественной организации граждан подвергшихся воздействию радиации Союз Чернобыль направил предложение по включению в общественный совет при Главном бюро медико-социальной экспертизы в Кировской области. Но в положенный срок ответ на предложение получен не был. Позвонил по телефону в Главное бюро МСЭ Кировской области, где мне был дан ответ, что идет совещание и поговорить с руководителем смогу в обозначенные часы, в которые мне был дан ответ, что кто-то решил не включать меня, специалиста с высшим медицинским образованием, в состав общественного совета при Главном бюро МСЭ Кировской области, так как за 2016 год обратилось в этот орган МСЭ 4 участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Посмотрел в интернете по деятельности общественных советов при органах МСЭ, где мероприятия направлены на доступность и совершенствование экспертных заключений МСЭ, но видимо руководили Главное бюро МСЭ Кировской области ставят другие цели и задачи по деятельности общественного совета.