Новости, мнения, блоги
Выбрать регион
Республика Карелия

Закопать миллионы: почему в карельских Надвоицах не случилось опережающего развития

Строящаяся инфраструктура не востребована инвесторами

Две недели назад Счетная палата России обнародовала информацию о деятельности Фонда развития моногородов. Это подогрело обсуждение эффективности распределения ресурсов, которые направляются в регионы для софинансирования строительства и реконструкции инфраструктуры в монопоселениях с самым сложным социально-экономическим положением.

Это можно оценить как вторую большую неприятность для региональных управленческих команд, связанную с методами и средствами привлечения инвестиций. В 2016 году Счетная палата представила аргументированные доказательства того, что формирование и поддержку особых экономических зон (ОЭЗ) необходимо остановить, так как объем недополученных налоговых поступлений превышает показатели планируемой эффективности. Система льгот, которые предоставляются резидентам ОЭЗ, оказалась контрпродуктивной.

Как было отмечено в информации Счетной палаты, наиболее сложная ситуация сложилась в Республике Карелия, на территории которой находятся 11 монопрофильных поселений. В авангарде деятельности Фонда развития моногородов находится поселок городского типа Надвоицы (Сегежский район).

Летом 2016 года чиновники республиканского правительства должны были определить налоговые льготы для так называемых резидентов надвоицкой территории опережающего развития. Очевидно, что режим льготного налогообложения — самая большая и вкусная конфета, которой надо заманивать резидентов. Иначе зачем им открывать свои производства именно в Надвоицах и помогать преодолевать монопрофильность поселка? По мнению чиновников, льготное налогообложение должно было привлечь бизнес, который создаст новые производства, период льготного обложения рано или поздно завершится, а производства останутся, принося в бюджеты Карелии, Сегежского района и Надвоицкого городского поселения гарантированные миллионы рублей.

Предлагалось «применить налог на прибыль в первые пять лет работы предприятий в размере 5%, а в последующие пять лет — в размере 10%; налог на имущество резидентов вообще не взимать». По правде говоря, нельзя сказать, что это прямо такие удивительно привлекательные льготы. Если предприятие не относится к ресурсодобыче, то при большом желании первые десять лет можно вообще не показывать налог на прибыль. Предприятие вполне способно существовать и развиваться, но по бухгалтерской отчетности из года в год прибыль будет нулевая. Нет прибыли — нет нужды платить с нее налог. Поэтому схема «5%+10%» не ахти какая привлекательная. Другое дело — налог на имущество. Увернуться от его уплаты практически невозможно, но с ним другая особенность: практически все российские территории опережающего развития и зоны инвестиционного благоприятствования предоставляют эту налоговую льготу. Поэтому у потенциальных резидентов нет дополнительной мотивации начинать свой бизнес именно в Надвоицах.

И здесь мы должны обратить внимание на важный момент. Кто, собственно говоря, претендует на статус надвоицкого резидента? Основной тезис в позиции Счетной палаты строится вокруг следующего положения: «Фондом развития моногородов заключены соглашения о софинансировании расходов регионов на строительство инфраструктуры в промышленных парках (и на промплощадках). Однако актуальная информация о намерениях инвесторов, готовых осуществить строительство производственных мощностей на территориях, отсутствовала. (...) В связи с этим существуют риски, что построенная инфраструктура не будет востребована инвесторами. При этом общая стоимость строительства составляет 2,1 млрд руб., из которых средства Фонда — 1,5 млрд руб.».

Уже несколько последних лет экономический блок карельского правительства заявляет, что резидентом станет прежде всего «домостроительный комбинат по производству строительных материалов из пеностекла с использованием современных технологий». Компания, решившаяся на реализацию инвестиционного проекта, — ООО «Пеностек-Норд».

Сразу возникает три вопроса. Во-первых, а разве Надвоицы (и Карелия) являются отличным источником сырья — стекла, в том числе битого? Его же придется полностью завозить (наверное, по железной дороге). Во-вторых, а разве Надвоицы (и Карелия) являются столь привлекательным и масштабным рынком сбыта пеностекольных материалов? Их же придется полностью вывозить (наверное, по железной дороге). И в-третьих, неужели компания «Пеностек-Норд» обладает необходимыми ресурсами в 1 млрд 24 млн рублей, чтобы инвестировать в надвоицкую площадку вне зависимости от довольно скромных показателей по оценке рынков сырья и сбыта? По актуальным на начало 2017 года данным Корпорации развития Республики Карелия, проект «Пеностек-Норда» значится как «инвестиционная инициатива», а в разделе «собственные средства в стоимости проекта» указано расплывчатое «уточняется».

Можно предположить, что инвестиционные консультанты «Пеностек-Норда» просчитали все самым доскональным образом и пришли к выводу, что, несмотря на очень серьезные логистические затраты, надвоицкий проект будет в плюсе, а режим льготного налогообложения перекроет очевидные издержки. Тем более, будущий домостроительный комбинат не надо будет возводить в чистом поле. По проекту промышленной площадки «Надвоицы», параллельным резидентом которой окажется ООО, предусматривается подготовка «под ключ» инженерной инфраструктуры: котельной мощностью 45 мВт, электроснабжения мощностью 3.5 мВт и даже очистных сооружений.

Вот только строительство всех инфраструктурных объектов промплощадки должно было начаться еще во второй половине 2014 года. К концу 2015 года их планировалось ввести в эксплуатацию, что открывало бы возможность «Пеностек-Норду» приступить к реализации проекта по заводу гранулированного пеностекла, создание которого занимает без малого три года. Однако до настоящего времени ни один инфраструктурный объект в эксплуатацию не введен, а само ООО не заключило какого-либо обязывающего соглашения с письменными обещаниями по определению источников финансирования создающегося пеностекольного производства. Последняя новость на сайте компании датирована 30 июля 2014 года — «Состоялась церемония закладки первого камня».

Комментирует сложившуюся ситуацию Андрей Рогалевич, депутат Законодательного собрания Карелии, избранный в сентябре 2016 года по Сегежскому одномандатному избирательному округу:

— Думаю, что на естественный вопрос, какой реакции ждать от властей, ответа от органов исполнительной власти Республики Карелия не последует. Никакой реакции не будет. Связано это с тем, что в мае 2017 года истекают полномочия главы региона, который, по моему мнению, занят только одним — размышлениями о своем дальнейшем трудоустройстве. Как итог: ничего не могут предложить и контролировать происходящее члены его команды — профильные министры.

Что делать в этой ситуации? Ответ на этот вопрос, как ни странно, заключается в следующем. Полное переформатирование правительства Карелии, принципы работы которого должны основываться только на самом высоком профессионализме. И этому должны послужить выборы главы региона, который сможет предложить совершенно новый путь развития республики. 

Олег Реут, «7х7»

Комментарии (0)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.

Последние новости