Новости, мнения, блоги
Выбрать регион
Республика Коми

Пешком по Усть-Сысольску: церковь и кладбище в Кируле, старый аэропорт в Лесозаводе

Участники экскурсии узнали историю окраины Сыктывкара

В Сыктывкаре 3 декабря состоялась очередная пешая экскурсия, организованная Коми региональным отделением Всероссийского историко-просветительского общества «Мемориал». Ее провели историк Михаил Рогачёв и журналист Игорь Бобраков. Сама экскурсия прошла в местечке Кируль и Лесозавод, а ее участники узнали историю старого кладбища и церкви, школы № 13 и развития авиации в столице Коми.

 

О Кирульском кладбище

Журналист Игорь Бобраков:

— Фактически мы стоим на могилах первого городского кладбища. Оно было довольно большим, обширным. Здание военкомата, вот это здание (там расположен клуб «Орнедо») находится на могилах. Кладбище было закрыто в 1932 году по уважительным причинам: город рос, а по санитарным нормам кладбища должны находиться за пределами город, а расширять кладбище было невозможно, поэтому в трехдневный срок всем велели родственников перенести на новое кладбище. По-моему, никто не успел. Это в марте было.

Потом забыли, что здесь было кладбище, стали застраивать. Церковь еще держалась, но в 1938 году и ее закрыли. Здесь размещались сначала мастерские, потом гараж. А потом тут был хлебозавод. Нас, первоклассников, водили на экскурсию, мы были довольны, нам давали пряники.

А в 1970 году власти неожиданно вспомнили про кладбище. Но не потому, что им стало жалко забытых усть-сысольцев. Им стало жалко, что здесь забыты деятели советской власти. В первую очередь, кстати, Домна Каликова. Ее могила находится здесь, она была снесена (продолжение — на видео).

 

О церкви в Кируле

Историк Михаил Рогачёв:

— Мы с вами стоим, по сути дела, около единственной в Сыктывкаре сохранившейся церкви. В Усть-Сысольске было восемь храмов, и кочпонский храм не входил в это число. Из этих восьми сохранилось два: этот и в местечке Париж. Его трудно узнать, он перестроен. Получается, что перед нами единственный храм старого Усть-Сысольска. Это вообще одно из двух старейших зданий города. Дом купца Суханова 1815 года мы видели. А этот храм стали строить в 1811 году.

Когда Сыктывкар стал городом, то встал вопрос, где должно быть кладбище. По правилам оно должно быть вынесено за городскую черту. Было выбрано место в местечке Кируль под будущее кладбище. А на кладбище положен храм. Он и был построен в 1790 году, он был деревянный. Но тут же было решено строить новый храм (продолжение — на видео).

 

О старых домах в Кируле

Историк Михаил Рогачёв:

— Я хочу рассказать об интересном проекте, который не состоялся. Само местечко Кируль начинается здесь, это улица Заводская. Местечко Кируль считалось частью города, но застраивалось не как город. Это была деревня в городе. По улице Заводской в конце 1980-х годов сохранилось около 40 домов конца XIX века. Один из них виден — это дом дьякона этого храма. Этот дом — полусельский, полугородской. Этому дому больше 120 лет (продолжение — на видео).

 

О развитии авиации в Сыктывкаре

Историк Михаил Рогачёв:

— Мы стоим около старого аэропорта местных авиалиний. Мы стоим далеко не на том месте, где приземлился первый самолет в Коми крае. Он приводнился на Сысолу где-то в районе городского парка у переправы. Это был показательный полет. 14 августа 1925 года. Самолет носил имя «Смычка города с деревней». Это был агитационный полет — из Москвы он облетал север. И показывал людям, что такое авиация. И к самолету стали водить экскурсии. Газета писала подробно, кто и как смотрел самолет. Он совершил несколько показательных полетов. И одним из первых полетал Виктор Савин. Он написал, что «первая борозда проложена в коми небе. Теперь надо из борозды сделать поле». Но следующего полета пришлось ждать долго. Первый пассажирский рейс в 1930 году (продолжение — на видео).

 

О школе № 13

Журналист Игорь Бобраков:

— Про автора проекта я уже рассказывал — Александр Холопов. Один из самых модных архитекторов Санкт-Петербурга в начале века. Но в 1918 году он приехал на родину, он сам из Кочпона. Он приехал не один, а с семьей премьер-министра Керенского, взял жену и детей, чтобы как-то приютить. Он остался и стал первым архитектором в Коми. Из его проектов воплотились тут два: эта школа и музей в Выльгорте (продолжение — на видео).  

 

Максим Поляков, «7х7»

Последние новости

Комментарии (7)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.
04 дек 2016 17:50

Никогда не думала, что Лесозавод и Кируль это одно и то же. В заголовке говорится про старый аэропорт в Лесозаводе, но он же был в Кируле! И про хлебозавод в храме - путает что - то Бобраков. Хлебозвод находился в соседнем здании, а в храме был гараж.

Надежда
04 дек 2016 18:02

Спасибо! Очень интересно и познавательно.

Хулио Ган
04 дек 2016 18:47

"Нас, первоклассников, водили на экскурсию, мы были довольны, нам давали пряники."

Пряники - дело хорошее, особенно с родного хлебозавода. Это вам не провокационные печеньки от Нуланд.

04 дек 2016 20:41

Смутно догадываюсь кто такая Нуланд, но не решаюсь таки спросить...

Хулио Ган
04 дек 2016 23:34

Alex, ты не ленись, а просто потыкай своим пальцем в клавиатуру и узнай, кто такая Нуланд и про печеньки тоже.

Сергей Терентьев
04 дек 2016 21:14

Поэт, драматург, автор республиканского гимна Виктор Савин более важный исторический человек для республики Коми, чем первый глава РК Юрий Спиридонов, трус и обманщик. Но посмертного знания Почётного гражданина РК дали почему-то жулику Спиридонову, а не Савину.

123
06 дек 2016 19:04

Про аэропорт и самолеты Бобраков лучше бы промолчал, чем нести пургу. Кстати "Пахтакор" погиб не в катастрофе АН-10 (они к этому времени были уже списаны), а при столкновении двух самолетов ТУ-134.