Новости, мнения, блоги
Выбрать регион
Республика Коми

В Коми экологических активистов хотят поделить на «правильных» и не очень

В общественной палате считают, что гражданам не пристало заниматься экологическими проблемами без согласования с властями

В Общественной палате Коми 3 июня обсудили проект республиканского закона об общественном экологическом контроле. Проект документа подготовило региональное Министерство природных ресурсов и окружающей среды, руководитель которого Роман Полшведкин представил документ чиновникам и общественникам. Среди последних, впрочем, как заметил корреспондент «7x7», не оказалось представителей экологических общественных организаций.

— В последнее время активизировались общественные организации, которые дискредитируют органы власти и промышленные предприятия, выдвигая на первый план альтернативную повестку дня. Это организации, получающие иностранное финансирование, — начал встречу и.о. министра, сразу раскрывая суть законопроекта.

По замыслу авторов закона, формально он должен устанавливать правовые основы общественного контроля в области охраны окружающей среды, наблюдения за органами власти и их решениями. Такими общественными контролерами в документе названы Общественная палата Коми, Общественный совет при Минприроды.

Законопроект также предусматривает создание общественных экологических инспекций при совете министерства, которые будут «содействовать уполномоченному органу в решении вопросов охраны окружающей среды», совместно с госинспекторами участвовать в плановых осмотрах, в подготовке документов, смогут направлять обращения и предложения республиканским и муниципальным властям, участвовать в разработке нормативных правовых актов, информировать чиновников об экологических нарушениях, подавать в суд иски о возмещении вреда окружающей среде.

Однако права и возможности экологических инспекторов, прописанные в законопроекте, по сути ничем не отличаются от того, что вправе делать любой гражданин, только при этом закон устанавливает жесткие ограничения: кто может «легально» заниматься экологическими проверками, став инспектором, а кто — нет. Участники заседания в палате попытались рассказать о смысле предложенной нормы.

Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор Юрий Гудков отметил, что для органов прокуратуры важна работа с общественностью, поэтому законопроект актуален, но не вполне точно передает идею, которая заложена в федеральном законодательстве, — ведь документ должен ориентироваться на закон «Об основах общественного контроля». Согласно нему, объектами контроля являются органы власти и организации, которые осуществляют публичные полномочия, однако в документе не определено, за какими именно органами будет осуществляться контроль, и непонятен круг действия предполагаемого республиканского закона.

— Иногда участие общественности в качестве соистца было бы полезно прокуратуре, так как она бы чувствовала, что предъявляет тот иск, который необходим обществу. Нам тоже судей приходится убеждать. Если прокуратура подала иск, это не значит, что к нему относятся по-особенному, это обычный иск, — сказал прокурор.

Также из представленного законопроекта, по его мнению, следует, что чиновники будут отвечать на запрос экологического инспектора также, как и на все остальные обращения, — в срок в 30 дней. Но, как отметил Гудков, есть и «правильные» пункты, например, — о конфликте интересов у общественного контролера, о наличии которого он обязан сообщить организатору проверки, в которой участвует.

— Мы тоже сталкиваемся с тем, что организации, которые себя объявляют общественными, на самом деле преследуют не совсем общественный интерес, — поделился опытом Гудков. Примеров в подтверждение своих слов прокурор не привел.

Председатель общественной палаты Коми Галина Киселёва рассказала собравшимся, что федеральная Общественная палата разработала порядок, при котором инициатором общественной проверки является сама палата. Вероятно, так, по ее мнению, должен работать и республиканский закон.

— То есть, не кто-то, кто по собственной инициативе вздумал и решил проверять, — это, наверное, правильно. Нельзя это делать без согласования, без того, чтобы поставить в известность на муниципальном уровне свой орган, на республиканском уровне — свой орган. Это упорядочит и, может быть, снимет как раз ту проблему, которая может возникнуть. У нас сегодня очень много активных граждан, которые, порой не разбираясь в сути вопроса, но движимые самыми патриотическими чувствами и, на их взгляд, явно готовые сражаться с какими-то недостатками, выступают с инициативами, которые могут навредить. Этого надо опасаться, — предупредила Киселёва.

Затем она рассказала о механизме общественных проверок, который «упорядочивает порядок»: комиссия или рабочая группа направляет предложения о проведении общественной проверки руководителю, секретарю председателя палаты или его заместителю. Они выносят вопрос на заочное голосование палаты методом опроса: члены палаты голосуют в пятидневный срок, который может быть сокращен до трех дней. В случае принятия решения о проведении общественной проверки, палата доводит его до сведения руководителя проверяемого органа.

— То есть это не спонтанное «вдруг вздумал, нашел, где-то опубликовал», что, к сожалению, имеет место быть. Речь идет об общественном контроле с точки зрения выявления недостатков, а это — вторая сторона, о которой нельзя забывать. Общественность сегодня может дать положительную оценку деятельности любого органа и для этого у нее будут все основания, если она будет соблюдать некий порядок при проведении проверки, — очертила перспективы общественности Киселева.

После непродолжительной дискуссии о нечетких формулировках в законопроекте и неопределенных полномочиях экологических инспекторов разговор вновь вернулся в русло поиска врагов в рядах Коми экологов.

— Идет планомерная дискредитация политики Российской Федерации и в Арктической зоне, и на северах, — признался министр Полшведкин.

Его поддержал член республиканского экспертного совета Игорь Бурлаченко, который предложил ввести ответственность за «якобы общественную деятельность» в сфере экологического контроля и даже привел краткую справку из новейшей истории:

— На самом деле, это проблема не сегодняшняя, с середины 80-х — полстраны из-за экологического контроля развалили! Ответственность за эту фиктивную экологическую деятельность нужно предусмотреть. Во всяком случае, можно было бы говорить о какой-то ответственности за недобросовестное заключение эксперта, например, — призвал Бурлаченко.

На заседании никто не вспомнил о предыдущих попытках взять под «неспонтанный контроль» экологическую повестку в Коми — об организации «Зеленая республика», которую в июле 2015 года презентовала сама Общественная палата и затем предоставляла этой организации площадку, а ее члены активно хвалили начинающих «экологов». По некоторым данным, «Зеленую республику» курировал арестованный по «делу Гайзера» экс-начальник управления информации администрации главы Коми Павел Марущак, а ее задачами были перетягивание формирования повестки дня в вопросе нефтеразливов и сглаживание неудобных ситуаций. С этой организацией работало и министерство природных ресурсов Коми. Вопреки договоренностям, в последний момент оно отменило выступление своих специалистов на семинаре по выявлению экологических нарушений, который организовали в Усинске Комитет спасения Печоры и «Гринпис России», и перенаправило их в лагерь «Зеленой республики». После ареста экс-главы региона Вячеслава Гайзера и его коллег, не проработав и трех месяцев, «Зеленая республика» пропала из информационного поля.

В заключение члены Общественной палаты договорились внести некоторые правки в законопроект и (за исключением некоторых присутствующих) выразили надежду, что в ближайшем будущем закон будет принят.

Виктор Иванов, «7х7»

Комментарии (21)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.
04 июн 2016 22:06

За исключением кого?

Он
04 июн 2016 22:17

Молодцы

Местный житель
05 июн 2016 00:16

Председатель ОП РК Галина Киселёва предлагает такой порядок общественного контроля: "комиссия или рабочая группа направляет предложения о проведении общественной проверки руководителю, секретарю председателя палаты или его заместителю. Они выносят вопрос на заочное голосование палаты методом опроса: члены палаты голосуют в пятидневный срок, который может быть сокращен до трех дней. В случае принятия решения о проведении общественной проверки, палата доводит его до сведения руководителя проверяемого органа". Хочется спросить: слышала ли что-нибудь госпожа Киселёва о бесконечных нефтеразливах, которые (если местные жители или общественники не зафиксируют вовремя) просто засыпаются , зарываются... следы преступлений нефтяники стараются замести каждый раз, и только благодаря местным жителям и поддержке реальных общественных организаций, в Палатах не заседающих, а работающих с людьми, можно (и то не всегда, к сожалению) заставить нарушителей убрать за собой. Таких бредовых предложений по организации общественного контроля слышать ещё не приходилось... Что там её Палата делает? Слова никто не вымолвил из них за всё то время, когда Ухта в ужасе наблюдала за нефтеходом, когда нефть заливала ручьи и реки, лежала по берегам... Когда компания в очередной раз попыталась перевести стрелки и уйти ответственности... Так где всё это время была ОП - правильная и патриотичная общественная структура?! ПОЗОР!!!

05 июн 2016 00:55

У меня такое ощущение, что люди работают с образами. Из помещения бы хоть вышли что ли. Полшведкина - жаль.
Народ, не будет у вас карманных экологов. Никогда. Забудьте про это.

Шахов
05 июн 2016 01:05

Ждал вашего коммента. Думал, что это у меня субъективное такое ощущение (видел сюжет по Юргану). Похожее впечатление возникло, когда увидел Путина в колонне "Бессмертного полка": всё, угробят бюрократы живое дело.

05 июн 2016 10:30

"— На самом деле, это проблема не сегодняшняя, с середины 80-х — полстраны из-за экологического контроля развалили!"

В цитаты дня. Такого объяснения распада СССР я еще не слышал )

"Затем она рассказала о механизме общественных проверок, который «упорядочивает порядок»: комиссия или рабочая группа направляет предложения о проведении общественной проверки руководителю, секретарю председателя палаты или его заместителю. Они выносят вопрос на заочное голосование палаты методом опроса: члены палаты голосуют в пятидневный срок, который может быть сокращен до трех дней. В случае принятия решения о проведении общественной проверки, палата доводит его до сведения руководителя проверяемого органа".

Страшно представить, какими эффективными будут эти проверки.

Для реализации Федерального закона Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" (вступил в силу 08.08.2014) необходимо принять соответствующие нормативные правовые акты Госсоветом РК и органами местного самоуправления. Закон устанавливает правовые основы "народного" контроля за деятельностью органов госвласти и местного самоуправления в сферах ЖКХ, экологии, здравоохранения и т.д., позволяет вскрывать факты нарушений законодательства РФ и публично требовать их устранения.
В начале 2015 года Координационный совет управдомов города Ухты направил проект постановления руководителя администрации МОГО "Ухта" по утверждению «Положения об Общественном совете при администрации МОГО "Ухта" по общественному контролю в сфере ЖКХ». Администрация от проекта КСУ отмахнулась, а в составе Общественного Совета при администрации создала подконтрольную себе Комиссию по ЖКХ, работу которой никто не видит до настоящего времени. При смене руководителя администрации вновь повторили попытку провести проект через ОМС. Опять отлуп. Направляли проект и в Совет МОГО "Ухта", а в ответ получили отписку руководителя администрации. В Ухте депутаты ничего не решают. Свои обязанности по решению проблем городского округа они переложили на выбранного ими менеджера.

05 июн 2016 15:22

Валерий, а Вы не могли бы свой проект здесь разместить? На пару с Ивановым доработать и устроить альтернативное обсуждение на семёрке? Получается, что общественность собственно и этого проекта не видит. Кстати, журналистам 7х7 ведь не трудно обсуждаемый текст разместить? А то странно как-то получается. Комментируем высказывания, хотя традиционно среди блогеров куча реальных специалистов по теме. Вполне можно комментировать суть проекта, а не мнения, и что-то предлагать. Пройдёт - не пройдёт... Посмотрим. Уверяю вас, сайт читают, несмотря на кажущуюся его легковесность. Почему бы не прибавить в весе? Вы ж с Ивановым, Макаровой, Братенковым горы можете свернуть!

05 июн 2016 15:46

Вот нашёл ссылку: https://mpr.rkomi.ru/page/13143
Я, конечно, дилетант, и не увидел в проекте ничего нового, кроме того, что теперь общественники могут получить корочки с непонятными правами. Кто-то может пояснить, где тут собака порылась? Ведь обычных гражданских прав общественников никто не отменяет:)) Или есть опасение, что корочки будут выдавать только "своим", а реальных общественников таким образом бортанут от любых проверок? Так ведь это вопрос решаемый. Уточнить процедуру производства в инспектора, дополнить её пунктом об обязательном участии общественных организаций... Да мало ли что туда ещё можно добавить и потом защищать свои поправки в том числе и через депутатов, партии - момент-то благоприятный. Им есть повод попиариться, а реальный результат вполне может быть и положительным. Или я не прав?

05 июн 2016 16:24

Ха:)) Это, оказывается, старый проект. Нового нигде не нашёл. Тем более, интересно стало!

Читатель
05 июн 2016 16:32

Тихо сам с собой веду беседу? А всё от чрезмерного употребления.

05 июн 2016 17:34

:)) увы... Это от недопития лажу по сайтам и докладываю о том, о чём журналисты бы должны были доложить

Виталий, проект Положения об Общественном совете при администрации МОГО "Ухта" по общественному контролю в сфере ЖКХ (далее – Совет по ЖКХ) на 14 страницах составлен мной в соответствии с ФЗ РФ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации". Из закона переписаны все положения, на основании которых можно контролировать отношения с сфере ЖКХ. Это чисто общественный орган, а приставка "при администрации МОГО "Ухта" введена не случайно. Для ведения документации Совета по ЖКХ мы в его состав предложили ввести секретаря - работника администрации (без права решающего голоса). Созданный нами Координационный совет управдомов и "Школа управдомов" опирается на голый энтузиазм наших активистов. Вести еще документацию в соответствии с законом - это чистое издевательство над общественниками. Все наши затраты лежат на самих исполнителях. Мы не принимаем деньги ни от каких спонсоров, чтобы не давать повода на продажность. Однако редко, но все же запускается ложь о том, что, например, я получаю деньги от независимой от власти управляющей организации УК № 1, а наш уважаемый эксперт по правовым вопросам В.М. Иванов участвует в судах и консультирует обратившихся за деньги. Если наш проект кого - то заинтересует, то готов выслать его на его электронную почту.

Валентина Семяшкина
05 июн 2016 12:38

Роман Викторович, не могли бы Вы назвать общественные организации, которые "в последнее время активизировались" и "дискредитируют органы власти и промышленные предприятия"? Ну и парочку примеров в подтверждение их "вражеской сущности" .

Хулио Ган
05 июн 2016 13:10

"После ареста экс-главы региона Вячеслава Гайзера и его коллег, не проработав и трех месяцев, «Зеленая республика» пропала из информационного поля."

Не пропала, а переместилась в застенки кровавого путинского режима.

Ирина
05 июн 2016 17:45

Ждите появления "Зелёной республики 2.0"

05 июн 2016 17:46

Для общественного контроля достаточно мониторинга наблюдений, открытости данных и научных расчетов. Все остальное пол палец потолок.

Владимир Уляшев
06 июн 2016 10:11

Лукойл наносит ответный удар.

Минприроды только распечатало текст, написанный лукрьюшькой.

Роман Полшведкин - (в данном конкретном случае) диктор-вещатель, чтец-декламатор - озвучил подсунутый ему под нос текст.

Общественная палата - подтанцовка в пуантах.

Власть республиканская - "на кормлении" у лук. Умеет делать стойку по команде, дает лапу, берет на лапу, ...

Нина Ананина
07 июн 2016 14:36

Этот законопроект был рассмотрен со всех сторон на форуме, который проходил в сентябре, организатор, кстати, общественная палата РК (состав тот же, что сейчас) и минприроды РК. Участники - экоактивисты - и Комитет спасения Печоры, и Экологи Коми. и Гринпис, и фонд "Серебряная тайга" свои предложения высказали уже тогда. Видимо, в связи с новыми политическими моментами снова о законопроекте, который так и не был принят, опять вспомнили. Как БЕЛКОМУР, ей Богу! Каждый раз к выборам достают с антрессолей

07 июн 2016 16:16

По предложениям, на первый взгляд, никаких изменений.

Последние новости