Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Мурманская область
  2. Российские этнографы исследуют в Мурманской области кочевой образ жизни коренных народов Севера

Российские этнографы исследуют в Мурманской области кочевой образ жизни коренных народов Севера

Итогом работы станет «живая книга» — сборник схем и фотографий о передвижении кочевников

Евгения Волкова
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

В начале декабря в ловозерской тундре начала свою работу группа ученых — этнографы и дизайнеры. Они ведут запись движения северных кочевников и занимаются исследованием современного номадизма, то есть кочевого образа жизни. Руководит экспедицией член-корреспондент российской академии наук, доктор исторических наук, главный научный сотрудник института истории и археологии Уральского отделения РАН Андрей Головнёв.

— Мы изучаем логистику коренных народов, а точнее технологии кочевничества. Практически это выглядит так: мы приезжаем в отдаленные населенные пункты (в Мурманской области это село Ловозеро), знакомимся с людьми и ищем возможность выехать в тундру. Туда, где кочевники ведут традиционный образ жизни, занимаются промыслами и животноводством. Оленеводы совхоза «Тундра» помогли нам добраться до центрального погоста (долгосрочная стоянка оленеводов в тундре). Техническая часть нашего исследования — это измерение так называемых «треков» передвижения людей. Мы устанавливаем датчики GPS и записываем, как передвигаются кочевники. Нас интересует все: куда едут, на чем, зачем, на сколько, — описывает цель экспедиции Андрей Головнёв.

Группа ученых уже побывала на Ямале и Чукотке. Данные о передвижениях людей формируют в своего рода карты, которые напоминают абстрактные рисунки. Исследователи сравнили треки мужчины и женщины. Любопытно, что хранительница очага только за утренние часы проходит около пяти километров. По словам ученых, женский «путь» — это сложная схема коротких, но частых перемещений, мужской — длинная дорога с большой удаленностью от очага.

Один из ведущих исследователей номадизма Пирс Витебский отметил, что «для традиционного оленевода „ландшафт“ — это громадный храм на открытом воздухе, не имеющий точки финального назначения».

– Малые народы, как мы сегодня называем коренных жителей Севера, смогли освоить огромные пространства! — восхищается кочевниками Андрей Головнев и добавляет: — Как они это сделали, каким законам следуя, это нам предстоит еще узнать.

По словам ученых, в советское время «храмы» превратились в оленеводческие хозяйства, рассчитанные преимущественно на мужчин. Деревни стали местом для женщин, которые ждут мужей. Саамские семьи стали жить в новых условиях.

— Сегодня «дикий тунгус», воспетый Пушкиным, может читать русского классика в подлиннике, но практически не в состоянии воспроизвести основы культуры своих предков. Что чувствует тунгус, цитирующий стихи Пушкина о своей «дикости»? И где начинаются и заканчиваются пределы этой «дикости»? В умирающей советской деревне, по сравнению с которой «лес… выглядит примером чистоты… и альтернативным пространством цивилизации», задается вопросами о людях пути редактор форума «отстранение номадизма» Сергей Ушакин.

— Любопытно, но когда-то слово «тундра» для ее обитателей было по смыслу близко слову «деревня». А слово «юрта», например, в тюркских языках означает «дом», — замечают исследователи.

Однако сегодня в оседлой культуре «тундра» давно стала условным обозначением безграничного, неструктурированного, пустого пространства. А саамский чум теперь воспринимается как символ временного жилья, вынужденная замена дома с надежными стенами и прочной крышей. С заменой опорных для жизни номадов понятий произошли перемены и в сознании людей, и в образе жизни. Именно поэтому ученые исследуют современный номадизм.

У исследователей есть четыре года для того, чтобы изучить кочевничество на Чукотке, Ямале и Кольском полуострове. Они посетят территории, на которых проживают коренные северные народы в разное время года. Итогом наблюдений за жизнью малых народов станет «живая книга» — сборник схем и фотографий, а также творческая работа дизайнеров.

Материалы по теме
Мнение
9 апреля
Игорь Аверкиев
Игорь Аверкиев
Путин упорно и безапелляционно пытается всех убедить в том, что ИГИЛ* — это никто
Мнение
14 февраля
Инна Чекмарева
Инна Чекмарева
Никто никогда ничего не узнает?
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
КультураМурманская областьОбществоПрава человека