Собирается ежемесячно 34 486 из 50 000
Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Коми
  2. Куратор выставки «Диалоги. Синтез искусств» Анжела Разманова о «портрете Сыктывкара»:

Куратор выставки «Диалоги. Синтез искусств» Анжела Разманова о «портрете Сыктывкара»:

«Город получился странный»

Максим Поляков

5 ноября в центре культурных инициатив «Югöр» открылась выставка «Диалоги. Синтез искусств». Художники, фотографы, мастера прикладного искусства более месяца работали в небольших группах, пытаясь создать необычный портрет столицы Коми. По признанию куратора проекта Анжелы Размановой, он получился «странным». При этом само пространство центра было оформлено непривычно, местами с нарушением канонов классических выставочных залов. Корреспондент «7х7» понаблюдал, как на открытии выставки люди реагировали на проекты в области современного искусства, и попытался найти ответ, почему такие формы жизнеспособны.

Фото Максима Полякова

— Мы назвали этот проект «Эрарта плюс» или «Манифеста», — и.о. министра культуры Коми Анастасия Прокудина, которая заскочила на выставку буквально на несколько минут, делится своими впечатлениями с Анжелой Размановой. — Тебе самой-то как?

— Мне? — как бы удивляется вопросу Анжела Разманова и через паузу отвечает. — Хорошо. Получилось чисто, как надо.

Как это «как надо» или как виделась выставка в идеале, куратор выставки так и не рассказала корреспонденту «7х7». С определением «чисто» можно поспорить, но многие присутствующие отметили, что обстановка и атмосфера в зале была как минимум непривычной и необычной. В государственных учреждениях культуры в Сыктывкаре редко решаются на смелые поступки, предпочитая традиционные и консервативные формы. Но это был не тот случай.

* * *

Куратор выставки, преподаватель факультета искусств СыктГУ Анжела Разманова в этом проекте преследовала несколько целей. Во-первых, она предложила объединиться для работы уважаемым состоявшимся мастерам и молодым художникам. По ее признанию, заслуженные деятели сами в последнее время стали проявлять интерес к творчеству молодых, искать общения, даже напрашиваться на защиту дипломных работ выпускников вуза. После выставки «Российский Север», которая прошла в столице Коми в 2013 году, и созрела идея объединить усилия поколений. По задумке свежая кровь и опытные мастера могли бы синтезировать смелый продукт о городе.

О городе — это во-вторых. Когда была определена концепция, над темой долго не думали — «Портрет Сыктывкара». «Он будет создан через очень личное восприятие, никаких готовых рецептов мы не даем, и никаких ограничений не будет», — еще месяц назад говорила Анжела Разманова, рассказывая о грядущей выставке.

В-третьих, художники попробовали работать в новом для себя формате — в небольших группах по несколько человек — и оформить экспозицию «не так, как обычно». В каждую группу вошли люди, работающие в разных областях пластического или визуального искусства: живопись, фотография, прикладное искусство, инсталляции, скульптура.

Когда все правила были установлены, работа началась. На все про все — месяц. «Время напряженное. У нас все было сжато, — не без доли кокетства отметила Анжела Разманова. — Но в силу своего характера мне нравится экспериментировать. Находиться в рамках скучно. Меня удивило, что даже консерваторы очень легко перестроились».

* * *

На входе в Серебряный зал «Югöра» ты вроде попадаешь в привычную обстановку: на стенах висят картины и фотографии. Слева стоят деревянные кубы со снимками на некоторых гранях. Чуть дальше — снова пространство с фото. Но нарушает обыденную атмосферу стоящая в противоположной стороне зала инсталляция Игоря Попова.

Выпускник школы Родченко в Москве, чью дипломную работу отметил классик мировой фотографии Мартин Парр, участник нескольких крупных столичных выставок и сыктывкарских проектов, соорудил там небольшую стену примерно 3 на 6 метров. На ней он сделал коллаж из снимков известного фотографа Георгия Лисецкого, воткнул в стену ветки березы, на которые повесил праздничный дождик, и поставил по краям вентиляторы, заставляющие эти ветки колыхаться. Этот проект держит зал, это точка притяжения и конструктивный центр экспозиции.

«Домашний архив Георгия Лисецкого стал отправной точкой этого проекта. Он заставил меня задуматься, насколько долговечна человеческая и фотографическая память, и где та точка невозврата, когда возникает последнее материальное подтверждение нашего присутствия. Сам проект призван замедлить этот процесс и рассказать еще одну забытую историю», — написал Игорь Попов в описании инсталляции.

Во многом именно благодаря этому проекту и.о. министра культуры и сравнила зал «Югöра» с «Эрартой». Однако от некоторых людей (в том числе заслуженных в Коми фотографов старшего поколения) прозвучали слова критики. По их мнению, ценность инсталляции, мягко говоря, спорна, как и всей выставки в целом. Современное искусство для них — не искусство, а скорее интеллектуально-провокативная деятельность, которую нужно вынести за скобки традиционных направлений.

За инсталляцией Игоря Попова небольшое пространство оборудовали несколько человек. Мини-проект «А мне тут хорошо» создали фотограф Анелия Лянцевич, художники Инга Поповская, Вадим Кононов и Дарья Федоркова, которая написала три истории из жизни города.

Анелия Лянцевич сфотографировала интерьеры квартиры, где прошло ее детство. Старая советская люстра, жестяные банки для круп, ковер, который был, наверное, в каждой квартире, потрескавшаяся мебель. Благодаря крупноформатной печати и развеске, эти предметы интерьера буквально вываливаются на посетителей. А удачно выстроенный свет подчеркивает детали.

Сами фотографии технически несовершенны. Но у автора не было задачи получить качественный кадр. Отчасти поэтому в качестве инструмента был выбран не хороший фотоаппарат, например, «Москва», а iPhone. В проектной фотографии куда более важна смысловая нагрузка и те размышления, которые спровоцирует работа.

Вадим Кононов и Инга Поповская пошли примерно одним путем. Первый представил Сыктывкар в картине, написанной в стилистике Василия Кандинского. Историческая отсылка понятна: еще в 1889 году известный российский художник путешествовал по земле зырян и вдохновился поездкой для написания своих работ. Инга Поповская создала сразу два портрета — Сыктывкара и его младшего брата Выльгорта. Рядом на небольшом столе лежало письмо, адресованное им. Его написала их сестра Эжва.

Проект «А мне тут хорошо» — это отчасти воспоминания о другой жизни в Советском Союзе и отголосках того времени. Авторы попытались пробудить в зрителях воспоминания о другой эпохе, в которой действительно было много хорошего.

К прошлому обратилась и куратор Анжела Разманова. Она нарисовала картину и поместила рядом с ней два куба. Внутри них на лежали коньки и другие предметы из детства художника.

— И для меня город — это город детства. Я жила на кольце, и по пути мы шли домой, покупая подарки. Потом берешь коньки, идешь на каток. Для меня город — это вечер, город с неоновыми вывесками. И советский период для меня является более выразительным. Было кафе «Северянка», где мы ели мороженое. На «кольце» не было стелы, а ребята играли там, — рассказала Анжела Разманова.

Анна Смирнова смешала картон, гуашь, акварель и маркер и получила синтетическую картину города.

Ирина Базарова и Ирина Романова создали серию открыток, главный герой которых лиса — путешествует по разным местам в городе и комментирует увиденное.

Фотограф Николай Антоновский увидел город как живую, строящуюся структуру. На его фотографиях — крыши домов, которые похожи на лайнеры, курсирующие по городу. К одному из своих снимков он добавил человечков из конструктора Lego, отдыхающих на перерыве. Отсылка к строителям Empire State Building выглядит явной, «лобовой» и даже лишней. Она отвлекает и разрушает геометрию панорамы города, где на первый план выходят линии и формы, хоть и выглядит забавной.

Другой фотограф Кирилл Шучалин снял сыктывкарские перекрестки. «Уличная фотография максимально четко и ясно передает жизнь, помогая смотреть на социум со стороны. Позволяет увидеть тонкие процессы, происходящие внутри общества и самих нас, почувствовать и предчувствовать то состояние, в котором мы находимся или куда движемся», — говорится в описании проекта.

* * *

— Я для себя еще не проанализировала. Мы показали только верхушку айсберга. Я пока не знаю, как осознать все вместе. Город оказался странный, — Анжела Разманова делится впечатлениями от выставки в целом и отвечает некоторым скептикам, не принимающим и не понимающим формы современного искусства. — Это эклектика современной жизни. Для молодых людей выставка воспринимается легко и понятно. Такие формы жизнеспособны. Так может быть.

Интересный взгляд на город пока остался без внимания тех, кто непосредственно отвечает за то, как Сыктывкар будет развиваться и как будет выглядеть. На выставке не было ни одного чиновника из местной администрации. Анжела Разманова политкорректно завершает нашу беседу:

— Сейчас были выходные. Я думаю, что они придут.  

Материалы по теме
Мнение
14 июл
Максим Верников
Максим Верников
Назначение тренером сборной России по футболу Черчесова говорит о кадровом дефиците в РФС
Мнение
16 июл
Алексей Машкевич
Алексей Машкевич
А вы давно были хоть на какой-нибудь выставке?
Комментарии (3)
или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий, как зарегистрированный пользователь.

Самое странное в Сыктывкаре, как мне кажется, стела на пересечении Коммуны и Октябрьского. Как только её не обзывали... Но если посмотреть на неё со спутника, например... Жуть!

Редактору:

http://synonymum_ru_en.academic.ru/47230/Стелла

http://synonymum_ru_en.academic.ru/29883/стела

Век живи - век учись! Надо всё же ясно понимать, что именно стоит в центре города :)

мнениё
9 ноя 2014 22:19

Бюджет освоили. Бабло попилили. И славненько.

Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
СыктывкарКомиКультура
Хватит читать
Москву!
Хватит читать Москву!
Подпишись на рассылку
о настоящей жизни в российских
регионах
Подпишись на рассылку о жизни в регионах
Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных
ПРОДОЛЖАЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ САЙТОМ,
ВЫ ПОДТВЕРЖДАЕТЕ, ЧТО ВАМ УЖЕ ИСПОЛНИЛОСЬ 18 ЛЕТ
ПРОДОЛЖАЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ САЙТОМ, ВЫ ПОДТВЕРЖДАЕТЕ, ЧТО ВАМ УЖЕ ИСПОЛНИЛОСЬ 18 ЛЕТ
Нам нужна ваша поддержка
Мы хотим и дальше давать голос тем, кто прямо сейчас меняет свои города к лучшему: волонтерам, предпринимателям, активистам. Нас поддерживают благотворители и спонсоры, но гарантировать развитие и независимость могут только деньги читателей.
Ежемесячно
Разово
Сумма
100
200
500
1000
2000
Нажимая на кнопку «Поддержать» вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Отправить сообщение об ошибке/опечатке
× Закрыть
Ваше сообщение было отправлено администратору. Спасибо за вашу внимательность!