Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Коми
  2. Чиновники из Коми готовы поддержать часть рекомендаций «Гринпис России», которые помогут остановить нефтеразливы

Чиновники из Коми готовы поддержать часть рекомендаций «Гринпис России», которые помогут остановить нефтеразливы

Подготовленные экологами предложения и поправки в законы планируется направить в Госдуму РФ

Максим Поляков
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Министерство природных ресурсов и окружающей среды Коми поддержало рекомендации «Гринпис России» и «Комитета спасения Печоры» по борьбе с нефтяными разливами. Однако не все 17, которые изначально предлагали экологи и общественники, а «только самые проработанные». В ближайшем будущем их обсудят депутаты Госсовета региона, после чего они будут переданы в Госдуму России в виде законопроектов. Об этом по итогам круглого стола в Усинске, который состоялся вчера, заявил заместитель министра природных ресурсов и окружающий среды РК Роман Полшведкин. Во время него стали известны некоторые интересные детали. Например, то, что рядовые сотрудники «ЛУКОЙЛ-Коми» иногда предпочитают не сообщать о нефтеразливах руководству компании из-за страха быть уволенными. Кроме того, чиновники признались, что не всегда оперативно реагировали на информацию о загрязнении почвы и рек.

Фото «Гринпис России»

Круглый стол в Усинске стал одним из самых важных пунктов проекта Гринпис «Нефтяной патруль». Уже более полутора недель активисты и волонтеры организации ищут и ликвидируют нефтеразливы недалеко от города. Однако, по их же словам, «уборка» — это лишь повод поговорить о борьбе с загрязнением окружающей среды. Именно поэтому «Гринпис России» и «Комитет спасения Печоры» предложили на круглом столе обсудить с чиновниками, представителями отрасли и общественниками пробелы в законодательстве, благодаря которым добывающие компании продолжают «лить нефть» на чистую землю.

Первым на круглом столе выступил руководитель энергетической программы «Гринпис России» Владимир Чупров. Он рассказал о 17 рекомендациях экспертов по борьбе с нефтеразливами, которые вошли в доклад общественной организации. Подробно о нем Чупров рассказал неделю назад в интервью «7x7».

Все поправки поделены на пять блоков, которые касаются предотвращения разливов (стимулирование компаний заменять изношенные трубы), информирования о ЧП надзорных органов, фиксации разлива (установление площади, объема пролитой жидкости и другое), подсчета ущерба, а также компенсации и рекультивации.

Заместитель министра природных ресурсов и окружающей среды Коми Роман Полшведкин в своем выступлении подчеркнул, что нефтяные компании «утаивают реальное положение дел». Кроме того, в Ухтинском и Сосногорском районах борьба с последствиями нефтеразливов ведется не так хорошо, как в Усинском районе.

— Порывы и объемы занижаются, а устранение последствий затягивается. Это наглядно подтвердила проверка, проведенная межведомственной комиссией [прошла в том числе в Ухтинском и Сосногорском районах]... Информация о разливах не была доведена до надзорных органов. И самим предприятием не было принято никаких мер к устранению этих разливов. Удивляет подход. Если в Усинском районе «ЛУКОЙЛ-Коми» знает и умеет реагировать, то почему в Ухтинском районе этого не происходит. Как будто на другой планете живет Ухта, — отметил Роман Полшведкин.

По официальной информации, уже в этом году в республике произошло 15 инцидентов при добыче нефти. В окружающую среду попало почти 17 тыс. кубометров нефтесодержашей жидкости, а площадь загрязнения превысила 65 тыс. квадратных метров. Такой большой объем в основном связан с крупным пожаром в резервуарном парке «ЛУКОЙЛ-Коми» в конце мая.

Именно поэтому Роман Полшведкин поддержал ужесточение наказания за сокрытие информации о разливах.

— Вчера попали «Северные ведомости» в самолете. Небольшая выдержка оттуда. Это архивная справка 1943 года Ухтинского НПЗ. По сути — приказ. В ней говорится о том, что двое рабочих — один вольнонаемный, другой заключенный — допустили при заливке резервуара разлив нефти около 500 килограмм. И о тех наказаниях в 1943 году. «Вольнонаемный — объявить строгий выговор и взыскать компенсацию ущерба за 200 кг нефти. Заключенный — арест на 10 суток и взыскать компенсацию ущерба за 300 килограммов нефти и лишить дополнительной пайки на месяц». Вот такие суровые законы по отношению к конкретному лицу были тогда, — рассказал Роман Полшведкин.

По словам чиновника, сейчас изношенность нефтепроводов составляет около 70%, а их модернизация ведется низкими темпами. Именно поэтому Минприроды предлагает принять поправку в закон, которая бы обязывала компании проводить инвентаризацию трубопроводов один раз в три года.

Региональные власти, в свою очередь, также будут помогать нефтяникам во время ЧП. Сейчас создается резервный фонд технических средств и необходимого оборудования для локализации и ликвидации аварий на объектах нефтедобычи, который будет находиться в Усинске. По словам Романа Полшведкина, он будет применяться в тех случаях, когда сил и средств компаний будет не достаточно.

Чиновнику задали вопрос о том, почему Минприроды РК не всегда своевременно реагирует на информацию о разливах.

— Да, просчеты были. И это признается, — не стал выкручиваться Роман Полшведкин.

В заключение заместитель министра оценил подготовленный «Гринпис России» доклад с 17 рекомендациями:

— Давайте будем реалистами. Внести пакет из 17 поправок не получится, потому что есть много вопросов к тем предложениям, которые дает Гринпис в части технической безопасности производственных объектов, в части информирования. Детально надо прорабатывать вопросы с методиками расчета ущерба. По жестким трем-пяти позициям мы имеем вполне схожие взгляды.

С этим мнением не согласился заместитель Росприроднадзора по Коми Исламудин Астарханов.

— В целом мы полностью поддерживаем то видение проблем, которое поднимается и которое продемонстрировало сегодня Гринпис практически по всем 17 пунктам, — отметил сотрудник надзорного ведомства.

Затем слово дали представителю компании «ЛУКОЙЛ-Коми» Александру Баженову. Он рассказал, что затраты компании в 2000-х годах на экологию Коми и Ненецкого автономного округа превысили 5 млрд руб. А за последние четыре года значительно возросли. Нефтяники уже восстановили более 1250 гектаров нарушенных и загрязненных земель и сейчас опережают свой график рекультивации. По программе на 2014-2018 годы запланировано строительство новых полигонов по переработке нефтешламов и увеличение объемов переработки, установка новых труб.

Когда Александр Баженов закончил свое выступление, несколько человек из зала задали ему вопросы, ответить на которые, как оказалось, он толком не смог.

— Тут было сказано, что в Коми 70% трубопроводов устарело. Шла речь о всех компаниях. А у «ЛУКОЙЛа» какой процент устаревших, а, по сути, не пригодных [к эксплуатации] труб? — спросила представительница Гринпис.

— По сути, не скажу. Труба стареет каждую секунду, — начал было уходить от прямого ответа нефтяник.

— А как вы определяете, устарела она или нет? Почему происходят все время разрывы, а вы не заменяете трубы? — настаивала на конкретном ответе девушка.

— Слово «устарело» немножко неправильное. У нас есть программа. В нее включаются 137 километров труб за год только по Усинскому району. Как попадают туда эти трубы?.. — Александр Баженов снова стал говорить общими фразами.

— А можно вопрос. 137 километров... А какой процент изношенности? Чтобы понимать, на каком этапе вы начинаете реконструкцию? — уточнили вопрос из зала.

— Сейчас... — после паузы сказал коллега Баженова.

— Вы же опирались на конкретные данные, когда составлялась программа, — продолжали бомбардировать вопросами сотрудников «ЛУКОЙЛ-Коми».

— Программа составлялась... Туда включаются аварийные участки, которые были выявлены внепланово. Сегодня хотелось сказать, что на 2015 год по программе реконструкции трубопроводных систем около 5% от общего числа трубопроводных, а общее — это 6100 километров, — снова сотрудники нефтяной компании стали сыпать цифрами, не совсем относящимися к сути вопроса.

— Спасибо, ответа я не услышал, — резюмировал Роман Полшведкин. — Надо полагать, что это 80% и выше.

Также представителей «ЛУКОЙЛ-Коми» попросили прокомментировать слова сотрудников Минприроды РК и Росприроднадзора о том, что нефтяные компании скрывают разливы, а их фактическое количество значительно больше, чем на бумаге.

— Информация о нефтеразливах передается, на мой взгляд, в полном объеме, — начал было оправдываться нефтяник, но потом сам же опроверг свои слова. — Признаться честно, не вся информация доходит до руководства компании.

— А почему?

— Мы над этим работаем ежедневно, совершенствуем систему оповещения. Что касается «Усинскнефтегаз», то сотрудники находятся под угрозой увольнения за непредоставление информации.

— Правильно ли я поняла, что рядовые сотрудники не сообщают о разливах своему руководству?

— Такое бывает.

— А почему? Они боятся, что их накажут? В чем несовершенство этой системы?

— Да, возможно, они боятся на местах. Мы занимаемся этой проблемой. Наличие нефти на почве — это результат зачастую действий сотрудников, которые занимаются обслуживанием трубопроводов.

Руководитель комитета по охране окружающей среды Усинска Татьяна Новоскольцева призвала вернуть экологическую экспертизу, которая ранее проводилась перед строительством нефтепроводов.

— Раньше проекты по строительству нефтепроводов проходили у нас, и мы обязательно туда втыкали демонтаж трубопроводной системы. Строишь нефтепровод — демонтируй нефтепровод. А сейчас у нас происходит так: построили нефтепровод... и забываем о нем окончательно и бесповоротно. Труба лежит, гниет и течет. А потом нефтяники бегают и говорят, что у нас нет отказов. Этот вопрос серьезный, — отметила Татьяна Новоскольцева.

В заключение круглого стола Роман Полшведкин заявил, что самые проработанные инициативы Гринпис будет рассмотрены в Госсовете Коми, после чего их направят в Госдуму России. Организаторы мероприятия в течение 10 дней будут принимать предложения от экспертов и населения о поправках в проект резолюции круглого стола.

Читатели «7x7» могут отправить добывающим компаниям письмо с просьбой убрать уже имеющиеся нефтяные разливы и не допускать их впредь: http://bit.ly/1r0c8RU


* * *

РЕЗОЛЮЦИЯ

Круглого стола на тему:

«Совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующие вопросы,

связанные с загрязнением окружающей среды нефтью,

нефтепродуктами и другими токсическими веществами при добыче и

транспортировке нефти и нефтепродуктов»

г. Усинск

19 августа 2014 года

Заслушав и обсудив информацию, участники Круглого стола в лице

представителей органов государственного надзора в области охраны окружающей

природной среды, органов власти, нефтяных компаний и общественных организаций,

пришли к выводу о нижеследующем:

— добыча нефти в силу ряда факторов сопровождается значительными потерями

нефти в результате аварий на нефтепроводах, которые могут вести к негативным

экологическим и социальным последствиям;

— проблема нефтеразливов носит системный характер, и ее решение может быть

обеспечено в том числе через совершенствование нормативно-правовой базы,

регламентирующей вопросы, связанные с загрязнением окружающей среды нефтью;

— существующая нормативно-правовая база имеет ряд пробелов, устранение

которых может создать более четкие условия работы как для органов государственного

надзора, так и для нефтяных компаний, а также создать условия для предотвращения

социальных конфликтов, связанных с загрязнением окружающей среды.

Участники Круглого стола также пришли к выводу о необходимости налаживания

совместной работы между органами законодательной и исполнительной власти

регионального и федерального уровней, общественными организациями с целью

выработки предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы,

регламентирующие вопросы, связанные с загрязнением окружающей среды нефтью,

нефтепродуктами и другими токсическими веществами при добыче и транспортировке

нефти и нефтепродуктов.

Участники Круглого стола также пришли к выводу о необходимости поиска путей

взаимодействия между заинтересованными сторонами с целью оптимального

использования имеющейся нормативно-правовой базы, регламентирующей указанные

вопросы.

В рамках работы Круглого стола Министерство природных ресурсов и охраны

окружающей природной среды Республики Коми в лице его полномочного представителя

заявило о поддержке ряда предложений общественной организации Гринпис России в

части совершенствования нормативно-правовой базы, регламентирующей вопросы,

связанные с загрязнением окружающей среды нефтью, нефтепродуктами и другими

токсическими веществами при добыче и транспортировке нефти и нефтепродуктов, в том

числе:

— предложение о внесение изменений в статью 237 Кодекса Российской Федерации

от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ в части уточнения правоприменения этой статьи в отношение

сокрытия или искажения информации об авариях на нефте- и газопроводах; разливах

нефти и нефтепродуктов и так далее;

— введения требования комплексных и тактико-специальные учений, а также

тренировок с организациями нефтегазового комплекса по предупреждению и ликвидации

разливов углеводородного сырья до начала эксплуатации опасного производственного

объекта;

— предложение о делегировании отдельных полномочий между органами,

осуществляющими федеральный и региональный государственный экологический надзор.

В свою очередь Гринпис России поддержал ряд предложений Министерства

природных ресурсов и охраны окружающей природной среды Республики Коми с целью

совершенствования нормативно-правовой базы, регламентирующей вопросы, связанные с

загрязнением окружающей среды нефтью в части:

— усиления административного наказания за несвоевременное сообщение в

уполномоченный орган о факте попадания нефти в окружающую среду;

— усиления штрафных санкций за невыполнение предписаний по устранению

выявленных нарушений, требований законодательства в области природопользования;

— установления срока заключения договора на оказание услуг по предупреждению и

ликвидации последствий как минимум на 3 года, и с таким аварийно-спасательным

формированием (если не имеется собственного, созданного в установленном порядке),

который имеет квалифицированный персонал и достаточное количество специальной

техники;

— введения требования ежегодной проверки готовности к чрезвычайным ситуациям

с проведением учений к действиям по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

— введение требования осуществлять государственный экологический надзор в

отношении предприятий осуществляющих добычу и транспортировку, переработку и

хранение углеводородного сырья 1 раз в год.

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей природной среды

Республики Коми выразило готовность предложить ряд рассмотренных на Круглом столе

рекомендаций для формирования пакета законодательных инициатив от имени субъекта

Российской Федерации для его внесения в Государственную Думу Федерального

собрания Российской Федерации.

Участники Круглого стола рекомендуют направить настоящую резолюцию в

органы исполнительной и законодательной власти Республики Коми для ознакомления и

использования с целью принятия решений по проблеме нефтяных разливов.

Материалы по теме
Комментарии (3)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
20 авг 2014 18:28

И НИ СЛОВА О СТРАХОВАНИИ ОБЪЕКТОВ ОПАСНОГО ПРОИЗВОДСТВА??? Исламудин, Вы же 7 лет были межрайоным природоохранным прокурором Сыктывкара? Вы же в суде защитили парк на Димитрова? Почему на новой должности мышей не ловите?

20 авг 2014 18:32

Алексей, о страховании было только упомянуто. О том, что вопрос толком не обсуждался, вот тут говорит Владимир Чупров - http://7x7-journal.ru/item/46131

21 авг 2014 14:30

Максим, не могли бы Вы сделать интервью с Исламудином Астархановым? Я несколько раз был у него на приеме, убедил его в том, что Гайзер против Романа Зенищева и, в конце концов, добился обжалования прокуратурой в суде зеницевского разрешения на вырубку Дмитровского парка. Я к тому что Астарханов "держит нос по ветру".

Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
АкцииВластьГлубинкаГринписКолваКомиОбществоУсинскЭкологияЭкономика