Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Коми
  2. Проблемы есть, но гораздо важнее, как они решаются

Проблемы есть, но гораздо важнее, как они решаются

Блогер «7х7», член ОП РК Дмитрий Несанелис обсудил ситуацию вокруг ижемского конфликта с начальником управления региональных коммуникаций PR-службы ОАО «ЛУКОЙЛ» Владимиром Герасимовым

Дмитрий Несанелис
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Свою последнюю статью на Семерке («Мой ответ Чемберлену») я завершил доброжелательным упоминанием о Владимире Герасимове, которого считаю своим добрым приятелем. Мы тесно сотрудничали в 2009 – 2011 годах, когда я работал заместителем генерального директора ООО «ЛУКОЙЛ-Коми». Сейчас Владимир Герасимов работает начальником управления региональных коммуникаций PR-службы ОАО «ЛУКОЙЛ». Мы встретились с Владимиром Евгеньевичем ранним утром 4 июля и обсудили за чашкой кофе ситуацию вокруг ижемского конфликта, неоднократно освещавшуюся в последнее время «7x7». Полагаю, наша беседа может быть интересна тем читателям, которые следят за ижемскими (и — шире — социально-экологическими вообще) событиями.

Владимир Евгеньевич, судя по информации из СМИ и нашему личному общению, Вы в последнее время бываете в Республике Коми значительно чаще, чем раньше. Чем вызвано заметное повышение интереса к нашему региону?

Да, Дмитрий Александрович, Вы совершенно правы, мы стали бывать в Коми значительно чаще, чем раньше. Сегодня в нескольких муниципалитетах РК жители обеспокоены экологическими вопросами и обвиняют в их обострении нашу компанию. Чтобы наладить диалог и отделить правду от вымысла, мы провели несколько встреч представителей «ЛУКОЙЛа» с местными жителями, в которых я принял участие.

— Лично у меня складывается впечатление, что диалог идет очень не просто. И часто отнюдь не по вине ижемцев. Более того, перспективы этого диалога отнюдь не очевидны…

Согласен, непросто. Многие ижемцы, по-настоящему обеспокоенные судьбой муниципалитета и его жителей, пытаются найти и предложить конкретные решения непростых проблем, в том числе экологических. Но есть меньшинство, настроенное только на негатив, критику и конфронтацию. Они громче всех кричат и не готовы слышать здравые идеи другой стороны. Мы, со своей стороны, признаем наличие серьезных проблем, в частности, в Ижемском районе, которые надо решать. Но хочу подчеркнуть, не все из них имеют отношение к «ЛУКОЙЛу». Компания физически, морально и финансово не может решить все социальные проблемы в регионах своего присутствия. Это все-таки во многом задача властей.

Бываю часто по работе в Европе, общаюсь с представителями Еврокомиссии, Европарламента, с коллегами из иностранных компаний. Когда я рассказываю, что в России «ЛУКОЙЛ» строит школы, детские сады и спортивные центры, меня спрашивают, неужели  это такой прибыльный бизнес? Они искренне не понимают, почему частная компания реализует задачи, которые находятся в компетенции государства.

Именно по этой причине в республику прилетели депутаты Государственной думы Александр Борисович Василенко и Леонид Анатольевич Огуль. Они откликнулись и готовы энергично помочь населению и региональным властям. Если более конкретно, то депутаты ГД РФ готовы поддержать усилия региональных властей по включению проблемных пунктов в федеральные целевые программы. Это позволит заметно увеличить финансирование в сфере здравоохранения, образования, обеспечения доступным жильем. Ведь мы хорошо знаем, что многие проблемы подчас не решаются из-за недостаточно налаженных отношений центра и региона.

— Ваше сравнение с Европой не кажется мне слишком убедительным. Там совсем другая ситуация с налогами, принципами отношений власти и бизнеса, соблюдением экологических норм и так далее. Впрочем, здесь не может быть единой точки зрения, конечно. Возвращаясь к нашей теме, мне все же представляется, что состоявшиеся встречи не добавили конструктива в отношениях между «ЛУКОЙЛ-Коми» и ижемцами.

Полагаю, это не совсем так. Действительно, диалог затягивается, так как, с моей точки зрения, некоторые его участники предпочитают заниматься не поиском компромиссных решений, а явным самопиаром. Тем не менее это не должно мешать общему диалогу и поиску согласия.

— Откровенно говоря, мне кажется, что «ЛУКОЙЛ-Коми» создал своим руками некоторые очевидные трудности, которые теперь приходится «героически преодолевать». Они заключаются в очевидных сбоях — как в отношениях с региональными властями, так и с общественными организациями. Хотя последние, конечно, не свободны от ошибок и просчетов. Но вот последний конкретный пример — немотивированная, как мне кажется, отмена общественных слушаний… Да еще в последний момент. Жители Ижемского района, конечно, болезненно реагируют на такие вещи.

Хочу внести уточнение. Слушания не отменены, а перенесены. Ижемцы очень обеспокоены экологическими проблемами. Однако мы не являемся профессиональными экологами. Поэтому не всегда можем дать оперативный ответ на специальные вопросы. Когда нам не хватает информации и квалификации, мы часто испытываем страх перед тем, чего не понимаем. Необходим удобный формат для информирования людей о том, что действительно происходит, какая практика установилась в стране, какие законодательные нормы ее определяют.

В конце мая я встречался с инициативной группой в Сыктывкаре, и мы договорились провести круглый стол по экологическим вопросам. Проводить общественные слушания не имело смысла — сначала нужно наладить диалог, обеспечить обмен информацией и разъяснить узкоспециализированные вопросы, чтобы избавиться от страха и непонимания. Когда эти страхи уйдут, уверен, что мы успешно проведем общественные слушания и найдем формы взаимовыгодного сотрудничества с ижемцами.

— Владимир Евгеньевич, согласитесь, вопросы экологии в последнее время получили мощное общественно-политическое звучание. И это абсолютно правильно, законно и справедливо. Люди хотят питаться нормальными продуктами, пить чистую воду, гулять по лесу, не обезображенному свалками. И к нефтяникам «ЛУКОЙЛ-Коми» в этой связи  есть много вполне законных вопросов. Вы согласны с этим или считаете, что это тоже чей-то «самопиар»?

Дмитрий Александрович, вы сами работали в компании и знаете, что абсолютно любое производство оказывает отрицательное влияние на окружающую среду. Как справедливо говорит один мой друг, директор НПЗ, завод должен работать в рамках законодательства и экологических стандартов страны, но это не значит, что он должен пахнуть апельсинами. Не хочу сказать, что экологических проблем нет, это неизбежно, и вряд ли стоит здесь ломать идеологические копья. Проблемы есть, конечно, но гораздо важнее, как они решаются.

— Так в этом-то все и дело. Экологические активисты «Комитета спасения Печоры», «Изьватас», других общественных объединений подчеркивают, что острые экологические проблемы не решаются или же решаются неправильно, непоследовательно, а многие негативные факты замалчиваются. Жители справедливо требуют наказать виновных.

Для контроля за этим существуют специально уполномоченные органы. В случае нарушений они передают материалы в природоохранную прокуратуру, которая и должна принимать меры.

— Люди ей, вероятно, не очень доверяют. И Вы знаете это не хуже меня…

— Это вопрос точно не к нашей компании и вообще не к нефтяникам! Кстати, об экологии. После предыдущего визита в Коми депутата ГДРФ Леонида Огуля, по нашим производственным объектам в регионе проехала ВООП. И была сделана их тщательная экологическая экспертиза. Результаты нам пока не известны, но уверяю, что все сформулированные экспертами рекомендации будут обязательно учтены.

— Опыт показывает, что такой оптимизм несколько преувеличен, впрочем, время покажет. Возвращаясь к теме социальной обеспеченности: как получается, что люди живут в таких условиях, когда их сосед — одна из крупнейших международных вертикально-интегрированных нефтяных компаний?

Согласен, не один раз был в Ижемском районе и сам видел, в каком состоянии находятся объекты социальной сферы. Но хочу напомнить, что главное обязательство компании перед государством и обществом — платить налоги. Именно из них, хочу это специально подчеркнуть, власти должны изыскивать средства для реализации социальных программ.

«ЛУКОЙЛ-Коми» за 2013 год выплатило налогов на общую сумму свыше 55 миллиардов рублей. Помимо этого, по доброй воле руководства Компании в Коми реализуется ряд значимых социальных проектов в рамках соглашения между «ЛУКОЙЛ» и Республикой Коми, а также в рамках соглашений «ЛУКОЙЛ-Коми» с муниципалитетами. На все это ежегодно тратится порядка 200 миллионов рублей. Убежден, что и Глава Республики В. М. Гайзер, и его заместитель К. Ю. Ромаданов, которые курируют эти проекты, направляют их на решение первостепенных задач, стоящих перед республикой.

— Но мы ведь с Вами понимаем, что современные межбюджетные отношения таковы, что львиная доля налогов уходит в федеральную казну. Правильно это или нет — вопрос особый. Но «ЛУКОЙЛ» и другие компании играют, конечно, по тем правилам, который сформировала федеральная власть. Как известно, «закон суров, но это закон». И понятно, что такие крупные игроки, как «ЛУКОЙЛ», в этой ситуации вынуждены как-то компенсировать налоговую диспропорцию. Но до жителей села Краснобор, например, по их словам, из лукойловских социальных денег практически ничего не доходит. Они, насколько я знаю, обратились к компании с просьбой заключить отдельное соглашение. Что по этому поводу думают в Москве и в Усинске?

Вы хорошо знаете, несомненно, что в Компании существуют единые правила и стандарты по работе в области благотворительности. Сейчас существуют соглашения с муниципалитетами РК и, в частности, с Ижемским районом на этот год, в рамках которого реализуются проекты на сумму более 10 миллионов рублей. По просьбе администрации района основной объем этих средств будет направлен на строительство наплавного моста через реку Ижма.

В то же время на встрече в Сыктывкаре с предпринимателем О. М. Терентьевым и депутатом ижемского муниципального совета Н. В. Рочевым мы договорились, что при подготовке соглашения на 2015 год уделим особое внимание именно Краснобору.

Компания также готова искать дополнительные формы сотрудничества, но для этого надо сначала наладить устойчивый диалог с населением. На ближайшее время запланирована встреча по экологии, которая, надеюсь, даст исчерпывающие ответы на вопросы жителей и устранит страх и недоверие. Если мы сумеем снять эту проблему, то немедленно перейдем к решению других насущных вопросов.

— Мне кажется, что следует демонстрировать не только «готовность», но и  подкреплять ее более конкретными предложениями. Впрочем, главное, конечно, это искренне желание улучшить ситуацию в Ижме (и не только в ней) вообще и общественный климат там в особенности. Желаю успехов в этом благородном деле. Позвольте поблагодарить за интересную беседу и выразить надежду на дальнейшее внимание к нашему интернет-журналу.
 

Материалы по теме
Мнение
16 марта
Анастасия Буракова
Анастасия Буракова
Власти РФ ведут кампанию по запугиванию людей перед 17 марта
Мнение
6 ноября 2023
Светлана Шмелёва
Светлана Шмелёва
Провели в Черногории акцию «Возвращение имен»
Комментарии (20)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
8 июл 2014 16:14

Было бы удивительно, если бы я тут ничего не написал.
Интересно, кто нибудь в ЛУКОЙЛ, просто по человечески может сказать - "ребята, извините, мы больше не будем гадить"?
Вот эта схема не изменилась с 2003 года: мы платим налоги, занимаемся благотворительностью (читать - помогаем убогим), а о том как мы и что нарушаем у вас тут судить не вам, а компетентным органам.
И где в этой схеме готовность говорить с аборигенами ? О чём, кроме бус?

Иван, Вы совершенно правы. Серьезной готовности к долгосрочному и уважительному диалогу со стороны ЛУКОЙЛа ( в особенности же ЛУК - Коми, конечно!) я тоже пока не вижу. Не смотря на все уважение к Владимиру Герасимову и его коллегам...

8 июл 2014 17:08

Я даже усугублю ситуации. Мне представляется в этой схеме, что разливы нефти даже выгодны региональным и местным властям (можно больше попросить в договорах о соцпартнёрстве).
Я согласен с Герасимовым в одном - ничего кроме налогов и соблюдения природоохранного законодательства ЛУКОЙЛ никому не должен. А уж нарушили - штрафы и возмещение ущерба.
Но наверно в первой схеме. с договорами соцпартнёрства (не будем забывать, что ЛУКОЙЛ - коммерческая компания) убытков меньше.
Темы для диалога? ну вот например:
Когда то очень давно кто-то из лукойла коми предлагал ставить общедоступные онлайн камеры на проблемных объектах.
Это относительно недорого. Заботитесь о тайне? Хорошо. Заявили о разливе нефти (информация о состоянии окружающей среды, ЧС не может составлять коммерческую тайну), влепили на дерево камеру (хотя бы от какого нибудь сотового оператора в пределах действия сети) и пусть народ наблюдает за ходом ликвидации разлива. Кто вас потом обвинит в сокрытии?

8 июл 2014 17:41

Спасибо огромное Дмитрию Несанелису за первое содержательное интервью с действительно ответственным лицом, имеющим полномочия по налаживанию диалога Компании с местным сообществом!

8 июл 2014 17:45

А КОГДА И ГДЕ ЗАПЛАНИРОВАН КРУГЛЫЙ СТОЛ ПО ЭКОЛОГИИ? Когда и где будет размещен анонс о проведении встречи?

8 июл 2014 17:54

Дмитрий Александрович! Прошу использовать ресурс 7х7 для максимально возможной прозрачности диалога Лукойл Коми с местным сообществом. Полагаю, что кулуарными и сепаратными переговорам "Лукойл- Коми" не сможет "устранить страх и недоверие". Ижемцы обоснованно не доверяют приглашенным депутатам Госдумы , один из которых является акционером Газпрома и второй - работником Лукойла, то есть персонами, заинтересованными в определенном исходе дела. Представители ВОПП так же изначально дискредитированы своим непрофессионализмом и участием в политических экологических компаниях. А сенатор Цибко - председатель ВООП- на днях лишен неприкосновенности по подозрению в получении многомиллинных взяток. КАК МОЖНО ИМ ДОВЕРЯТЬ???

8 июл 2014 18:08

Для налаживания диалога в данной ситуации необходима третья сторона.
Уверен, что планируемый круглый стол имеет шансы стать примирительным и снимающим недоверие только в случае его соорганизации экологическими некоммерческими сообществами, неаффилированными с государством и ТНК, а именно Гринпис и Комитет спасения Печоры. Профессиональные экологи должны быть приглашены "Лукойлом" именно к соорганизации круглого стола, а не только "изложить свою точку зрения". Встреча в Усинске, организованная Лукойлом, стала провальной. и круглый стол, подобный усинскому, не повысит шансов проектам "Лукойлу" "пройти" общественные слушания в Красноборе и Щельяюре. А в идеале круглый стол должны организовать местное сообщества и независимые экологи в Ижемском районе и пригласить Лукойл на нее.

Алексею Семенову: Алексей, спасибо на добром слове. Очень надеюсь, что настоящий, содержательный круглый стол по очень конкретным и понятным социально - экологическим вопросам удастся организовать до середины августа. Владимир Герасимов и его коллеги (верю и надеюсь!) из большого ЛУК к диалогу готовы. Я предложу свое видение повестки дня, ее можно и нужно будет уточнять и дорабатывать с Вашим участием, Ивана Иванова, лукойловских сотрудников. Уверен, при правильной подготовке многое получится!!!

8 июл 2014 21:42

Дмитрий Александрович!
Правильно ли я понял, что Вы получили некие полномочия от Владимира Евгеньевича на подготовку круглого стола? Если да, то считаю необходимым публично обсуждать персональный состав участников, повестку и формат мероприятия. Семерка для этого идеально подходит :)

Алексей, добрый вечер! Мы встречались с Владимиром Евгеньевичем 4 июля в Москве. И оба высказались в пользу проведения круглого стола по социально - экологической проблематике. Первым шагом здесь стала наша беседа, опубликованная на Семерке. Согласен с вами, Семерка - оптимальная площадка для подготовки мероприятия. В ближайшие дни изложу свое видение круга участников. Уверен, в обсуждении повестки и круга участников активное участие примет и В.Е.Герасимов. Очень рассчитываем на Ваше участие, а также представителей Комитета и Изьватас.

Владимир Уляшев
8 июл 2014 22:45

"Ваше сравнение с Европой не кажется мне слишком убедительным. Там совсем другая ситуация с налогами, принципами отношений власти и бизнеса, соблюдением экологических норм и так далее."

- ! Не в бровь, а в глаз!
но можно было, Димитрий, и пожестьче задеть... Уж очень он похож на софиста.
"Я конечно убил человека, но я исправно плачу налоги, хожу на выборы, сдаю кровь День донора и трех бабушек перенес через дорогу. - Какие еще вопросы ко мне могут быть?!"


"завод должен работать в рамках законодательства и экологических стандартов страны, но это не значит, что он должен пахнуть апельсинами"

- Проверено! Ваше лук-гАвно не пахнет апельсинами.
Здесь Вы правы.


Молодец пиармен.
Отрабатывает свою зарплату.
как же тут без ЛУКавства?!!

Владимир Уляшев
9 июл 2014 08:18

"На ближайшее время запланирована встреча по экологии, которая, надеюсь, даст исчерпывающие ответы на вопросы жителей и устранит страх и недоверие."

- Встреча и исчерпывающие ответы на вопросы жителей - сие есть хорошо.
Только вот... устранять следует не "страх и недоверие" (чего нет - вранье и подмена).
Устранять следует жадность, сверхнаглость и презрение к простым людям
(одним словом - гАвнистость.).

Круглые столы - это хорошо.
Только не надо забывать, что убалтывают они любого и профессионально! -"наши миллиарды налогов в бюджет", "соцпакет", "экологические проекты", "десятки бабушек через дорогу", ...

Так что оборона (и наступление) против ЛУК-овцев должна быть эшелонированной.
И резервы... резервы! под рукой для быстрого реагирования и контрударов.
Побеждать же - маневром!
И настойчивостью.

Дмитрий Александрович, хотелось бы надеяться, что, публикуя это интервью с господином Герасимовым, Вы руководствовались благими намерениями. Только вот, к сожалению, из слов интервьюируемого видно, что он и его компания, соответственно, так и не поняли или не захотели понять, в чем именно состоят претензии к ним местных жителей. В интервью господин Герасимов вновь говорит о больших налогах, перечисляемых компанией в бюджет, о том, что социальные объекты – это забота государства, а не компании (и в этом он совершенно прав, кстати). Но когда речь заходит о главном аспекте недовольства и претензий местных жителей – о том, что компания работает грязно, что количество аварий не уменьшается, что факты нефтезагрязнения любыми путями скрываются, и т.д. – интервьюируемый ограничивается красивой фразой о запахе апельсинов.
«Завод должен работать в рамках законодательства и экологических стандартов страны, но это не значит, что он должен пахнуть апельсинами. Не хочу сказать, что экологических проблем нет, это неизбежно, и вряд ли стоит здесь ломать идеологические копья». Но в том-то и дело, что ЛУКОЙЛ не соблюдает законодательства и экологических стандартов страны. И этому есть масса примеров. Ну и, конечно, очень многие из тех экологических проблем, которые на территории республики рождает и «наращивает» ЛУКОЙЛ, - совсем не неизбежны. Просто эти проблемы не волнуют компанию, и она не собирается их решать или решает неэффективно. Но именно эти проблемы, и в первую очередь они, волнуют сельчан, вынужденных жить в районах нефтедобычи.
Господин Герасимов говорит о желании «наладить диалог и отделить правду от вымысла». Но что он называет вымыслом? Почему же в таком случае ни в этом интервью, ни во время встреч с населением он и его коллеги так и не опровергли ни одного факта из представленного перечня нарушений законодательства, допускаемых компанией?

Впрочем, Иван Иванов и Владимир Уляшев уже высказались тут по этому поводу. Я полностью солидарна со словами Ивана: «Интересно, кто- нибудь в ЛУКОЙЛ просто по-человечески может сказать: "Ребята, извините, мы больше не будем гадить"? …схема не изменилась с 2003 года: «мы платим налоги, занимаемся благотворительностью (читать: помогаем убогим), а о том, как мы и что нарушаем у вас, тут судить не вам, а компетентным органам». И где в этой схеме готовность говорить с аборигенами? О чём, кроме бус?».

Так вот, я со словами Ивана согласна, поэтому не стала бы, наверное, писать сейчас всё это, если бы на сайте «Эхо Москвы» не появилась публикация некоего Алексея Мухина, директора московского «Центра политической информации», под названием «Скажи мне, кто твой друг... Гайзер и экологи».

Не знаю, знаете ли Вы об этой публикации, Дмитрий Александрович. Но больше нигде, кроме как в опубликованном Вами интервью Герасимова, автор не смог бы найти даже намёка на ту бредовую мысль, которую он положил в основу своего поста, превратив её уже в утверждение: Комитет спасения Печоры продался, пошел на компромисс с ЛУКОЙЛом в целях предвыборной поддержки Гайзера. Есть в посте г. Мухина и ссылка на «7х7» и даже утверждение, что первый заместитель Гайзера Алексей Чернов…финансировал сделку по покупке 27% ООО «Вектор-7», владеющего этим Интернет-ресурсом.

Только причем здесь Комитет спасения Печоры, который не имеет абсолютно никакого отношения ни к вашему интервью, ни тем более к предвыборной компании Гайзера и покупке кем бы то ни было акций «семерки»?!

Так что пока Ваши благие намерения, Дмитрий Александрович, привели к появлению лживых обвинений в "экологическом рейдерстве" в адрес Комитета спасения Печоры. Надеюсь, что произошло это всё же без Вашего прямого участия.

Владимир Уляшев
9 июл 2014 23:25

Я там ответил тому мил человеку
("СКАЖИ МНЕ, КТО ТВОЙ ДРУГ... ГАЙЗЕР И ЭКОЛОГИ"):

"Да нет!
ты, милок, сам нам скажи кто ты есть на самом деле?
И чей заказ Вы отрабатываете? на чьи деньги ужинаете и танцуете?

И с какой стати ГЕН.ДИРЕКТОР "ЦЕНТРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ" заинтересовался вдруг далекой Республикой Коми?!
И смотрите! как он владеет информацией! - как будто в деревнях Ижемской глубинки живет с редкими выездами в местный Центр - Усинск!

Не будете же Вы, мил человек, утверждать, что нефть на Ижме нюхали?!
Не будете же Вы, мил человек, утверждать, что Вы есть глубокий СПЕЦ по Коми?!
Наверное, нет?!

И не будете же Вы отказывацца, что Вы просто выкладываете информацию, которую Вам, уважаемый, слили?
И не будете же Вы отказывацца, что Вы просто отрабатываете деньги? - ничего личного! Так ведь?
И не будете же Вы отказывацца, что Вы просто отрабатываете деньги ЛУК?
Нет, не надо такое выразительное выражение морды лица делать. - Отрабатываете.
И с предоплатой, и с премиальными.
Так зачем же изображать из себя невинные глазенки девочки-целочки?

Кстати, Мерзляков - Ваш псевдоним? Или, просто, в одной ведомости по зарплате подписываетесь?

________________________________

Нет.
Я - не в команде Гайзера.
Я - не правозащитник. И даже - не еврей.
Я - простой коми крестьянин.
Которому надоело наглое ворье.
И продажные душонки вроде Вас.

(я б и другими словами мог бы Вас и Ваших "подзащитных" ... "облагородить". - И прямо в лицо высказать, и в морду...)

лукойл будет раздавлен!"

Многоуважаемая Валентина Томасовна!
Я абсолютно возмущен наглой ложью и бесстыдной демагогией политолога Мухина, которого считал раньше относительно приличным человеком. Завтра я опубликую на Семерке свой официальный пост по этому поводу. Более мерзкого материала, чем мухинский, не читал уже давно.

10 июл 2014 00:08

А не позвать ли Алексея Мухина в суд?

Звать можно, но выиграть, наверное, нельзя...
А судьи кто?!!

Алексею Семенову: Алексей, я над этим думаю. Завтра Семерка опубликует мой ответ Мухину и тогда, полагаю, суд станет просто неизбежным...

10 июл 2014 01:09

Прочитала опус Мухина http://www.echo.msk.ru/blog/alexeymukhin/1356368-echo/#comments
Г-н Мухин явно подрядился к выборам на стороне кого-то из антигайзеровских кандидатов. Намешал все в кучу, притянул к выборам Комитет спасения Печоры (который всегда дистанцировался от выборов) и облил грязью порядочных людей. А что ему бояться? В Коми, как я понимаю, Алексей Мухин не живет, поэтому в подворотне его не побьют и в морду вряд ли плюнут: далековато. Зато фамилию беспринципного политолога-директора тут надолго запомнят. Мухинизм грязен, вонюч и нерукопожатен.

Правильно, Тамара Дармидонтовна, он именно нерукопожатен. Но дать Мухину по морде, хотя бы интеллектуально, вполне возможно. Я завтра сделаю это на Семерке

Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
КолваКомиЭкология