Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Коми
  2. В Коми оценят роль принудительного труда заключенных ГУЛАГа в развитии севера

В Коми оценят роль принудительного труда заключенных ГУЛАГа в развитии севера

II Международная научная конференция на эту тему начала работу в Сыктывкаре и продолжится в Воркуте

Ярослава Пархачева
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

В Коми начала работу II Международная научная конференция на тему «История развития северных регионов России: принудительный труд в ГУЛАГе». Ее открытие и пленарное заседание прошли 15 октября в главном корпусе Сыктывкарского госуниверситета.

Фото Ярославы Пархачевой

Тема очень важна, и сегодня в ней остается много проблемных вопросов для обсуждения, заявил в приветственном слове первый проректор СыктГУ Александр Павлов.

Участников конференции приветствовал Епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим. Он отметил: репрессии в отношении православных священнослужителей представляют для него исследовательский интерес.

Никогда за всю историю человечества не было глумления над трудом. Труд всегда превозносился. А репрессии неразрывно связаны с исправительным трудом, который делает человека нравственнее, благороднее, — сделал вывод епископ. И привел пример своих поездок по бывшим местам высылок — в Печору, Абезь в Интинском районе, Мадмас, где видел, как на этих территориях постепенно появлялись заводы, крупные строения.

— Когда человек идет с богом и приобретает душевный и телесный опыт в труде — это и есть жизнелюбие и жизнеутверждение. А на западе сейчас прогрессирует мысль, что труд — это ничто; что можно заработать, сидя дома за компьютером, миллиарды. То есть там в основе не труд, а доллар. Уверен, что такие цивилизации будут обязательно уничтожаться. Страны эти подвергнутся большому экономическому кризису, — выразил мнение Владыка, сравнив труд с неким «оружием приобретения духовно-нравственного возрождения».

Председатель правления Фонда «Покаяние», историк Михаил Рогачев представил доклад «Исправительно-трудовой лагерь в Коми АССР: развитие системы и результаты деятельности». Только вот о результатах участникам конференции он предложил поразмыслить самостоятельно.

Заключенные исправительно-трудовых лагерей, появившихся в стране в 20-30 годы прошлого века, должны были самостоятельно «окупать» свое содержание в местах лишения свободы. Так что, помимо исправительных задач, в лагерях на первый план выходили еще и производственные.

В Коми АССР, по словам историка, было дислоцировано 20 ИТЛ, но более семи лагерей в регионе одновременно никогда не действовало.

— Когда я слышу, что через лагеря Коми АССР прошли миллионы заключенных, честно говоря, это замечание вызывает определенный скепсис. Мы не знаем, сколько прошло людей. Многие лагеря ассоциируются только с политическими заключенными и репрессиями. В Коми АССР доля политзаключенных была действительно самой высокой по стране, но она никогда не превышала 50 процентов и превысила только в послевоенное время, — пояснил историк.

Расцвет лагерной системы в Коми пришелся на послевоенные годы. Лагеря же формировались изначально как производственные комплексы.

— Здесь сложилась не совсем обычная ситуация: первый поезд пришел в Воркуту в 1941 году, это известно всем. А столица Коми АССР — город Сыктывкар — не имела железнодорожного пути до 59-60-х, — напомнил М. Рогачев.

Часто пишут, что в регионе все было построено заключенными. Вклад, по оценкам историков, в развитие промышленности республики лагерями к 39 году был не всеобъемлющим, но достаточно большим — 38 процентов. Это — по официальной статистике.

— Правда, я не могу сказать, каким боком была подсчитана эта цифра, потому что она не расшифровывается. И дальше приложена табличка, где идет разбивка по отраслям. И она довольно интересная. Лагеря к 39 году давали 98 процентов электроэнергии, 100 —  производство каменного угля, 100 — нефтедобычи, столько же нефтепереработки, 52 —  лесозаготовки, 57 — деревообработкий и 48 — производство кирпича. Самое интересное, что они даже производство обуви сюда включили — 30 процентов. Какие они там тапочки шили, это большая загадка, но это — официальная статистика, — добавил М. Рогачев.

Лагерная индустриализация, заявил историк, не привела к ожидаемым последствиям в Коми. Урбанизации к 39-му году не произошло. Социально-профессиональная структура к этому времени также не изменилась.

— Из 20 лагерей девять существовали менее пяти лет, а любая реорганизация — это лишние затраты сил и денег. Яркий пример тому — «мертвая» дорога Пинюг – Сыктывкар, которую строили два года, вложили в это миллионы и уехали. Миллионы, зарытые в землю, — сказал М. Рогачев.

Вывод, который сделал историк — лагеря были организованы бессистемно, «тянули» огромные расходы, а производительность труда заключенных была весьма низкой.

Оценивая эффективность экономической деятельности лагерей, историк сравнил это с забиванием гвоздя не молотком, а кирпичом: «Кирпичом забить гвоздь тоже возможно, но молотком быстрее и эффективнее».

— Так что вы сами судите, насколько была эффективной деятельность ИТЛ на территории Коми АССР, — заключил Михаил Рогачев.  

Кандидат исторических наук из Сыктывкара Николай Морозов в своем докладе рассказал о российских мобилизованных немцах.

До сегодняшнего вечера в университете проходили заседания молодежной секции и круглые столы. Завтра участники конференции выезжают в Воркуту. 

Материалы по теме
Мнение
26 марта
Сергей Илюхин
Сергей Илюхин
Как на самом деле учитывается мнение людей в Северодвинске
Мнение
7 апреля
Лев Шлосберг
Лев Шлосберг
Сто лет назад в Италии состоялись выборы, в результате которых к власти формально легальным путем пришли фашисты
Комментарии (8)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
222
15 окт 2013 20:26

Тема серьезная и безусловно вызывает сочувствие , но судя по павлову, который как мне кажется разрушает СГУ, в частности он разрушил юрфак, не имеет морального права даже присутствовать на таком мероприятии - это моё мнение!

Дорога в отличном состояни
15 окт 2013 22:09

Рогачев говорил неправду. Узкоколейная дорога на Пинюг до сих пор действует. Ездил в Подосиновский район Кировской области. Так вот , по этой дороге возят не только лес, она до сих пор в отличном состоянии. Был там 9 лет назад.

Вы оба сказали неправду. Данный комментатор потому, что перепутал узкоколейку с полноценной ж/л дорогой, которая была построена к 1941-му году Сыктывкар-Пинюг. В районе Мичуринского парка даже ещё сохранилась часть насыпи. Там же был вокзал.

А вот Рогачёв по какой причине вводит граждан в заблуждение?!.... Ему ли, как историку, не знать, что эта дорога была разобрана в 1942 году для строительства ж/л до Сталинграда, поэтому она перестала существовать. Согласитесь, большая разница между закопанными бессмысленно в землю, и отправленными рельсами на обеспечение фронта.

Который раз убеждаюсь, сперва на примере Сажина, потом Рудольфа, теперь Рогачёва. что политик убивает историка.....

Рогачев
15 окт 2013 22:59

Александр Федорович, вы что, с дуба рухнули? Уж простите за грубость, но такую чушь про дорогу Пинюг-Сыктывкар слышу впервые. По этой дороге опубликована куча документов (в интернете есть моя статья со всеми ссылками "Мертвая дорога"). В 1942 разбирать было нечего, потому что дороги не было. В 1932 на одном участке действительно уложили рельсы, тогда же их и сняли и вывезли в Карелию. Больше нигде рельсов просто не было. Заросшая лесом насыпь видна во многих местах. Ближайшие - около Выльгорта. Ну нельзя же так беспардонно врать! Или это все же (хочу надеяться) просто нелепая ошибка?
И на БНК вы про реабилитацию женщины, сидевшей за то, что выдала немцам коммунистов, загнули. Вы же юрист, не можете не знать, каков порядок реабилитации. По таким преступлениям никогда не реабилитировали. Могу, конечно, проверить. Но тогда хотя бы фамилию назовите.

" Вы же юрист, не можете не знать, каков порядок реабилитации. "

Вы же историк, Михаил Борисович, не можете не знать, о чём говорил отец Авраам с Гришкой-самозванцем на Литовской границе?

Господин Рогачёв, во первых, ни один историк не знает ВСЕЙ истории во всех тонкостях и событиях. (возможно, Вы приятное исключение)). Так и юристы, у каждого своя специализация, поэтому мне и не известны нормативные акты по реабилитациям.

И во вторых: Ваши АРГУМЕНТЫ Историка меня впечатлили: "с дубу рухнули...", "...чушь...", " нельзя так беспардонно врать..." Это ОЧЕНЬ веские аргументы, и я прямо не знаю, что и возразить то!!! Меня, в ЛВВПУ и по истории права в ЛГУ не обучали аргументам подобного рода (ну не на высоте, видать, было обучение), и поэтому я в расстерянности... Может сказать Вам - САМ ДУРАК?! Подойдёт в качестве ответной аргументации?

Я Вам уже говорил, что Вы, как историк, и как краевед, увлеклись тематикой ГУЛАГов, при чём, вовсе не с истрической. а изобличительсткой точки зрения. Что касается дороги, то я тоже интересовался этим вопросом, в том числе и в отделе истории Коми отделения Академии наук. И данные сведения я подчерпнул именно оттуда.
Могу избавить Вас от очной ставки с историками, которые лучше Вас владеют данным вопросом. Только, пожалуйста, более не используйте в своей полемике таких аргументов, как " ... с дубу рухнули" и т.п. Я такому способу ведения научных дискуссий не обучен, а лается с Вами, как с ограниченным тролем-анонистом мне как то было бы не приятно.....

Рогачев
16 окт 2013 00:02

Еще раз приношу свои извинения за грубость. Это от неожиданности. Просто факт с этой дорогой столь хорошо и давно известен, что никому не приходило в голову его оспаривать. А вот от очной ставки с историками ИЯЛИ прошу меня не избавлять. Очень было бы интересно провести такую ставку. Только, боюсь, этот специалист останется безымянным. Между прочим, действительно хорошим специалистом по истории железнодорожного строительства в Коми является Олег Иванович Азаров, наверное, вам известный. Поинтересуйтесь у него. Возможно, вы спутали историю строительства дороги Пинюг-Сыктывкар и Северо-Печорской.

Не буду исключать вариант ошибки с моей стороны, т.к. данный вопрос я исследовал более года назад. Я всё уточню, и отпишусь.

Ал-др Дёмин
16 окт 2013 14:27

Особо "тронуло" речеизложение человека в чёрном с большой бляхой на цепи:он,вероятно большой почитатель нравственного,благородного труда,особенно принудительного и исправительного.Все присутствующие,в едином порыве надеюсь,изъявили желание потрудиться на благо отечества и церкви.Духовным вдохновителем сего начинания выступил некий гражданин Волочков,в миру "авторитетов" прозванный "Питиримом".
Как говориться:"Честь принудительному труду",а "Бог в помощь" скажет Питирим.

Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
ВластьВоркутаИсторияКомиСыктГУСыктывкарТранспортЭкономика