Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Рязанская область
  2. "Дурак" или дура? Мысли после встречи с режиссёром Юрием Быковым

"Дурак" или дура? Мысли после встречи с режиссёром Юрием Быковым

Марина Замятина
Марина Замятина
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Очередная бомонд-тусовка прошла 10 апреля в Горьковке. У нас в Рязани, если много народа в одном месте собралось, значит, либо гламур-туса, либо бомонд, либо попса — все остальные городские праздники. Я к бомонду отношу местных поэтов, драматургов, актёров. Да-да, у нас все они есть, и их лица уже знакомы искушённому арт-ценителю.

Быков — кто это?

Собрались не просто так — Юрий Быков приехал: сценарист и режиссёр нашумевшего фильма "Дурак", довольно лихо вышедший в люди во многом благодаря интернет-шуму с "Левиафаном". Поясню: в каждом втором (а иногда и первом) обсуждении этого знаменитого оскаропровального фильма встречались жаркие комменты: "Вы лучше фильм "Дурак" посмотрите! Там то же самое, но гораздо круче!"

Так народ, вынужденный сначала смотреть "Левиафан" (нельзя же пропустить то, о чём все говорят), плёлся смотреть и "Дурака" в довесок.

И, раз уж Юрий Быков приехал именно с этой картиной, а не с "Жить" или с "Майором", то скажу пару слов о фильме.

Ну что, начнём с позитива? :)))

Мне очень понравился постер к фильму. Смотрите, какой прекрасный. Прям "рашен титаник", не меньше.




Мне очень понравилсятрейлер к фильму. Прикреплять его сюда не буду — найдёте на кинопоиске, кому нужно. Скажу лишь, что я несколько раз пересматривала трейлер, плакала и откладывала фильм в сторону, мол, потом посмотрю, когда нервы покрепче будут.

Почему плакала? Меня фраза цепляла: "Неужели ты не понимаешь, что мы живём, как свиньи, и дохнем, как свиньи, только потому, что мы друг другу никто?" Сочетание с музыкой Цоя и наивным лицом главного героя давало тот самый нужный эффект, после которого я уходила глубоко в себя и понимала, что ничем хорошим такой фильм кончиться не может. Тогда я ещё не знала, что у Быкова фильмы в принципе ничем хорошим не кончаются.

Кто же знал, что мне придётся посмотреть этот фильм дважды?

Первый раз — дома, за пару дней до встречи с режиссёром, чтобы подготовиться и не разреветься в библиотеке. Подготовилась. В библиотеку пришла с небольшим запасом цинизма, сарказма, вагоном вопросов и намерением пристальнее присмотреться к деталям.

О том, что в зале будет изюму негде упасть, читалось в каждом целевом размещении анонсов за две недели до встречи. Реклама сработала отлично.

Перед показом на сцену вышла (когда же я научусь записывать имена и должности людей???) солидная сотрудница библиотеки-Горьковки и произнесла потрясающую советскую речь. Её распирало от гордости за то, что "... все вы сегодня собрались здесь, в библиотеке. Это говорит о том, что мы являемся прекрасной площадкой для встреч с музыкантами, художниками, актерами, режиссерами..." Ну, не знаю, что-то я не наслышана о подобных, хотя с радостью приходила бы.

Дальше я поворую немного фоток у Виталия Филиппова из вконтакта. Надеюсь, он на меня не обидится. Вот это как раз та тётушка.




А вот и сам Быков:





А теперь буду безжалостно спойлерить, так что, если кто фильм не смотрел, принимайте решение сами: читать дальше или нет.

Вот анонс фильма на "Кинопоиске". За него честь и хвала копирайтеру, ибо вот так накрутить сюжет не каждому дано:

Жизни 800 человек общежития висят буквально на волоске из-за безразличия местных властей. В любую секунду здание может рухнуть. И кто бы мог подумать, что судьбы людей окажутся в руках простого сантехника. Но удастся ли ему что-то изменить и предотвратить катастрофу?

Я бы чуть-чуть по-другому написала: "Сантехник Дима Никитин, студент второго курса строительного вуза, вообразивший себя архитектором, решает, что общежитие рухнет сегодня ночью. Мать-деспот, пресмыкающаяся жена и серая унылая жизнь становятся катализатором внезапной диминой игры в героев, а удачно подвернувшийся под руку юбилей мэрши — ареной для разворачивания спектакля о спасении 800 жителей, а заодно и выведения пьяненьких чиновников на чистую воду.

Нагнетание Димой атмосферы, что "делать надо здесь и сейчас" (читай: зимой и ночью) толкает испуганных чиновников во главе с мэршей на не всегда логичные поступки и даже уносит жизни двоих людей. В итоге в ту самую ночь дом не рушится (акелла промахнулся?), зато раздраженные жители, которых Робин-Дима-Гуд всё-таки самостоятельно вытаскивает на мороз с голыми жёпами, забивают героя-дурака до смерти. А сами возвращаются в нерухнувший дом: пить чай и отогревать жёпы.
"

Откуда такое циничное прочтение? От автора, от режиссёра. Мой прямой вопрос: "Почему дом-то не упал?" вызвал прямой ответ: "Я снимал фильм не о доме, а о герое".

Про дом

ОК, если б дом, как и заявлено в постере, и как подразумевалось режиссёром, но не было почему-то сделано упал в тот момент, когда избитый до смерти герой валялся у ступеней, а жители благополучно расселись на табуретки и поставили на плиту чайники, тогда да, глубина картины налицо и "кризис маленького человечка в большой системе — тоже". А так — это, простите, не "открытый финал", а авторское решение: дом не упал, дом мне не важен.

Заметьте: режиссёру не важна судьба дома с 800 жителями, а Диме важна. Кто из них дурак, а кто "дурак"? И что, собственно, важно режиссёру? Потрындеть о том, что "у жителей России просто ленность в крови и любовь к состоянию моя_хата_с_краю"?

Понимаю, почему я так взъелась. Режиссёр считает своего Диму вымышленным персонажем. И даже говорит в интервью что-то в духе "Да, такой герой Дима вполне возможен в реальности".

Про роль женщины в фильме и в жизни

Мои "прения" с режиссёром не закончились ничем, ибо, как мне показалось, мнения женщин для него — это отдельная, более низкая ступень человеческого интеллекта. Не заметила я, чтобы он вразумительно ответил моей бывшей коллеге Ирине Борисовой, а вопрос представительницы общества инвалидов вообще переврал как-то в своей голове и несколько раз пытался его заново понять. А услышать-то она всего лишь хотела: почему в современном кинематографе так мало места уделено ролям инвалидов: обычным, пусть не главным, но просто видимым ролям. Может быть, эту "политкорректность" можно соотнести с американской киноиндустрией, где в числе какой-нибудь армии спасения всегда есть хотя бы один чернокожий.

Но Быков этого не понял. Или не захотел понять.

Ответ же на мой вопрос он вообще вырулил в сторону: "А ты бы не вышла замуж за такого "дурака", как главный герой?"
Я растерялась. Почти 9 лет уже не задумывалась о том, вышла бы я за кого-то замуж или нет. Так и ответила Быкову, мол, замужем я, да и муж мой не дурак.




Хотя на самом-то деле нужно было ответить: "Почему именно замуж-то? Я и есть тот Дима, только чуть более успешный. Я тоже встаю и иду бороться. Правда, дом не спасала, к счастью, но уже кое-чего добилась для города, пусть и малого (читай мой прошлый пост)."

И борьба была, и угрозы судом были, а уж непонимание и неподдержка — кругом, проще пересчитать, кто на моей стороне. Но моё отличие и от Димы, и от Коли из Левиафана в том, что я не порю горячку, а оцениваю проблему, после чего действую. И могу утверждать: да, в России можно пойти против системы и добиться результата, а не героически сгинуть.

Про Катю и рязанский левиафан

А ещё есть у нас, в нашей же Рязанской области, девушка Катя, которая своими действиями пусть и не спасла пока свой район от мебельного кластера, но сделавшая для этого невероятное количество дел. И да, не испугалась, пошла лбом на администрацию, на хозяина кластера, у которого денег, как у дурака фантиков. И я больше, чем уверена, если не получится у неё дойти до победного конца, то не сопьётся она, как левиафановский Коля или основная масса жителей общаги "Дурака".

Чем не сюжет для нового фильма о настоящей России? О женщине. Не стахановке-комбайнёрше, не первой женщине-космонавте, даже не женщине-президенте, а о женщине-"дуре", отстаивающей свои права и идущей до конца, ибо она мать и по-другому не может.

Но для Быкова, видимо, роль женщины сводится лишь "выйти или не выйти замуж", ибо даже в "Дураке":
- отец героя борется с подростками, ломающими лавочки, а жена его сидит дома и щи варит, размышляя о материальном;
- жена героя говорит, что добиваются в жизни те, кто "со всеми вась-вась";
- даже мэрша, бедняжка, всю жизнь свою нелёгкую только и делает, что ждёт крепкого плеча.

Разгадка или опять "в молоко"?

Зато мне показалось, что я разгадала загадку дикой популярности в массах фильмов "Левиафан" и "Дурак". Заметьте, чем ближе ко дну человек в своей жизни приблизился, тем сильнее он хвалит вот эти два "шедевра". Да, у всех бывали непростые времена, но и каждый пытался из них вылезти. Те, с кем общаюсь я, даже и испытавшие всяко-разно говнецо от жизни, всё равно находятся в постоянной работе над собой и в поиске счастья для себя и своих детей. А в этих двух фильмах за "российского типичного жителя" взяты беспробудные безыдейные алкаши, скурившаяся молодежь и т.п.

Простите, автор "Дурака" в общаге давно был? У него в фильме вот это быдло правит миром. Именно правит. У него это быдло — хозяйствующее поколение. Жалко, не созрел один важный вопрос у меня: "Если б Дима жил с семьёй в общаге, они бы с женой такие же были, как семья того второго Димы, который его убил?"

Может быть, кто-то заметил, какое нашествие людей "из народа" сейчас на Первом канале в ток-шоу "Пусть говорят" и "Мужское и женское"? Каждый раз, как попадаю на эти передачи, в студии сидят базарные бабы со всей роднёй или мужики, разговор которых бедным операторам приходится запикивать через слово, держа ухо востро.

Причина тому — человеческое тщеславие низших слоёв населения, выражающееся словами: "Ого, меня по телику покажут! Смотрите на меня всей деревней! Я ж звезда теперь!"

Все эти немытые-нечесанные-беспробудно_пьющие-на

ркоманы-деревенские_шалавы не имеют других путей стать знаменитыми, поэтому не стыдятся прилюдно проводить ДНК с мужиками всей деревни или подробно рассказывать интимные истории. Главное — покажут же по ТВ! Они не понимают да и не могут понять, что смотрят на них, как на зоопарк.

Вернёмся на встречу с режиссером

И, когда один из крепких пацанов спросил Быкова: "Почему не снимаете кино про нормальных, про качков, как мы?", я первая поддержала человека аплодисментами, не боясь остаться одной. Ибо в такие минуты я невольно ощущаю себя меньшинством, как и тот спросивший парень.

Меньшинством, которое не знает вкуса сигарет, водки, наркотиков и чужих мужей. Меньшинством, которое, судя по всему, не живёт (ибо в российских фильмах вы таких не увидите), а влачит жалкое существование.

То ли дело они: "Украл, выпил, в тюрьму! Романтика!"

У нас ещё долго не будут снимать фильмы про "обычных людей". Это не в тренде. Это не поймут наши, "настоящие русские", скажут "млять, таких не бывает, твою-то мать" и выключат ТВ. Это уж тем более не поймут за рубежом: "Как так? Непьющие русские? Ахаха! Ну ладно медведей с балалайками нет, ну водка-то где?"

И для кого это снимать? Для 5-7% русских? Дорого и бессмысленно.
Вот только, пока наши трендовые режиссёры будут делать свои фильмы "зеркалом" нашей обыденности, наши дети будут смотреть на героев фильмов как на образец для подражания, и круг замкнётся.

Вот и неясно, кто мы в такой ситуации: "дураки" или дураки?
 
Материалы по теме
Мнение
19 марта
Олег Григоренко
Олег Григоренко
Результаты выборов по Воронежу (без области)
Мнение
13 апреля
Лев Шлосберг
Лев Шлосберг
Настанет время, когда архивы министерства юстиции будут раскрыты
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
КультураОбществоРязанская областьРязань