Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Воронежская область
  2. Детская болезнь патриотизма

Детская болезнь патриотизма

Николай Сапелкин
Николай Сапелкин
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Патриот – это человек, служащий Родине, а Родина – это народ!

Для измены Родине нужна чрезвычайная низость души.

Н.Г. Чернышевский

В далеком 1992 году мы с друзьями создали в Воронеже молодежную организацию – Союз патриотической молодежи. Во времена увлечения западнизацией и псевдолиберализмом название нашей организации воспринималось как вызов государственному строю. Из воронежских газет мы тогда узнавали, что какой-то «Спортивный Воронеж» принимал решение пресечь нашу деятельность; аппарат представителя Президента сигнализировал, что мы можем быть вооружены; какой-то вице-мэр Воронежа угрожал мне, руководителю организации, что в Воронеже мне жизни не будет.

А мы искренне верили, что консервативная революция неизбежна, и своими делами приближали ее свершение. Готовились при этом, правда, жить в качестве внутренних мигрантов во временно оккупированной стране.

И вот время патриотического поворота в России наступило. И что мы видим? Некий депутат единоросс предлагает оберегать детей от «искажения патриотизма» и для этого хочет приравнять «отрицание патриотизма» к побуждению детей к самоубийству. И ввести наказание за это деяние: штраф до 3 тысяч рублей для граждан и до 50 тысяч – для юридических лиц.

Как всякий неофит, этот депутат бросается в крайности, не изучив глубоко предмет.

Ему следовало бы знать, что патриотизм – одна из величайших движущих сил в истории. Патриотическое воодушевление делает возможным такие огромные усилия, которые требуются для спасения страны в самых, казалось бы, безвыходных ситуациях. Патриотические силы нашего народа приходили в движение и находили выход и спасали государство в самых тупиковых ситуациях.

В мирное время основой патриотизма является морально-политическое единство народа. И вот в этом направлении депутату, известному как самый состоятельный воронежанин в Государственной Думе, можно было бы поработать, показать на деле каким патриотом является он сам. Засвидетельствовать, что такие понятия, как справедливость, ответственность, милосердие, меценатство ему знакомы.

А идеи наказания «за искажение патриотизма» и т.п. раскалывают наше общество, лишают его единства, а значит, не являются патриотическими и несут вред Родине.

С трудом себе представляю, как иной чиновник или депутат будут выносить решение, что патриотично, а что нет.

В моей жизни был пример, как человек, ныне, кстати, причастный к патриотическому воспитанию граждан, в бытность свою вице-губернатором, пресекал мое «покушение на государственный строй».

В далеком 1993 году я выступил на областной конференции «Организация воспитательной работы в образовательных учреждениях» с безобидным докладом «О необходимости патриотического воспитания молодежи». Мое сообщение вызвало у него приступ ярости. Так и не сумев перебить меня, он сам поднялся на трибуну, и разоблачил «красно-коричневый фашистский выпад». Раскрасневшийся, топающий ногам и машущий руками, он всем поведением своим пытался внушить присутствующим в зале педагогам, что не о каком патриотизме говорить и думать сейчас нельзя.

С тех пор тот чиновник поумнел или, может быть, просто уловил тренд.

Я не хочу быть свидетелем и очевидцем разоблачений моих современников, теперь уже за не патриотизм, такими вот специалистами.

Тот доклад у меня сохранился, и я приведу его дословно как иллюстрацию того, насколько ветрены наши столоначальники и законодатели:

«В последнее время в нашем обществе распространились соблазны прожигания жизни, жестокость и насилие, цинизм и голый расчет, лицемерие и словоблудие. Подростки и молодежь теряют последние крохи нравственности и морали. Необходимо спешить им на помощь, иначе духовная деградация поколения станет необратимой. Спасительные меры видятся в наших школах, ибо ныне е существует иных воспитательных институтов.

Школа должна воспитывать учащихся в духе любви к своей Родине, в духе почитания наших святынь, подвига тех сынов Отечества, кто жизнь свою отдал за духовную и политическую свободу нашего народа.

Исходя из этого, главное направление деятельности школы видится в следующем:

- воспитание у детей и подростков истинного патриотизма – любви Родине и родному краю;

- сохранение и развитие, основанных на православном мировоззрении, российских традиций и обычаев;

- морально-психологическая и физическая закалка молодых людей, формирование у них устойчивости к преодолению трудностей, способности действовать в экстремальных ситуациях;

- воспитание уважения к ратному труду, способности и готовности нести службу в вооруженных силах государства.

Воспитывать патриотизм необходимо на каждом уроке при изучении всех школьных предметов и прежде всего истории. А.В. Суворов предлагал воспитывать любовь к Родине на примере великих героев и ратоборцев Руси: «Выбери себе героя древних времен, подражай ему, учись у него, поравняйся, обгони – слава тебе!».

К сожалению, исторические познания у части нынешних школьников просто поражают своим убожеством. Причин этому предостаточно: это и слабое обучение студентов, будущих преподавателей истории; и равнодушие учителей. Но главная причина плохого знания истории и отсутствия интереса к ней видится нам в подмене понятий: героями считаются убийцы, грабители, разрушители, а государственники, охранители устоев и ценностей народной жизни просто не изучаются в школах.

А ведь с учащимися можно изучать, например, такие темы:

- Патриотические идеи «Повести временных лет»;

- Патриотические чувства в литературных памятниках Древней Руси: «Слово о законе и Благодати» митрополита Иллариона, «Поучение детям» Владимира Мономаха, «Слово о полку Игореве»;

- Патриотические подвиги передовых сил русского народа – решающий фактор спасения Родины в критических ситуациях.

Эти и подобные темы разработаны воронежским ученым профессором ВГУ В.П. Лысцовым, который является ветераном Великой Отечественной войны.

Подвиг народа, солдат, полководцев, Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина также являются примером служения Родине и должны использоваться в патриотическом воспитании. Память о Великой Победе священна и не должна быть забыта или подвергнута ревизии.

Элементом воспитания любви к родному краю, особенно для жителей сельской местности, является изучение приходского храма. Храм – пример синтеза всех видов искусств: архитектуры, живописи, пения и т.д. Детальное изучение конкретного культового сооружения, да еще имеющего непосредственное отношение к малой Родине школьника, развивает у него неподдельный интерес к прошлому, воспитывает любовь и уважение к русской старине.

Форм воспитательной деятельности такое множество, что перечисление их займет много времени. Главное, чтобы их основным содержание являлись честность и патриотизм».

Мне и сейчас, 21 год спустя, добавить к этим словам нечего.

Материалы по теме
Мнение
30 декабря 2023
Татьяна Смирнова
Татьяна Смирнова
«Остров невезения»? Так можно назвать поселок Гайжево
Мнение
14 декабря 2023
Оксана Труфанова
Оксана Труфанова
«Слово пацана». Я заранее знала, что закончится все плохо
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме