Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Орловская область
  2. Старый Орел. Афанасьевское кладбище. Лодыженские.

Старый Орел. Афанасьевское кладбище. Лодыженские.

Дарья Фурманская
Дарья Фурманская
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов. Источник
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Афанасьевское кладбище Орла, одно из трех старинных кладбищ города уцелевших до наших дней. Основанное заметно позже других, в 1887 году, оно донесло до наших дней совсем немного старинных надгробий и прочих художественных красот, но сохранило в себе ощущение тайны, покоя и уединения свойственное старым некрополям. Особая, даже по сравнению с другими старыми некрополями города, таинственная и загадочная атмосфера Афанасьевского кладбища, ощущается не только во время визитов туда, но и в каждой из историй с ним связанных. Начиная с истории самой старой, монастырской части кладбища и его прежнего деревянного храма (ни того ни другого в наши дни уже не увидеть) и заканчивая отдельными историями людей там похороненных. Последних, мне удалось узнать совсем немного. Вот одна из тайн старого Афанасьевского кладбища, завесу которой, мне удалось немного приоткрыть.

Эта небольшая черная плита с золотыми буквами, лежащая на участке неподалеку от входа в новый храм старого Афанасьевского кладбища, привлекла мое внимание не сразу. Несколько раз, проходя мимо нее, и лишь мельком пробежав выбитые на ней даты, я отмечала для себя, что плита эта, относительно новая, скорее всего 1950-60-х годов, а буквы на ней какие-то кустарные и кривые.


Посмотреть на Яндекс.Фотках
1



Но вот однажды, внимательнее прочитав этот длинный текст, я, наконец, смогла оценить по-достоинству это в высшей степени загадочное надгробие. 


Посмотреть на Яндекс.Фотках
2

Надпись на плите следующая: «Лодыженские. Александр Гаврилович 1812-1900, Мария Николаевна (урожденная Лутовинова, родственница Тургенева И.С.) 1820-1858, и их дочери: схимонахиня Хрущева Вера 1846-1934, Толмачева Надежда 1849-1842, Ростовцева Любовь 1851-1935, Римско-Корсакова Варвара 1856-1942. Мир Вашему праху, живите вечно, в воспоминаниях Ваших любящих потомков». 

Загадочным это надгробие можно назвать по нескольким причинам. Во-первых, непонятно почему под плитой середины ХХ века лежат люди умершие еще в XIX-м. Во-вторых, что значит «родственница Тургенева И.С.»? Родственники бывают разные – сестры, кузины, тетушки; двоюродные троюродные… Но их так и называют. А тут просто «родственница» и все. Еще большее удивление вызывают дата смерти этой «родственницы» - 1858 год. В то время как, по официальным данным, само Афанасьевское кладбище было основано почти 20 лет спустя, в 1887 году. Не похоронили же «родственницу Тургенева» в чистом поле?
Заинтересовавшись историей этой плиты, я решила предпринять небольшое расследование, и начала его, с самого простого, как тогда мне показалось, пункта – родственных связей с Тургеневым. Но тут меня ожидало разочарование. Знакомые краеведы и специалисты по литературной истории Орловщины, сказали мне, что Марии Николаевны Лутовиновой-Лодыженской среди известных, в том числе и дальних, родственников Тургенева не числится. Они же, предположили, что дама, похороненная на Афанасьевском кладбище, или однофамилица матери известного писателя, а их родство – просто семейная легенда, или, если и родственница, то настолько дальняя, что в наши дни это и родством не сочли бы.
Зато фамилия Лодыженских оказалась хорошо известна знатокам орловской истории. Род дворян Лодыженских (или в более распространенном варианте написания Л(а)дыженских) был довольно обширен. Его представители были владельцами имений в Орловской, Тульской, Калужской и Ростовской губерниях, строили храмы, содержали благотворительные приюты и учебные заведения. В наши дни их потомки стараются распутать хитросплетения своих родословных и заново открыть забытые факты из жизни предков. Об одном из таких людей, Игоре Игоревиче Лодыженском, я узнала от общих знакомых (не будем говорить кто, хотя это была Елена Николаевна Ашихмина :0)))=).
С главой семьи похороненной на Афанасьевском, у него, родство может быть еще более дальнее, чем у госпожи Лутовиновой с Тургеневым. Однако, их общий предок, живший поколений 15 тому назад, все же оставил им в наследство свою фамилию, и родство хоть и дальнее, все же удалось установить достоверно. Мы познакомились и обменялись информацией. Обмен получился обоюдовыгодным. От меня Игорь Игоревич узнал о плите на Афанасьевском кладбище. А, я на основе данных собранных Игорем Игоревичем, я теперь могу немного рассказать об этих людях.

По иронии судьбы мнимые (или скажем мягче очень дальние) родственники Тургенева, оказались соседями по деревенской усадьбе другого знаменитого писателя-орловца – М.М. Пришвина. 


Посмотреть на Яндекс.Фотках
3. Пришвин. Фото взяла ЗДЕСЬ

Из его дневников мы и черпаем основную информацию о них. Конечно, по дневниковым записям не составить даже приблизительных биографий этих людей. В них, лишь только краткие упоминания о случайных встречах, наблюдения, оценки, мелкие подробности жизни и разрозненные факты. Но некоторые выводы из этих заметок сделать все же можно.

Имение Александра Гавриловича и Марии Ивановны Ладыженских было в селе Лысовка Елецкого уезда Орловской губернии (ныне Липецкая область). Кроме четырех дочерей, Варвары, Веры, Надежды и Любови, детей в семье не было. Родительское имение позднее перешло, видимо в качестве приданого, отставному полковнику Николаю Сергеевичу Толмачеву, мужу дочери Надежды. Все остальные дочери, выйдя замуж, так же жили в имениях неподалеку. Однако до наших дней их усадьбы не сохранились. 
Так же известно, что как минимум у одной из сестер, у Варвары Александровны в замужестве Римской-Корсаковой еще был собственный дом в Ельце. На Красной площади, возле собора. Что это был за дом, и в какой именно части площади он располагался, мы не знаем, но он, судя по всему, в отчие от усадеб, цел и в наши дни. Город Елец вообще один из редких примеров береженого отношения к старинной архитектуре в нашей стране. Там почти нет новых зданий.
Вот несколько видов той самой Красной площади и собора, сделанных мною в сентябре 2012 года.
Вознесенский собор


Посмотреть на Яндекс.Фотках
4


Посмотреть на Яндекс.Фотках
5

Панорама площади от входа в собор.


Посмотреть на Яндекс.Фотках
6

Вряд ли госпожа Римская-Корсакова владела таким большим домом. 


Посмотреть на Яндекс.Фотках
7

Скорее можно предполагать что-то вот такое.


Посмотреть на Яндекс.Фотках
8

Или еще скромней.


Посмотреть на Яндекс.Фотках
9


Посмотреть на Яндекс.Фотках
10

А может и деревянный домик был.


Посмотреть на Яндекс.Фотках
11


Посмотреть на Яндекс.Фотках
12

В своих дневниках М.М. Пришвин нередко (и подчас не без иронии) писал о чрезвычайной набожности всех сестер. Чаще всего упоминаемая в его дневниках, Любовь Александровна Ростовцева, много жертвовала на благотворительность, была попечительницей училища и земской школы в своем имении Хрущево-Ростовцево, воспитывала двух приемных детей. Старшая из сестер Вера Александровна (Хрущева), вместе с дочерью Марией, приняла монашеский постриг в Казанской Амвросиевской женской пустыни. Этот монастырь был основан в 1875 году близ села Шамордино, между Калугой и Козельском, оптинским старцем, послужившим прообразом отца Зосимы в романе Ф.М. Достоевского «Братья Крамазовы», и уже в наше время причисленным к лику святых – преподобным Амвросием. 


Посмотреть на Яндекс.Фотках
13. Преподобный Амвросий. Фото с Официального сайта монастыря в Шамордино


Из дневниковых записей Пришвина можно сделать вывод, что все четыре сестры знали основателя монастыря лично.

«И все Ладыженские необыкновенные: Любовь Александровна /Ростовцева/ обращает в православие своего мужа, сумасшедшего цветовода, приемышей воспитывает Машу и Таню, Вера Александровна попадает в тот же монастырь через дочь, Надежда Александровна /Толмачева/, более счастливая, многосемейная споткнулась на сыне беспутном. И все это посев о. Амвросия…»

Мы практически ничего не знаем о жизни Веры Хрущевой до ее прихода в монастырь. А пришла она в Шамордино в 1887 году, когда недавно основанная обитель представляла собою деревянный дом, с домашней церковью, и несколько деревянных хижин с кельями. 

Основательница и первая игуменья монастыря, тоже схимонахиня - София.


Посмотреть на Яндекс.Фотках
14. Фото с Официального сайта монастыря


Первое время Вера Александровна просто жила при монастыре, затем стала нести послушание заведующей детским приютом обители, где жили и учились «грамоте и мастерствам» 60 девочек-сирот. 
Приют. Фото с официального сайта монастыря. Темная фигура слева по всей вероятности наша героиня - Вера Хрущева. 


Посмотреть на Яндекс.Фотках
15. Фото с Официального сайта монастыря


Лишь в 1910 году она решилась принять постриг. На ее глазах, монастырь пережил свой недолгий рассвет, превратившись к началу ХХ века в одну из жемчужин архитектуры «русского стиля», и трагический закат в 1920-х.
Увидеть Казанскую Амвросиевскую женскую пустынь такой, какой ее видела уже принявшая монашеский постриг Вера Хрущева, возможно, благодаря коллекции открыток 1913 года, сОфициального сайта монастыря

Открытки

К счастью в наши дни монастырь и его удивительной красоты Казанский собор восстановлены. За годы советской власти там были только несколько, старых служебных построек обители, в том числе и деревянное здание детского приюта, где несла послушание наша героиня.


Посмотреть на Яндекс.Фотках
16. Фото Казанского собора с Официального сайта монастыря


Судьба сестер Ладыженских после 1917 года нам не известна. Тут можно только предположить, что лишившись имений и всего нажитого, эти уже очень немолодые женщины, оказались без средств к существованию, на грани жизни и смерти. Опять же из дневников Пришвина мы знаем, что в голодные 20-е годы бывшая помещица и благотворительница Любовь Ростовцева просила подаяния в Ельце. 

«Во время обеда. Дуня: «Вас спрашивает какая-то старуха с ведрами». — «Спроси, что ей надо». — «Картофельные очистки». Входит бывшая помещица, соседка Люб. Ал. Ростовцева с двумя «погаными» ведрами…»

Но в Ельце сестры вряд ли задержались долго. Их путь лежал в бывший губернский центр, в Орел, где было проще найти пропитание и затеряться людям как тогда говорили «из бывших». Схимонахиня Вера, после закрытия обители в Шамордино в 1923 году, вероятно так же отправилась доживать свои дни в Орел. Здесь все 4 сестры и нашли свой последний приют под плитой на Афанасьевском кладбище. Круг замкнулся. Совершив небольшое путешествие по Елецкому уезду столетней давности, мы, вновь вернулись к плите на орловском кладбище. 


Посмотреть на Яндекс.Фотках
17

Чем больше я думаю о ней, тем больше убеждаюсь, что, несмотря на то, что на плите выбито 6 имен, погребены там только 4 сестры Лодыженских, а их родители умершие еще в благополучные дореволюционные времена, скорее всего, как и положено помещикам, были похоронены у себя в усадьбе. Позднее, когда усадьбу разорили и уничтожили, вместе с могилами прежних владельцев, их наследникам уже некуда было прийти и помянуть их. Вот и выбили они имена своих давно умерших предков на новом надгробии – «…Живите вечно, в воспоминаниях Ваших любящих потомков». 

Хотя, возможен и другой вариант. Осмотрев как следует надгробие, я, все же решила, что сама плита возможно старая, а вот кустарная надпись на ней, скорее всего, делалась уже на месте, поверх прежней. Это может не значить ничего, а может и то, что плита и участок принадлежали семье и до 1917 года. Тогда, здесь, теоретически мог быть похоронен отец четырех сестер – Александр Гаврилович, умерший в 1900 году. Когда умерли все его дочери, потомки сделали новую надпись на их общей могиле, упомянув заодно и мать, урожденную Лутовинову…

Произведенное мною расследование хоть и дает некоторую информацию о людях, чьи имена выбиты на плите, все же оставляет больше вопросов, чем ответов. Но еще есть надежда узнать что-то новое о жизни и смерти афанасьевских Ладыженских. Участок на кладбище действующий и вполне ухоженный. А это значит, что в Орле еще живы родственники как минимум одной из женщин там похороненных. Кто знает, может быть, мы еще вернемся к этой истории?

Источники информации:

Дневники М.М. Пришвина
http://lib.rus.ec/b/199076/read

Сайт монастыря в Шамордино
http://www.shamordino-m.ru

Особая благодарность за помощь в подготовке статьи и предоставленные материалы: 
Елене Николаевне Ашихминой,
Игорю Игоревичу Лодыженскому.


P.S. Ну и как обычно, если кто-то из читающих мою запись обнаружит в ней какие-либо ошибки, неточности, что-то из написанного покажется странным или непонятным прошу написать об этом в комментарии. Буду очень благодарна.

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
16 февраля
Дмитрий Колезев
Дмитрий Колезев
В той новой эпохе, которую Путин задумал для России, для Навального место не предусмотрено
Мнение
31 января
Владимир Жилкин
Владимир Жилкин
Важна фиксация всех нарушений на выборах
Комментарии (3)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Надежда
2 апр 2017 02:07

Спасибо за информацию.

Елена
20 ноя 2017 16:37

В Залегощенском районе был населенный пункт - заброшенная деревня Лодыженское, мы ходили туда собирать грибы. А рядом, немного поодаль - Хрущевские дворики.

Ксения
1 окт 2018 20:55

Дорогая Дарья! Спасибо Вам за столь интересную информацию. У меня есть несколько вопросов по Лутовиновым, может и Вам пригодиться моя информация. Если будет свободное время, напишите мне, пожалуйста [email protected]. С уважением, Ксения Галан.

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
ИсторияОрловская область