Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Кировская область
  2. Солнечный удар

Солнечный удар

Антон Касанов
Антон Касанов
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов. Источник
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Вчера в результате достаточно удивительно стечения обстоятельств посмотрел новый фильм Никиты Михалкова «Солнечный удар». Я, честно говоря, очень сомневался (и до сих пор это чувство меня не покидает), а стоит ли писать какие-то осмысленные впечатления об увиденном? Это обстоятельство важно ввиду неоднозначности в первую очередь личности самого Михалкова, его последних работ и общего бэкграунда вокруг его имени. Признаться честно, я не поклонник, и не противник его фильмов, мне, в общем-то, всегда было, наверное, практически все равно. Общественное мнение в последние годы было направлено против Михалкова и, наверное, заслуженно. Но в данном случае, давайте поговорим о конкретно кино все-таки.

Итак, сюжет фильма составлен из творчески переработанных режиссером двух произведений Ивана Бунина «Солнечный удар» и «Окаянные дни». По сюжету офицер белой армии в Крыму ждет отправки на «большую землю» и вспоминает маленький эпизод, который произошел с ним в начале XX века. Главный герой плывет на пароходе и встречает некую женщину, между ними случается вспышка платонической страсти, которая завершается ночью в гостинице уездного города и драматическим расставанием.  В конечно итоге офицер горькими слезами плачет в гостиничном номере, садится на пароход и уплывает, а спустя много лет его вместе с коллегами по белой армии топят в Черном море как классовых врагов. Фильм закольцован весьма символично и эстетически привлекательно: мальчик, которому главный герой случайно дарит часы в уездном городе спустя много лет становится красным комиссаром и дарит эти часы офицеру обратно и тут же фактически топит его на барже.

Фильм идет 3 часа, большинство кинокритиков отмечают, что он достаточно затянут, однако, сам я об этом подумал лишь однажды за все время (да и то, когда мне позвонили, и я невольно взглянул на экран телефона). В целом же мне не кажется, что картина получилась слишком объемной, наоборот, такой формат позволил максимально погрузиться в эстетику фильма. Виды дореволюционной России, конечно, во многом лубочные, как на фотографиях маэстро Прокудина-Горского, только оживших, пульсирующих и движущихся. Может быть мое сознание, как историка, несколько искажено, но мне сама экранная картинка очень понравилась, фильм снят действительно чудесно.

Михалков, как все знают, у нас всегда трепетно относился к белому движению и ровно наоборот к большевикам. В «Солнечном ударе», вы знаете, я был даже несколько удивлен его таким вот новым подходам к этим моментам и историческим сентенциям. Дело в том, что пленные белые офицеры у Михалкова буквально весь фильм рассуждают о причинах поражения и по большей части соглашаются с тем, что они проиграли, это закономерно и большевики оказались реально сильнее. Среди  пленных только один офицер продолжает на словах сопротивляться, но и тот скоро пропадает. В финальной сцене один из офицеров произносит страстный монолог, где признается в том, что причины поражения в том, что они ничего не умеют делать руками, а так, больше языком чесать мастера. Парадоксально (быть может, я ошибаюсь), но такие, в самом деле, идеологические сентенции показывают эволюцию Михалкова в нейтральную гавань из бухты оголтелого антибольшевизма. 

Конечно, есть пара моментов, которые меня покоробили в плане исторической достоверности. К примеру, образ Розалии Землячки и Белы Куна несколько карикатурен. Однако я вообще сомневаюсь, что их реальная подноготная вообще кому-то достоверно известна. Землячка, эта «Фурия красного террора», стала полулегендарным персонажем еще при жизни, обычно ее изображают как абсолютное зло, но тут, к моему удивлению, Михалков показал, что ей не чуждо ничего человеческого. Над Куном, надо признать, автор поиздевался и сделал его похожим на такого не говорящего по-русски экс-депутата Госдумы Геннадия Гудкова.   

Вообще здесь можно и абстрагировать от исторического контекста и смотреть на это кино как на неплохо снятую лав-стори со всеми отсюда вытекающими моментами. Хотя для фанатов творчества Бунина, я полагаю, будет очевидна разница между пониманием и трактовкой чувств главных героев в самом рассказе и непосредственно в фильме.
Что еще любопытно, в фильме нет известных актеров, все, кто там снимается, абсолютно неизвестные артисты, даже дебютанты. При этом, мне кажется, это очень большой плюс, так как в целом в современном российском кино набор персонажей весьма ограничен и на многих уже буквально больно смотреть.
   
В целом, я бы посоветовал посмотреть это кино, оно действительно неплохое. Согласен с Антоном Долинным, что это «история мимолетной любви на корабле и кораблекрушение в финале, означающее всемирный потоп, конец света и наказание за грехи». Главный герой, шепчущий весь фильм один вопрос «Как все так получилось?» задается на самом деле вопросом риторическим. На самом деле никто не знает, что будет завтра и иногда ведь происходят действительно парадоксальные вещи.

P.S. Я пока сидел в кино, подумал, что в 2014 г. на экраны вышло два фильма с примерно схожей идеологической тематикой. Фильм Михалкова и документальное кино  Леонида Парфенова про дореволюционного фотографа Прокудина-Горского. Мне очень сильно впал в душу эпизод, где Парфенов ходит по белогвардейскому кладбищу в Париже и вопрошает, мол, кто все эти люди, какое мы имеем к ним отношение, ведь мы же с вами, совсем не они? К концу года на экране появляется Михалков и устами героя спрашивает «Как все так получилось?».  Про кого эти истории: «про нас» или «про них»?  Я, на самом деле, в отличие от Парфенова думаю, что нет никаких «нас» или «них», а мы все плывем на огромной барже из Михалковского фильма. И вся история России (да и ее настоящее тоже) это вот такая баржа, часть пассажиров которой лежат под водой в Париже, часть в бухте Севастополя, а часть все еще курит в иллюминатор в ожидании роковой отправки. 



Оригинал

Материалы по теме
Мнение
1 февраля
Павел Колосницын
Павел Колосницын
Что самое главное в истории с Надеждиным?
Мнение
7 января
Геннадий Львов
Геннадий Львов
Тема репрессий в России бесконечна как океан
Комментарии (2)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
С.Рубцов
13 окт 2014 13:13

Хороший фильм несмотря на 180-минутный, нетипичный для жанрового кино, хронометраж.
Определить жанр можно коротко как драма,
но скорее это выигрышное соединение лав-стори с фаталь-катастрофой.

Рекламный слоган картины «Как всё это случилось?» замечательно точно определяет суть вопроса - смена (обрезание) "элит" в процессе истрического, в данном случае ре-Эволюционного обновления,
когда правящий класс из бывших "благородий"
("...ни в чем нетвердых")), оказался де-факто не способным ни к вспыхнувшему когда-то романтическому чувству,
ни к управлению страной-державой под скипетром венценосного-"помазанника"...

Власть - это реализуемая на практике способность управлять.
Бывшие "благородия" как выяснилось были уже не способны реализовать старые способы управления в изменившихся условиях - произошла смена логики социального поведения у большинства населения...
и эксплуатируемая среда естественно возмутилась вплоть до канонического описания "потопа".
Технология обрезания "элит" в точке бифуркации хорошо описана в ДОТУ (достаточно общая теория управления), поэтому Н.С.Михалкову осталось ...только довести до осмысления сценарий (драматургию) и выигрышно подать картинку.
Экранная картинка вышла воздушно-прозрачная и лубочно-красивая, оператор поработал действительно славно.

А слезы? - слезы давно высохли, в т.ч. на СенЖеневьев деБуа...
В управлении остались только технологии,
меркантильные интересы кланов "элит" и никакой лирики.
Вместе с тем толпо-"элитарное" общество не делится на «про нас» и/или «про них»,
т.к. обе части это целое одной большой толпы, которую еще В.Белинский определял как "собрание людей, живущих по преданию,
думающих по авторитету". - Н.Михалков, похоже, решил технологично использовать обе части этого принципа-определения, не дав необходимых пояснений,
то есть не отделив себя от т.наз. "элиты",
а значит и от толпы.

Витя
14 окт 2014 15:06

По отношению к Бунину - не Солнечный удар, а Тусклое паскудство.

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме