Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Коми
  2. Власти Сыктывкара уверены, что Сысола от них никуда не уйдет

Власти Сыктывкара уверены, что Сысола от них никуда не уйдет

Между тем некоторые эксперты считают, что строящаяся набережная может оказаться без реки

Игорь Бобраков
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Фото Игоря Бобракова

Во время очередного заседания Совета Сыктывкара вице-спикер «городского парламента» Олег Михайлов поинтересовался у градоначальника Ивана Поздеева: учитывалось ли при проектировании набережной в районе Кировского парка возможное изменение русла Сысолы? Как бы нам не остаться без реки?

Вопрос, поднятый депутатом, совсем не праздный. В самом начале нынешнего века доктор географических наук, профессор МГУ Роман Чалов обследовал по  просьбе сыктывкарской администрации акваторию омывающих город рек и представил по итогам осмотра экспертное заключение «О влиянии русловых процессов рек Сысолы и Вычегды на инженерные объекты и территорию парка имени Кирова в городе Сыктывкаре».  Река все больше и больше пробивает себе второе русло – за поселком Заречье. И, рано или поздно, если не вмешаться в природу, она это русло пробьет.

Тогда городские власти забили тревогу и предприняли некоторые меры. В районе местечка Сидорполой, где располагается альтернативное русло Сысолы, соорудили нечто вроде дамбы. Но сделано это было наспех без должных экспертных оценок и в основном из металлолома, разбитых барж и строительного мусора.

Дамба весенний поток не удержала, весь мусор поплыл по реке, и природоохранная прокуратура запретила проводить впредь такого рода работы.

На днях об этой проблеме напомнила в интервью в газете «Трибуна» научный сотрудник Отдела математики Коми научного центра УРО РАН, доцент Сыктывкарского лесного института Лариса Лапина. Логика ученого сводится к тому же, о чем говорил академик Чалов. Сысола перед впадением в Вычегду делает большую петлю. При этом она стремится найти выход к Вычегде по наиболее короткому и прямому пути. И такой путь есть – чуть выше сыктывкарского Заречья возле Сидорполоя. Весной, во время паводка, часть стока Сысолы устремляется именно по этому пути.

В ближайшие 10-15 лет река может окончательно пробить новое русло. Для Сыктывкара это обернется экологической катастрофой. На месте привычного русла возле центрального городского парка образуется зловонное болото, которое будет пополняться главным образом за счет городских ливневых стоков.

Однако Иван Поздеев смотрит на проблему с оптимизмом.

– Что ж, если Сысола уйдет, не надо будет в Заречье парому ходить, – отшутился мэр. – Мы можем пруд искусственный сделать.

Впрочем, он тут же пояснил, что уверен: Сысола не уйдет. Оценки экспертов на этот счет существуют разные. Но, по словам градоначальника, сотрудники НИПИИ «Комимелиоводхозпроект», принимающие участие  в проектировании набережной, не прогнозируют изменения русла Сысолы. А к укреплению берега привлечено Федеральное агентство водных ресурсов России. И если бы их работники считали, что река уходит, то не стали бы укреплять берег. 

Материалы по теме
Мнение
30 сентября 2023
Игорь Бобраков
Игорь Бобраков
Девятая акция памяти репрессированных священников
Мнение
2 января
Валентина Кривозуб
Валентина Кривозуб
Тяжело эмигрировать в Европу, потому что там… много мигрантов
Комментарии (58)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
30 апр 2014 18:52

Вранье Поздеева рано или поздно будет обнаружено. Русловые процессы не подчиняются решениям партии и правительства, у них есть свои закономерности. Неужели доктора географических наук, вю жизнь занимающиеся русловыми процессами в разных точках страны ошибаются, а Поздеев нет? аэропорт тожэе строили что будем летать из Соколовки и где аэропорт?

30 апр 2014 18:54

Если бы начали укреплять берег лет пятнадцать назад, с этим еще можно было бы согласиться, но сейчас, когда уже русловые процессы вобщем то приобрели существенные изменения говорить об этом... Очередные 400 млн рублей будут пущены в никуда. Неужели Поздеев может изменить законы Ньютона?

Маруся
1 мая 2014 05:29

Когда денежки "отмоют", бывший мэр с ними будет далеко. Наученный горьким опытом предыдущего мэра в Москве с такими деньжищами точно отсиживаться не будет. Лучше бы эти деньги пустили на углубление реки, тогда бы она текла по прежнему руслу. Ведь, помнится, в "застойные"времена ежегодно Сысолу углубляли. Сдается мне, что мы точно ни набережную, ни парк обновленный, ни саму реку не увидим.

1 мая 2014 23:54

Углубление не поможет, считайте площади.

30 апр 2014 19:00

Пусть Поздеев покажет расчеты и данные, на основании которых он делает такие оптимистические выводы.

30 апр 2014 19:05

На поддержание научной лаборатории, которая изучала бы комплексно и гидрофыизические процессы и биологические и химические процессы в водных объектах РК денег нет ( а там не так уж и много надо млн 5 на год), а впихивать 500 млн рублей на прожекты деньги есть. Ну ну. Поживем - увидим. Только когда запахнет в Кировском парке не говорите, что ученые вас не предупреждали. Наиболее удобное место для набережной - Орбита или Эжва.

30 апр 2014 19:07

что там изучать?
бабло на ветер
нужны деньги на сооружение и укрепление дамбы и работы по углублению и расчистке русла реки
при коммуняках работали земснаряды, сейчас их нет, так как флот умер
все перевозится автотранспортом

30 апр 2014 19:17

динамика требует многолетних даннх. Многолетние данные нужны для НАДЕЖНЫХ выводов. Нет данных - нет и надежных выводов. Изучать надо и термодинамический режим ( важно например для распространения инфекций и установлений льда). То, что сейчас используется в расчетах, уже потерало смысл ( формулы), так как условия, при которых были получены формулы изменились.

30 апр 2014 19:19

А вообще такое наплевательское отношение к науке только в Коми причем со всех сторон, в других областях страны такого отношения нет вообще, а проблемы русловых процессов изучают во многих городах, где находят поддержку местных властей, в отличие от Коми. Почувствуйте ращзницу: 15 млн на гранты в Коми, 500 млн закопают в Сысолу ( кстати, а где открытй отчет куда деньги РЕАЛЬНО тратятся), в Новосибирске 30 млрд рублей. В том числе планируется построить 15 научных центров ( в смысле зданий для науки). а у нас за 25 лет не построено НИ ОДНОГО здания.

30 апр 2014 19:26

какая наука в коми? мама дорогая!
народ бежит, промышленность загибается, транспорта нет
не надо фантазировать и заниматься шапко закидательством
500 лимонов под здание ФСБ с яхт клубом
не плохо гэбня будет жить, со своим прудиком, с золотыми карпами, как в китае
красота

30 апр 2014 20:02

Еще наука в Коми есть, но вы правы, пора уезжать отсюда.

6 мая 2014 14:41

Андрей Киселев 17:26, 30 апреля

Зато сирот на судах опускают, стыдя за то, что им жильё нужно. А жильё-то им по закону полагается.

30 апр 2014 19:31

Эксперты фиксируют в Коми острый дефицит медработников

http://www.bnkomi.ru/data/news/28067/

1 мая 2014 00:00

Судя по результатам сдачи девятиклассниками ГИА по математике (75 процентов двоек), гораздо больший дефицит учителей математики.

Маруся
1 мая 2014 05:34

Зато свой математический лицей имеется. И, даже говорят, лицеисты где - то побеждают. Получается, что это оставшиеся 25%, которые двойки по ГИА не получили?

1 мая 2014 23:51

В других областях страны таких лицеев как минимум десятки.

Каждый год Ласта шумит. Каждый год всё громче. Каждый год вымывается новое русло реки, всё глубже... Так и будем сидеть и слушать как Ласта шумит???

30 апр 2014 19:34

все это результат ВЕРТИКАЛИ
пока в мАскве почешутся, дунут, плюнут
сто лет пройдет
да и это им надо?

30 апр 2014 20:01

Судя по действиям властей им на все наплевать, кроме денег.

30 апр 2014 20:54

Вообще-то земснаряды начали работать. Может всё-таки это даст какой-то эффект? Я рассчитываю лет десять-пятнадцать ещё прожить, но никак не хочется остаться без реки.

Лариса
30 апр 2014 21:15

Не помогут земснаряды,доказано многочисленной практикой на других реках России. Авторов этой статьи я знаю лично.

30 апр 2014 21:20

Нет, работа земснарядов эффекта не даст. Проверено многочисленными примерами на других реках России. Авторов статьи знаю лично и кое-что они мне в личной беседе сказали, так что... не рассчитывайте на работу земснарядов.

6 мая 2014 14:38

Игорь Бобраков 18:54, 30 апреля

На пятнадцать лет хватит. А дальше или каналы копать, или новые реки искать.

30 апр 2014 21:18

Кому интересно,могу популярно объяснить суть научных исследователей специалистов кафедры русловых процессов МГУ, которые, по мнению Поздеева, уступают в квалификации специалистам какого-то Комимелиорация, в которых то и специалистов нет по расчетам. Презентация у меня есть, делала доклад научный у себя на работе.

30 апр 2014 21:26

Из статьи Цитата: "Логика ученого сводится к тому же, о чем говорил академик Чалов. Сысола перед впадением в Вычегду делает большую петлю. При этом она стремится найти выход к Вычегде по наиболее короткому и прямому пути. И такой путь есть – чуть выше сыктывкарского Заречья возле Сидорполоя." Это несколько односторонне. Там есть еще и другие причины, кроме криволинейности русла. В частности, меняется водность реки и ее продольные и поперечные уклоны.

30 апр 2014 23:14

Лариса, я вас цитировал по статье из "Трибуны". И ссылка на статью есть. Если буду писать большой материал, обязательно к вам обращусь и рассмотрим проблему со всех сторон.

30 апр 2014 23:56

да, конечно, это тоже играет большую роль - кривизна излучины. Все в Трибуну не вошло.

1 мая 2014 02:55

Игорь, а еще лучше, не поленись и сам прочитай статью... Есть еще консултанты: "Комимелиоводхозпроект"(Ерцев) , Коми ЦМГС (Козел). Всё тут не так уж просто.

1 мая 2014 11:35

Статья опубликована в Речной транспорт номер 6 за 2011 год, в интернете этот номер журнала есть.

1 мая 2014 17:30

Лариса, я давно её прочел (не без усилий). Это стандартный отчёт о проделанной по заказу Минархстроя Коми (Поздеев) работе. Академик там только подпись поставил. Да и реальных выводов (практических) там нет. Обычная полунаучная халява, как и тысячи диссертаций.
После этого рассматривался новый Генплан, было масса споров и обсуждений. Неужели, Вы считаете себя таким уж "крутым" экспертом по гидрологии? С чего бы? Неужели, Вы полагаете, что десятки специалистов не ухватились бы за возможность заработать на проработке защитного проекта будь там хоть малейшее реально научное обоснование необходимости такой работы? Если - да, то... ну... извините...

1 мая 2014 22:18

Выводы там есть, нужно уметь просто читать, то что академик там только подпись поставил не сомневаюсь, но для нормального генплана нужен научный подход, который в Коми нигде не используется в принципе. А по гидрологии защищала диссертацию, также ыла на Международных гидрологческих курсах под егидой ЮНЕСКО как раз на географическом факультете МГУ. Нужно уметь читать данные и прогнозировать. Нужна система математических моделей, а в этом я как раз крутой эксперт, 25 лет опыта моделирования в разных областях наук позволяют об этом говорить.

Так и статья ведь была именно о том, что такой проект недопустим и является пустой тратой денег.

1 мая 2014 23:10

Мадам, я лично участвовал в экспертизе двух генпланов, как депутат и представитель института "Комигражданпроект". Спорили до хрипоты с разработчиками от "Ленгипрогора" и принимали только то, чему есть реальное обоснование. Для сведения: исследования русла Сысолы (добровольно и безвозмездно) долгие годы осуществляли именно спецы "Комигражданпроекта" (им это было нужно не для диссертаций - по велению инженерной души). Считать Поздеева можно кем угодно, но - не дилетантом и каким-то "врагом Ньютона и народа".

1 мая 2014 23:54

Такие спецы врядли умеют считать , увы. Видала таких спецов. Нужны расчеты. Могут ли эти спецы гарантировать с вероятностью 99,97 % то, что водность реки Сысолы ( ли попроще хотя бы глубина) будет достаточной при ЛЮБЫХ УСЛОВИЯХ,в том числе и при гидрологической засухе?

2 мая 2014 00:00

В расчетах и в научном подходе Поздеев дилетант в лучшем случае, в худшем - вредитель,что видно по тому как застраивается Сыктывкар и где ведутся ремонтные работы дорог и дворов. Лично для Лесозавода не сделано НИЧЕГО за 25 лет, а ведь я такой же налогоплательшик как и другие жители, тогда почему дискриминация? Способ финансировать в зависимости от количества населения является вредительским по сущности.

2 мая 2014 00:02

Лчное участие в экспертизе не говорит о квалификации эксперта, увы. Лучше дайте ссылку на РАСЧЕТЫ.

2 мая 2014 17:07

Ваша квалификация уже явлена числом 99,97%... Это - просто Ваш какой-то... бред... лично для Лесозавода. Перестаньте голову морочить журналистам... Впрочем, если больше делать нечего по специальности - вольному воля. Только не обижайтесь потом, если, вдруг, Ваши фантазии станут каким-то серьезным фактором. В реальной дискуссии я выражений выбирать не буду.

7 мая 2014 23:45

Виталий Шахов 21:10, 1 мая

Да, вряд ли господина Поздеева можно уличать во вредительстве, подозревая в нём "врага народа". Это перебор. Просто "руки не дошли", упустили. Прошляпили.

8 мая 2014 00:49

...я лично участвовал в экспертизе двух генпланов...
=========================================
:)))))))))))))))))))))
А какие специалисты занимались решением снижения уровня Каспия, перекрыли Кара-Богаз-Гол и чем это закончилось... Не подскажете, а что происходит с озером Севан? Почему его уровень упал? Какие специалисты до этого довели? Почему в 2001г. был принят закон об озере Севан с целью восстановления водных запасов. Специалисты которые устроили бардак с Кара-Богаз-Голом, с озером Севан и многими другими природными объектами не были дилетентами. Они были большими специалистами чем Поздеев, но увы...

1 мая 2014 22:22

Не журналистам судить, что является халявой, а что нет и не вам судить о качестве диссертаций,для этого нужно как минимум понимать кое-что помимо самой журналистики. Много журналистов Коми пишут о науке? Много пишут о проблемах водных объектов Республики? Много журналисты пишут о проблемах науки и образования? Почему? В других регионах страны пишут достаточно активно. квалификации не хватает?

1 мая 2014 22:27

Проблемы Кировского парка надо рассматривать системно в рамках всего водного бассейна реки Сысола, так как в устье реки сказываются ВСЕ процессы, происходящие на площади бассейна, в частности, вырубка лесов уже привела к обмелению рек.

Игорь Бобраков
1 мая 2014 17:18

Виталий, естественно, если буду писать статью, обращусь в эти организации. На то и статья, чтобы рассмотреть ситуацию со всех сторон. А тут всего лишь заметка. Другой жанр.

1 мая 2014 22:25

Наука вообще не простая вещь и тем более прогнозирование.

30 апр 2014 23:36

госпАди, при современной технике намыть дамбу земснарядом, раз плюнуть
бабло только давай и солярку мегатоннами
или если река уйдет, то плевать, закрыть в трубу как москва реку и засыпать землей, будет куда городу расти
вся стройка затеяна мАскалями ради здания ФСБ, вы посмотрите, площадка под здание больше парка с набережной

30 апр 2014 23:56

Не надо быть самоуверенными, природа умеет мстить за потребительское отношение.

1 мая 2014 00:07

мама дорогая
китайцы и японцы в океане аэропорты и морские порты строят, самые большие в мире
арабы в Дубае целые архипелаги намывают и искуственные лагуны
https://www.airpano.ru/360Degree-VirtualTour.php?3D=UAE-Dubai-City-Virtual-Tour

1 мая 2014 00:22

А у нас что,земли нет? Зачем тратить впустую деньги? Не дешевле ли благоустроить другую землю?

1 мая 2014 00:29

это решается в мАскве, она бало дает
мЭстных не спрашивают
и потом повторяю, все затеяно для строительства здания ФСБ

Шанхай
http://www.airpano.ru/files/Shanghai-China/1-2

1 мая 2014 00:23

Кстати говоря, у таких самоуверенных ветер снес портовые постройки вблизи Сочи в 2008 году, потому что проектировщики рассчитывали на волну 3 м, а получили при определенном направлен ветра волну 11 метра, на что не были рассчитаны сооружения и скажите еще о радиоактивных водах, зараженных японцами.

30 апр 2014 23:58

Учитывая, что уже вторую ветку водовода для Эжвы пропустиои через Сидорполой, скорее всего закрывать дамбой не собираются.

6 мая 2014 14:20

А когда-то обещали мосты через реку построить: в Заречье и в Париже.

6 мая 2014 18:15

Ну, если заглянуть в глубь веков (например, в 80-е гг. XX века), то можно вспомнить, как намеревались провести в Заречье канатную дорогу. А что касается моста, то он совершенно не выгоден. Проще переселить всё Заречье в город. Этот посёлок - лишняя головная боль городских властей.

1 мая 2014 00:38

Сингаур - город, мечты
http://www.airpano.ru/files/Singapore/1-2

Гонконг - город, где сбываются мечты
http://www.airpano.ru/files/Honkong/1-2

1 мая 2014 00:58

Ну и что? Зачем вбухивать деньги туда, когда у нас полно необустроенной земли?

1 мая 2014 01:26

не свое бабло, не жалко
бабло мАскальское
другой вопрос распределение земли и передача в частную собственность
вот главный вопрос
частник сам разберется с землей и деньгами, получше чинуш

6 мая 2014 14:18

Раньше в течение всего лета занимались углублением рек. Тонны песка поднимали на берега.
Теперь Курьи (между Максаковками), к примеру, которая была полноводной и мы в ней купались, уже практически нет. Осенью мы её перешагнули, не замочив ног. Она вся высохла и её уже не удастся восстановить. До неузнаваемости измельчали и Сысола с Вычегдой.
Прошляпили, господа градоначальники.

6 мая 2014 18:18

Влада, прошляпили даже Северную Двину, которая тоже измельчала и перестала быть судоходной. Вы были в Котласе. Там на берегу реки стоит никому не нужный речной вокзал. Права, я давно там не был. Может в бывшем речном вокзале ресторан какой-нибудь открыли.
На самом деле дело не в градоначальниках. Это природа решает по-своему.

6 мая 2014 18:36

как прошляпил?
флот не нужен ни кому, не рентабельно, нет грузов
что бы содержать фрватер нужны мегатонны солярки для змснарядов
и это только для ороткого периода навигации, три месяца

михаил
29 мая 2015 10:52

а я уже из заречья на юг перебрался!!!!!

Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
ВластьКомиСыктывкарЭкология