Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Ярославская область
  2. Опять опоздали. Кто и почему срывает ремонты дорог, дворов, парков в Ярославле — и можно ли это изменить

Опять опоздали. Кто и почему срывает ремонты дорог, дворов, парков в Ярославле — и можно ли это изменить

Александра Яшаркина, инфографика Миши Шумарева
Фото из группы «Мэрия города Ярославля» во «ВКонтакте»
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Кучи земли в парках, развороченные дворы, дороги, где асфальт кладут в дождь или снег, — ярославцы каждый год могут найти негативные примеры ремонта или благоустройства в городе. Почему сроки важных работ часто сдвигаются? Кто виноват в этом — подрядчики, проектировщики или чиновники? Что сделать, чтобы горожане получали отремонтированные объекты летом, а не к зиме? В поисках ответов корреспондент «7х7» проанализировала работы сезона 2021 года и поговорила с общественниками, чиновниками и подрядчиками.

Парки и общественные территории

 

С 2017 года общественные территории в Ярославле благоустраивают по губернаторскому проекту «Решаем вместе». В 2021 году мэрия запланировала отремонтировать пять парков и прогулочных зон. Ни один объект не сдали в установленные сроки.

 
Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Дворы

 

В 2021 году мэрия запланировала благоустройство 24 дворов по губернаторскому проекту «Решаем вместе». Представитель пресс-службы мэрии уточнил «7х7», что в итоге власти решили отремонтировать 25 дворов. Контракты на ремонт большинства из них выиграла компания «ГК Маист», с которой расторгли контракт из-за задержек. По информации, актуальной на 30 сентября, больше половины дворов находится еще в работе со сдвинутыми сроками сдачи.

 
Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Дороги

 

По данным мэрии Ярославля, в 2021 году 20 дорог в городе вошли в программу национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Официально к 30 сентября «введено в эксплуатацию 10 объектов». На трех улицах подрядчики нарушили сроки ремонта и не назвали окончательную дату сдачи, на двух приемку отложили.

Кто и почему срывает сроки ремонтов

Руководитель проектного офиса «Решаем вместе», который, в частности, отвечает за ремонт парков и дворов, Евгений Чуркин рассказал «7х7», что обычно срок сдачи работ ставят на 1 октября:

— В это время еще нет заморозков, можно комфортно работать. Это маркерный срок, по которому мы оцениваем, как идет реализация проекта.

В пресс-службе мэрии о темпах ремонта дорог рассказали, что перекладывать асфальт можно только в июне-июле, когда собственники тепловых сетей заменят трубы после завершения отопительного сезона. Журналист «7х7» насчитал шесть причин срыва сроков ремонта и благоустройства:

1. Смена подрядчика

В 2021 году «ГК Маист» и ООО «Юридическое бюро „Ордер“» должны были благоустроить 18 дворов и 2 парка, но власти разорвали контракты из-за затягивания сроков. Мэрии пришлось провести новые аукционы, чтобы выбрать подрядчиков. Так случилось, например, с парком Победы в микрорайоне Липовая Гора. «ГК Маист» приступил к благоустройству 19 апреля, но за все время работы провел только подготовительный этап. Контракт с компанией чиновники расторгли в июле, и 9 августа объект достался ООО «Ярстройсервис». Спустя почти месяц УФАС признал подрядчика недобросовестным, так как он уклонился от подписания договора. Поэтому новый исполнитель, ООО «Экопарк», получил время до 1 декабря.

— Хорошо, что удалось найти новых подрядчиков под конец сезона. Они уже вышли на объекты, погода позволяет работать, — прокомментировал ситуацию Евгений Чуркин из «Решаем вместе».

2. Изменения в проекте

Проект могут изменить заказчик или жители. Так случилось в сквере у Яковлевской церкви. Сначала подрядчик опережал график, но потом люди решили добавить детский городок. В итоге техническую приемку сквера вместо конца июля проводили только 14 сентября.

3. Задержки в согласовании

Бывает, что пора выбирать подрядчика, но экспертиза еще не приняла окончательное решение по проекту. Это случилось с парком «Озерная гривка». На благоустройство территории мэрия выделила 18 млн руб., работы планировали завершить до 1 октября. Однако подрядчика за лето так и не выбрали. Результаты экспертизы проекта комиссия приняла 20 августа, она же велела закончить благоустройство к 20 октября. Подрядчика выбрали 9 сентября, и срок сдачи отодвинули на 1 декабря.

4. Неправильная документация

Руководитель проектного офиса «Решаем вместе» Евгений Чуркин уверен, что 90% проблем при реализации проектов появляются из-за некачественной документации или долгих согласований с жителями:

— Жители могут вносить изменения, которые не касаются увеличения объемов работ. Например, попросить положить те же 20 бордюров чуть-чуть наискосок, сдвинуть парковку, увеличить ширину проезда.

В пресс-службе компании-подрядчика «ЕКС» «7х7» рассказали, что проекты, которые исполнители получают, часто не учитывают расположение инженерных сетей. Из-за этого приходится вносить корректировки и повторно отдавать документы на экспертизу.

— Мы перенесли сроки сдачи проспекта Машиностроителей. Специалисты столкнулись с большим объемом дополнительных работ, связанных с инженерными коммуникациями, бортовым камнем, грунтом, тротуарами, — пояснили в ЕКС.

Общественник, сооснователь движения «Неравнодушный Ярославль» Валерий Пьяньков уверен, что проекты получаются некачественными, потому что проектировщики не исследуют объекты, а чиновники, которые общаются с жителями, не записывают все пожелания.

— В итоге исполнителям приходится принимать решение по факту, и мы видим после этого зигзагообразные тротуары, – сказал Пьяньков.

5. Деньги

Общественник из движения «Дороги Ярославля» Илья Арифуллин рассказал, что авансы для подрядчиков не предусмотрены. Им приходится финансировать работы из собственного кармана, брать кредиты.

— Если происходит задержка с оплатой выполненной работы, могут срываться все последующие этапы. У подрядчиков есть свой финансовый запас, но они не могут полностью строить объекты по 50–100 миллионов за свой счет, – считает Арифуллин.

Общественник добавил: «Нет эффективных инструментов влияния на ответственных как среди чиновников, так и среди подрядчиков». По его словам, даже если подрядчик никуда не исчез, сложно заставить его выполнить гарантийные обязательства или заплатить штраф.

 6. Неочевидные причины

Часто ни заказчик, ни подрядчик не называют причин срыва сроков сразу или находят новые объяснения. Так, весной 2021 года мэрия Ярославля запланировала ямочный ремонт улицы Комсомольской в центре города. Подрядчик «Ярдорремстрой» должен был закончить работы до 31 августа. Затем власти объявили о сдаче улицы в сентябре, но погода испортилась. Срок 10 сентября пропустили, назвали новый. Мэр Владимир Волков 23 сентября отчитался, что объект на стадии завершения, а глава департамента городского хозяйства Ярослав Овчаров сказал, что проблема — в неожиданно обнаруженных коммуникациях. Мэр при этом позволил перенести сроки, чтобы подрядчик заменил канализационные люки. Ему не понравилось, как рабочие оформили стыки прямоугольной плитки, и он велел задержаться со сдачей, «но чтобы улица действительно была красивая, городу долго служила».

Ответственность за срыв сроков работ может лечь как на подрядчика, так и на заказчика. Руководитель проекта «Решаем вместе» Евгений Чуркин считает, что объективная причина задержки со стороны заказчика может быть только одна: подрядчик недобросовестно выполнял работу и контракт с ним разорвали. Бывает, что аукцион по выбору подрядчика заканчивается ничем, и приходится проводить новый. Это долгий процесс.

Евгений Чуркин сказал, что если подрядчик сделал работу качественно, но поздно, ему придется платить пени. Заказчик тоже в таком случае виноват: он видел, что ремонт выбился из графика, значит, надо было принять меры: предупреждения, штрафы.

— За срыв сроков подрядчику будут предъявлены штрафные санкции. Штрафные санкции начисляются после завершения работ за каждый день просрочки, — уточнили в пресс-службе мэрии.

Фото из группы «Мэрия города Ярославля» в соцсети «ВКонтакте»

Что нужно сделать, чтобы ремонты шли в срок

Собеседники «7х7» выдвинули семь предложений, которые помогли бы городу проводить благоустройство и ремонты вовремя.

1. Готовить проекты качественно и заранее согласовывать их с горожанами

— Проектировщик должен выделить пару дней своей работы, чтобы поприсутствовать на объекте, посмотреть на потоки движения людей (или по сервисам «Яндекса» посмотреть перемещение прохожих в данном месте), пообщаться с председателем, старостой дома или представителями ТОС. Важно понимать, что потребности людей в возрасте кардинально отличаются от, например, потребностей детей, — сказал Валерий Пьяньков.

Он уверен, что надо убирать лишних посредников между проектировщиками территории и жителями:

— Планирование, на мой взгляд, — это основа. Если задумка плохая, никакое ее воплощение уже ничего не исправит.

2. Наладить взаимодействие заказчика и подрядчика

Специалисты компании «ЕКС» говорят, что подрядчик обязан следить за сроками, а заказчик может затягивать согласования:

— Важно, чтобы заказчик оперативно реагировал на запросы подрядчиков и совместно искал способы дальнейшего решения. Постоянный контакт между заказчиком и подрядчиком качественно скажется на сроках производства работ.

3. Наладить взаимодействие городских систем

Илья Арифуллин акцентировал внимание на том, что власти говорят о согласовании ремонтов с коммунальными службами, но раскопки нового асфальта все-таки случаются.

— Из-за того, что отсутствует взаимодействие между службами и подразделениями, у нас не могут качественно подготавливать сопутствующие процессы — перенести или отремонтировать сети, проработать проект и нюансы каждого объекта в отдельности, не говоря уже об учете мнений общественности. Сюда же я бы отнес проблему восстановления асфальта после ремонтов, поскольку это настоящий бич, ежегодно пожирающий и без того скудный асфальт, — сказал Арифуллин.

4. Установить жесткие требования для участия подрядчиков в конкурсах

Случай с компанией «ГК Маист», которая выиграла объекты и бросила их, заставил общественников Ярославля обратить внимание на то, какие именно подрядчики выигрывают конкурсы на благоустройство.

— Не может одна компания со среднесписочной численностью в три сотрудника получить контракты на благоустройство половины дворов во всем городе, — уверен Валерий Пьяньков.

5. Открыть доступ к информации о сроках ремонта

На объектах, которые ремонтируют или благоустраивают, часто вешают паспорт работ. Валерий Пьяньков считает, что на него нужно добавлять графики со сроками: 

— Жители двора или района будут видеть, что к июлю должны быть сделаны дорожки, а если их нет — начнут будить ответственных со стороны заказчика. Многие годы мы, жители, не можем получить рабочую документацию ни по одному объекту, она бывает только у исполнителей работ. А это тот документ, который позволяет понять, что в итоге получится на местности.

6. Создать институт репутации и более жестко наказывать подрядчика за срыв сроков

По мнению Валерия Пьянькова, у заказчика, то есть чиновников, «колоссальные полномочия»:

— В Москве трудно представить картину, чтобы сорвали сроки работ, там ночами и по выходным будут делать работы, но не сорвут сроки. Потому что понимают, что вылететь с рынка очень легко, а вход обратно стоит очень дорого с точки зрения времени и репутации.

7. Изменить схему финансирования

Валерий Пьяньков видит в теме благоустройства политический подтекст:

— Депутаты сократили финансирование так, что за счет бюджета можно только сменить слой асфальта и воткнуть бюджетный вариант лавочки с урной во дворе. Фактически заботу о городе город переложил на жителей, а финансирование ремонта скверов и парков происходит за счет подачек (соглашений на финансирование) с крупным бизнесом.

На необходимость политической воли указал и Илья Арифуллин:

— Вся система, как и во многих других отраслях, заточена лишь на получение палочек и исполнение плана.

Если план исполнен и галочка получена, дальнейшая судьба дороги уже никого не интересует, будь она хоть кривой, хоть горбатой. К тому же, когда в правительстве [области] работали местные чиновники, можно было надеяться на личную ответственность и репутацию. Сейчас же все приезжие, поэтому всегда есть возможность кивнуть на предшественника.

Как горожане могут следить за благоустройством или ремонтом

В Ярославле активисты устраивают общественные приемки дорог и дворов. За состоянием дорог следит движение «Дороги Ярославля». Его члены фиксируют недостатки и предоставляют список с фотографиями подрядчику.

— Поскольку все чиновники — люди подневольные, а подрядчики не всегда добросовестные, общественники выступают независимым мнением, на которое сложно повлиять, но при этом их голос учитывается, только если начинается скандал. Зато плюс в том, что общественники могут задавать глупые и неудобные вопросы, — говорит Илья Арифуллин.

За благоустройством дворов следят активисты «Неравнодушного Ярославля». Валерий Пьяньков рассказал «7х7», как их опыт могут использовать другие жители.

 

Материалы по теме
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
БлагоустройствоГосзакупкиДорогиИсторииЯрославская область